ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
 

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 13 (430) - 19 августа 2009 г.
книга "великие люди джаза"Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 07.09.2009

Новые проекты
"Полного джаза"

NEW "Полный джаз": подкаст - аудиоверсия!
слушать подкаст прямо здесь:

 
скачать как mp3 (11 Мб) | скачать как wma (2,8 Мб)

Главные новости

 

Главная наша новость предстоящих дней - это, конечно, XII международный фестиваль на открытом воздухе "Джаз в саду Эрмитаж".
Он проводится с 1998 г., то есть с того самого года, когда "Джаз.Ру" из любительского сайта превратился в центральный джазовый ресурс русскоязычного сектора интернета. Вместе с этим фестивалем мы росли и развивались, а в последние годы, когда "Джаз.Ру" стал не только сетевым, но и бумажным изданием, работаем с фестивалем рука об руку. "Джаз.Ру" традиционно присутствует на фестивале - на центральной дорожке парка, под раскидистыми кустами прямо напротив сцены; там можно купить свежие номера журнала, бесплатно получить в подарок более старые номера (при покупке как минимум одного нового) и приобрести нашу книжную продукцию - а ведь у нас вышла ещё одна книга!
До встречи в "Эрмитаже", тем более, что музыкальная программа в этом году обещает быть весьма интересной!
4/5 номер журнала «Джаз.Ру»
CLICK TO ENLARGE

Традиционный сдвоенный номер середины лета; 76 страниц!
65 лет Игорю Брилю, 100 лет со дня рождения Бенни Гудмана, 95 — со дня рождения Сан Ра, репортажи с фестивалей «Усадьба.Джаз», Le Jazz, Нью-Орлеанского фестиваля джаза и культурного наследия, фестивалей в Гааге и Таллинне, интервью с участниками нью-йоркского трио Digital Primitives, с директором нью-йоркского Vision Festival Патрисией Николсон-Паркер, с Брэнфордом Марсалисом, Нильсом Ландгреном, Купером-Муром, Мишелем Порталем... и много других материалов!

обложка книги

В санкт-петербургском издательстве «Планета Музыки» под редакцией главного редактора «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова вышла книга «Великие люди джаза» — несколько десятков (почти сотня) портретных очерков и интервью зарубежных джазовых музыкантов, выходивших в разное время в журнале и на портале «Джаз.Ру». Книгу создали ведущие авторы журнала — Анна Филипьева, Татьяна Балакирская, Юрий Льноградский, Григорий Дурново, Михаил Митропольский, Николай Шиенок, Юрий Мачкасов, Андрей Соловьёв и ряд других.

Редакция "Джаз.Ру"

Специальный репортаж

North Sea Jazz 2009: фоторепортаж Роберта Багдасарова

НАЧАТЬ ПРОСМОТР ФОТОРЕПОРТАЖА

Есть всего несколько городов в мире, где ты, ничего не подозревая, едешь в трамвае и встречаешь Ивана Линса, мирно беседующего со своими музыкантами на передних сиденьях… Ты подходишь и говоришь: «Привет, Иван! Как тебе фестиваль?» А он отвечает: «Супер! Мы с парнями давно такого удовольствия не получали!» Или заходишь в отель и видишь: Ричард Бона сидит за столиком в процессе импровизированного джем-сешна с незнакомыми африканцами. «Что-то ребята наверху не очень играют — но у нас тут свой отличный джем получается! Ха-ха-ха!»
Это Роттердам. Город, который во второй уикенд июля ежегодно становится не только европейской, но мировой столицей джазовой музыки. Некоторые музыканты говорят, что North Sea Jazz — лучший фестиваль в мире; организаторы утверждают, что это крупнейший фестиваль. В это несложно поверить — 15 сцен в течении трёх дней, более 180 музыкальных коллективов (около 1500 музыкантов!) и 75 тысяч слушателей ежегодно... North Sea Jazz — это настоящий джазовый город. Ahoy — гигантский выставочный комплекс — расширяет свои границы в дни фестиваля и становится еще больше…
North Sea Jazz в этом году, как и всегда, порадовал отменной подборкой музыкальных стилей и коллективов. Пресловутый финансовый кризис, казалось бы, не затронул NSJ, но завсегдатаи отметили некоторое сокращение количества выступлений. Впрочем, это совсем незаметно — в 2009 году количество музыкантов высочайшего уровня, как всегда, на высоте. Посещая NSJ в этом году в третий раз, я заметил, что у меня немного изменился сам подход к прослушиванию — если раньше хотелось увидеть и запечатлеть всех звёзд, то в этот раз хотелось подойти более вдумчиво и послушать концерты полностью. А ведь это так тяжело, когда на соседних сценах одновременно выступают Roy Hargrove’s RH Factor и тут же Джошуа Редман в трио!
По счастью, в нашей журналистской группе было несколько человек, и маршруты у нас различались. Кто-то выбрал программу, более ориентированную на straight-ahead jazz, кто-то —более джаз-роковую с элементами funk и soul. Нам удалось подготовить для вас достаточно обширный фоторепортаж.
Полностью описать музыкальную программу фестиваля практически невозможно, не говоря уже о выставках, мастер-классах и кинопоказах. Но хочется отметить выступления, которые произвели серьёзное впечатление. По мнению нашей группы, наиболее яркими стали выступления Джорджа Дюка, причём в двух составах — с Чака Хан и с Рэйчел Феррелл. Чака Хан оказалась в компании Дюка в последний момент, прилетев на замену. Но, поверьте, это вовсе не выглядело как замена.
Трубач Рой Харгроув и его группа RH Factor показали, что такое настоящий грув. Гитарист и певец Джордж Бенсон исполнил несколько своих хитов и программу «Tribute to Nat King Cole», оставив, как всегда, уверенность в старой гвардии. Саксофонист Дэвид Санборн выступал на самой большой сцене, вмещающей около 10 тысяч человек... Очень запомнилось выступление Эрики Баду, которая устроила настоящее космическое шоу. Отдельно хочется отметить контрабасистку Эсперансу Сполдинг. Прочитав восторженные отзывы в иностранной джазовой прессе, мы были готовы к хорошему качественному джазу. Музыкальный материал Эсперансы был не просто на высоте — концерт прошел на одном дыхании. Эта 24-летняя темнокожая девушка управляла залом не хуже звёзд со стажем. К сожалению, на этом выступлении мы были настолько очарованы, что про фоторепортаж дружно забыли. Это серьёзный показатель!
Истинный любитель джаза, как и любитель околоджазовых стилей — от босса-новы до хип-хопа, почувствует себя здесь как дома. Желаю вам не пропустить этот фестиваль в следующем году!

Текст: Роберт Багдасаров
Фото: Роберт Багдасаров, Вадим Чумак

НАЧАТЬ ПРОСМОТР ФОТОРЕПОРТАЖА

Что намечается:
столичные анонсы

НЕ ПРОПУСТИТЕ:

XII МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
«ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ»

В конце августа в российско-израильском издательстве «Книга Сефер» выходит книга Михаила Кулля «Ступени восхождения», впервые в электронной версии опубликованная порталом «Джаз.Ру» два года назад. Издатели придали «Ступеням восхождения» подзаголовок «Авторская история московского джаза 50-90 годов». На бумаге получился солидный том, 352 стр.; учитывая, что автор обладает огромным уникальным фотоархивом по московскому джазу 1960-80-х гг., не удивительно, что в книгу вошло более 200 фотографий.
Презентация книги состоится в рамках Московской международной книжной ярмарки 4 сентября на большой сцене около нового павильона 75. Участвуют звёзды московского джаза и сам автор. Начало презентации — 17.00; часть программы презентации пройдёт на стенде Израильского культурного центра в павильоне 75.

In Memoriam

 

В ночь с 30 на 31 июля скончался Евгений Александрович Савин — ведущий российский педагог джазовой трубы. Он не дожил нескольких месяцев до свого 60-летия. Большой, весёлый, красивый, шумный человек ушел тихо и внезапно, во сне. Отпускное время не позволило собраться на проводы любимого Мастера всем многочисленным ученикам, коллегам и друзьям, но людей было много, и звучал джаз.
Творческая деятельность Евгения Савина продолжалась более сорока лет. Он проявил себя ярко и многосторонне как в джазе и эстраде, так и в академической музыке. Еще будучи студентом Ленинградского музыкального училища, он, ученик знаменитого трубача Вениамина Марголина, играл в Ленинградском академическом симфоническом оркестре филармонии под управлением великого Евгения Мравинского. К Евгению Савину — исполнителю партий первой трубы и солисту — с почтением относились выдающиеся музыканты: Зубин Мета, Геннадий Рождественский, Евгений Колобов, Родион Щедрин, Альфред Шнитке, Тимофей Докшицер. Он работал в лучших симфонических оркестрах (в том числе — в Международном симфоническом оркестре в Вене под управлением Зубина Меты), гастролировал во многих странах мира, выступал, к примеру, в Линкольн-Центре как солист Президентского оркестра Билла Клинтона.
Чистый и мощный звук его трубы остался в концертных и студийных записях, в лучших записях Гостелерадиофонда — симфоджазовых оркестров под управлением Юрия Силантьева, Анатолия Кальварского и других.
Увлечение джазом молодого музыканта благословил не кто иной, как Луи Армстронг во время их знакомства, происшедшего в конце 1960-х годов в ГДР. Как святыни хранил Евгений Савин подаренные ему Армстронгом мундштук и фотографию с автографом. По-отечески раскрывал Евгению свои секреты Мейнард Фергюсон, который благодаря нескольким встречам в разных странах следил за ростом молодого музыканта и всячески поощрял его. Исполнительское, а впоследствии и педагогическое мастерство Евгения Савина высоко ценили Артуро Сандоваль, Уинтон Марсалис, Джеймс Моррисон, Валерий Пономарёв и другие звёзды мирового джаза.
Блестящий исполнительский уровень Евгения Савина подтвержден полученными им званиями лауреата Всероссийских, Всесоюзных и международных конкурсов, в том числе — Международного джазового конкурса на Кубе в 1978 году.
Преподавательская деятельность Евгения Савина началась в 1982 году и происходила во многих учебных заведениях Москвы, в том числе в Московском государственном колледже эстрадного и джазового искусства, музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова, Российской Академии музыки им. Гнесиных, в Московском государственном университете культуры и искусств, где с 1999 года он возглавлял кафедру эстрадных оркестров и ансамблей. Им подготовлено свыше двухсот учеников, из которых около шестидесяти стали лауреатами и дипломантами многих конкурсов и фестивалей, включая международные. Воспитанники Евгения Савина занимают достойное место в симфонических и оперных оркестрах, джазовых ансамблях и оркестрах разных городов России, работают за рубежом, успешно преподают. С благодарностью вспоминают своего учителя Виктор (Арзу) Гуссейнов, Вадим Эйленкриг, Александр Сипягин, Владимир Галактионов, Михаил Волох, Виталий Головнёв, Вадим Зайдин, Павел Жулин, Алексей Батыченко и множество музыкантов, которые проходили его класс трубы, ансамбля, биг-бэнда, исполнительской методики.
Своими уникальными педагогическими секретами Евгений Савин щедро делился со всеми, кто приходил к нему. В его классе в Колледже на Ордынке можно было встретить не только трубачей, но и тромбонистов, валторнистов, вокалистов, саксофонистов — всем он помогал ставить дыхание и совершенствовать исполнительский аппарат. Он был желанным гостем во многих учебных заведениях России и зарубежных стран (Японии, Швейцарии, Германии, Австралии), куда его звали для проведения мастер-классов.
Евгений Савин приложил огромные усилия для того, чтобы исполнительский и творческий уровень его кафедры вырос. Руководимые им «Университет-бэнд» и ансамбль «Серебряные трубы» успешно выступали на джазовых фестивалях, на известных концертных сценах, в филармонических концертах. Во время международных семинаров и ассамблей в МГУКИ с «Университет-бэндом» проводили мастер-классы зарубежные профессора, студенты отделения участвовали в международных концертах. Оценки гостей были неизменно восторженными. Но обласкан официальными почестями Евгений Савин не был. Профессором он успел побыть только год, а подписания указа о присуждении ему звания Заслуженного артиста России он так и не дождался. Несправедливо.
Было много планов, идей, проектов…
Все, кому выпало счастье общения с Евгением Александровичем, не забудут его щедрой широкой души, его преданности своей профессии, его любви к людям, к своим коллегам и друзьям, к ученикам, которые просто обязаны передавать и дальше эстафету своего Учителя.

Зинаида Карташёва

А в это время
за бугром...

 

Девять лет назад в честь 85-летия со дня рождения мы опубликовали очерк, посвящённый гитаристу, изобретателю, и новатору музыкальных технологий, которого весь мир знал под именем Лес Пол. Знал - потому что 13 августа 2009 года Лес Пол ушёл из жизни. Хотя это очень грустно, всё же участи этого замечательного человека нельзя не позавидовать. Он прожил 94 года и выступал на сцене до последних лет своего длинного века, жил полной и насыщенной творческой жизнью и при жизни был признан во всех своих многочисленных новаторских качествах. Согласитесь, такая судьба выпадает далеко не каждому.
Лес Пол - его настоящее имя было Лестер Уильям Полсфусс - прошёл длиннейший творческий путь. Он родился в городишке Уокеша, штат Висконсин (на Среднем Западе США) в 1915 году и в 1927-м, когда ему было всего 13 лет, уже профессионально выступал как гитарист. Таким образом, его исполнительская карьера продолжалась как минимум восемьдесят два года. За это время он успел поиграть во множестве разных стилей, играл кантри, джаз и даже рок-музыку, но его творческие достижения не были связаны с какой-то одной стилистикой - хотя, скажем, его джазовые записи середины 40-х годов прошлого века не уступают записям ни одного из тогдашних джазовых гитаристов. Скорее, его интересовало, как делается музыка, и как можно улучшить этот процесс, при этом он имел абсолютный слух, умел быстро учиться всему новому и, по его собственному определению, всегда больше всего хотел знать, как всё вокруг него устроено, как оно тикает.
Эти качества позволили ему стать, наверное, самым важным новатором в области музыкальных технологий за последние сто лет, ведь за свою жизнь он изобрёл электрогитару, разработал современный тип звукоснимателей для электрогитары, придумал, как делать на одну и ту же магнитную ленту множество наложений записи, изобрёл пружинный ревербератор и, наконец, создал и усовершенствовал технологию многоканальной звукозаписи, фактически единолично создав большую часть современных музыкальных технологий, в решающей степени определивших звучание музыки 20 века.
При этом Лес Пол был большим популяризатором своих работ. В конце 1940-х - начале 1950-х годов его записи были чрезвычайно популярны (шесть синглов на вершинах хит-парадов США!), он, собственно, ввёл новейшие электрические звучания и представление о новейших музыкальных технологиях, так сказать, в массовое сознание. Два года он вёл на американской сети радиостанций NBC радиошоу своего имени, а затем ещё несколько лет - подобную же передачу на телевидении, популяризируя электрогитару и разные технические чудеса и новшества.
На "Джаз.Ру" пару дней назад появился подкаст памяти Леса Пола, в котором использованы фрагменты из его радиопрограммы 1950-го года. В студии, которая действительно находилась у него дома (в то время он жил ещё в Калифорнии - позже он перебрался в Нью-Джерси, где прожил почти 60 лет), гитарист вместе со своей женой, певицей Мэри Форд, записывал еженедельную радиопрограмму. Они шутили, говорили о музыке, но в основном обсуждали технические трюки Леса. Правда, по их словам выходило, что всё это крайне просто: есть некая машина, под названием "Лес Польверизатор" (Les Paulverizer), которая якобы умножает звучание инструментов или голосов, достаточно нажать на кнопку. На самом деле подготовка каждого выпуска 15-минутного радиошоу занимала почти всю неделю, потому что каждую из партий шести одновременно звучавших гитар в действительности нужно было записывать с наложением в режиме реального времени, да ещё и с изменениями скорости движения магнитной ленты, чтобы добиться всяких футуристических эффектов вроде сверхбыстрых и сверхвысоких пассажей, а в вокальных номерах надо было то же самое проделать с тремя-четырьмя голосовыми партиями, которые записывала Мэри Форд; и если в последнем наложении делалась какая-то ошибка, то приходилось переписывать и все предшествовавшие партии тоже!

подкаст памяти Леса Пола
использован фрагмент The Les Paul Show (1950, радиосеть NBC) при участии Леса Пола (гитара) и Мэри Форд (вокал) слушать прямо здесь, без предварительной загрузки:

скачать как mp3 (9,5 Мб) | скачать как wma (2,43 Мб)

Более ранние подкасты о Лесе Поле:
Подкаст Кирилла Мошкова (2006):
mp3 - 7,6 Мб | wma - 1,93 Мб
Подкаст Михаила Митропольского (2007):
mp3 - 6,48 Мб | wma - 1,66 Мб

Кирилл Мошков

Радио

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.

7 июля 617-я программа «Бесконечное приближение» посвящена 80-летию со дня рождения легендарного музыканта, лидера фьюжн-группы «Weather Report» Джо Завинула. В программе звучат, в том числе, редкие записи музыканта.
14 июля 618-я программа «Бесконечное приближение» посвящена 60-летию одного из интереснейших музыкантов креативной направленности тромбониста Джорджа Льюиса (George Lewis).
21 июля 619-я программа «Бесконечное приближение» принадлежит серии «Лица необщим выраженьем» и продолжает творческую биографию уникального российского музыканта Аркадия Шилклопера.
28 июля 620-я программа «Бесконечное приближение» позволяет автору поимпровизировать, включая в процесс Найджела Кеннеди (Nigel Kennedy), Гидона Кремера и камерный оркестр «Кремерата Балтика», брасс-ансамбли Empire Brass Quintet и German Brass.


Джаз на "Свободе"
Программа «Время Джаза», посвященная истории джаза, ее героям, заявкам радиослушателей и новостям мира джаза. Воскресенье 23.00 по Москве и два повтора - в понедельник в 3 и в 10 утра. Ведущий программы - Дмитрий Савицкий.

Подкаст "Слушать здесь":
18.08.09 - #365: Лес Пол, изобретатель твердотельной электрогитары, записи с наложением, пружинного ревербератора, многоканальной звукозаписи, разработчик современных типов гитарных звукоснимателей и выдающийся гитарист (1915-2009): главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует фрагмент радиопрограммы The Les Paul Show (1950, радиосеть NBC) с участием Леса Пола (гитара) и Мэри Форд (вокал); звучат джазовые стандарты "Sweet Georgia Brown" и "I Can't Give You Anything But Love"

15.08.09 - #364: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесы "Django" и "The Hook" финского джаз-рокового гитариста Юкки Толонена с альбома "The Hook/Hysterica" (1974-1975, на CD - Love Records, 1994)

12.08.09 - #363: заместитель главного редактора журнала "Джаз.Ру" Анна Филипьева в выпуске подкаста "Полный джаз. Дайджест" рассказывает о текущих мировых и российских джазовых новостях (на материале готовящегося выпуска нашего электронного приложения "Полный джаз"); слушаем пьесу "Criss Cross" с альбома ансамбля The Blue Note 7 "Mosaic" (Blue Note, 2009)

11.08.09 - #362: композитор и теоретик джаза Джордж Расселл (1923-2009) - главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу "Ezz-Thetics" с одноименного альбома Джорджа Расселла (Riverside, 1961)

08.08.09 - #361: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесы "Do You Take this Man?" с совместного альбома певицы Диаманды Галас и рок-музыканта Джон-Пола Джонса "Sporting Life" (Mute, 1994) и "B.Fingers" с сольного альбома Джон-Пола Джонса "Zooma" (Discipline, 1999)

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Анна Филипьева,
Константин Волков,
Роберт Багдасаров,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.,
Jazzhouse.Org

Фото:
Кирилл Мошков,
Роберт Багдасаров,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.