ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #15, 2009

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Что будет с челябинским джазом?

В этом году гордость южноуральской джазовой сцены — «Уральский Диксиленд» — празднует очередной свой юбилей: 40 лет сценической деятельности! Согласитесь, 40 лет — даже для человека немало, а для творческого коллектива — это более чем серьезная дата. Но, к сожалению, наши любимые джазмены будут встречать этот праздник с оттенком серьёзной грусти. Совсем недавно диксиленд, как и биг-бэнд «Джаз-Академия», перестал быть муниципальным учреждением культуры. Естественно, по воле кризиса. А на что еще можно сослаться в этой ситуации? Только на кризис! Конечно, экономить нужно и на чем только можно! Начали с культуры. Причём основательно. О том, что из этого может получиться, мы беседуем с бессменным руководителем «Уральского Диксиленда», народным артистом России Игорем Владимировичем Бурко, гитаристом Валерием Сундаревым и руководителем студии «Беби-джаз» Георгием Анохиным:

И.Б.: Когда наши гости не только из ближнего зарубежья, и из России, и из-за границы приезжают к нам в Челябинск, то, естественно, выступают муниципальные коллективы - достояние культуры нашего города. Это и «Современный балет» Ольги Пона, и театр «Манекен», и биг-бэнд Станислава Бережнова, и «Уральский Диксиленд», и «Беби-джаз». Слава Богу, «Беби-джаз» не тронули, а вот нас подвинули. 9 лет мы проработали как муниципальный коллектив. Никаких нарушений не было. Мы только привозим дипломы с джазовых фестивалей, потому что мы также защищаем честь Челябинска в других городах, везде, где бы мы ни были. А получается так, что мы теперь городу не нужны. И администрация понимает, что нам без бюджета не выжить. Почему? Потому что культура должна подкрепляться бюджетом в обязательном порядке. Нет ни одного профессионального театра, коллектива, которые бы не подкреплялись бюджетом. Это я говорю о тех городах, которые мы считаем периферией. Это не Москва и не Санкт-Петербург. Поэтому можно возмущаться, но факт есть факт. Я не знаю, почему дума так проголосовала. Мы не такой уж обременительный бюджет использовали на коллектив. Непонятно.

Что касается джазовых коллективов «Уральский Диксиленд» и «Джаз-Академия», насколько это может отразиться на творческих планах этих оркестров?

И.Б.: Я могу сказать такую вещь: организовать самим открытое выступление– это значит, что музыканты должны работать бесплатно для того, чтобы оплатить только одну обслугу для сцены. Это и аренда, и всё остальное. Нам это невозможно сделать, неоткуда. А дорогие билеты не сделаешь, как делают это приезжие коллективы. И даже у гастролёров концерты срываются!

Г.А.: Очень грустно, что сложилась такая ситуация. Конечно, это коснулось не только джаза, то же самое и в других областях искусства и культуры. Очень жаль, что так произошло. Остаются только надежды, что в будущем это джазовое состояние как-то может выправиться.

В.С.: На мой взгляд, не только джаз переживает не самые лучшие времена, вообще культура в Челябинске, т.к. по каким-то причинам, не совсем понятным для меня, челябинская городская дума приняла решение прекратить финансирование практически всех муниципальных учреждений культуры. Это, мне кажется, неверное решение, потому что есть русская поговорка «ломать — не строить». То, что можно сломать в течение одной минуты подписью или голосованием, придется восстанавливать, воссоздавать очень долгие годы, а вполне возможно — и не получится ничего восстановить, потому что таких примеров в истории человечества — огромное количество, и в истории города Челябинска немало таких примеров. Я знаю по собственному опыту и по опыту общения со своими коллегами из разных городов нашей страны, из разных стран Европы и других частей света, что подобные решения не должны приниматься скоропалительно, чтобы получить какую-то сиюминутную выгоду. Не понимаю, какую выгоду можно получить от того, что будут закрыты учреждения культуры? Я уверен, что экономия средств городского бюджета, на которую ссылаются при принятии такого решения, настолько минимальна, что это не поможет ничему: ни строительству дорог, ни социальной сфере.

Челябинск притягивает джазовых музыкантов России, Америки и некоторых европейских стран в первую очередь своим фестивалем «Какой удивительный мир». Какова дальнейшая судьба этого фестиваля?

И.Б.: Мы не можем сейчас провести и организовать джазовый фестиваль с приглашением артистов. Город будет в этом отношении увядать. Мы провели 10 международных джазовых фестивалей, где был настоящий праздник! Мы дошли до того, что фестиваль в нашем городе назвали «лучший джазовый праздник в России». А сейчас это все невозможно. Нужно урезать все эти праздники. Погубить коллектив можно одним прочерком! Создать его очень тяжело. А плюс к этому, этот год у нас юбилейный. Мне как бессменному руководителю моего коллектива уже 65! 50 лет — творческой деятельности и 40 лет «Уральскому Диксиленду». Это все вот этот год. И нам сейчас сделали такой подарок. Плюс к этому мне присвоили звание Народного артиста России. И вместе с присвоением звания Народного артиста России меня предупредило управление культуры о том, что нас будут ликвидировать. Я думаю, это нехорошо.
Мы будем пытаться провести в декабре-месяце 11-й фестиваль «Какой удивительный мир», который будет посвящён трем нашим датам. Я думаю, это для Челябинска престижно, что в городе есть такой коллектив, который просуществовал 40 лет, который объездил почти весь мир! Так что, может быть, и городские власти тоже подумают, чтобы была какая-то помощь для проведения этого фестиваля.

В.С.: На мой взгляд, может быть два выхода. Либо фестиваль будет существовать на какие-то меценатские спонсорские средства. Либо он просто превратится в местечковое мероприятие «для галочки», что бы отметить «вот у нас был фестиваль, у нас все равно все есть». Это будет совершенно другое все. Обидно, потому что, очень мало фестивалей подобного уровня. Музыканты — люди подвижные очень. Естественно, останется клубная работа, останется ресторанная работа у того, у кого она была, хотя ее тоже с каждым днем все меньше и меньше. Кто-то может уйти в другую сферу деятельности, что тоже бывало неоднократно. Картина, так скажем, не очень радостная.

Г.А.: Я думаю, что фестиваль будет продолжаться. Может быть, не в тех объёмах, в которых он был, как-то более упрощённо, что накладывает определенные обязательства на джазменов города Челябинска. Они будут, может быть, выступать в большем объёме, с более динамичной программой. Жизнь не остановилась, и что бы ни происходило в городе и вообще в стране, джаз играли и будут играть и на фестивалях, и на не фестивалях.

Георгий Петрович, волнения и переживания, которые коснулись взрослых джазовых коллективов, затронули ли детскую студию «Беби-джаз»?

Г.А.: Не хотелось бы мне говорить о деньгах, но их у нас нет. Мы будем надеяться, что нам будет помогать городская администрация, будут помогать спонсоры, может быть, даже родители наших детей-музыкантов, чего я, в общем-то, не хотел, потому что не все могут позволить себе оторвать от бюджета какие-то небольшие деньги, чтобы проводить фестивали, «Рождественские блюзы». Будем надеяться на город, потому что было сказано Борисом Ефимовичем Видгофом, что «Беби-джаз» будет в полном объёме поддерживаться администрацией города.

Конечно же, Георгий Анохин абсолютно прав. Жизнь не остановилась. Музыканты не опустили руки. Выступления таких коллективов, как «Уральский Диксиленд» и «Джаз-Академия» продолжаются — во-первых, потому, что этих музыкантов любят, а во-вторых — эти концерты никогда не были коммерческими. Просветительскими — да. Танцевальными — тоже да. Просто встречами с любимыми джазовыми программами — бесспорно. А вот коммерческими — нет. Да, конечно, в это непростое время возникают сомнения, предпочтут ли джаз предметам и продуктам первой необходимости. Но остается надеяться, что залы, где будут выступать «Уральский Диксиленд» и «Джаз-Академия», несмотря ни на какие трудности, будут по-прежнему полны их поклонниками.
Так и хочется вспомнить пословицу «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Но еще и хочется верить, что трудности, с которыми сегодня столкнулись наши любимые музыканты, — временные. Хочется верить, что все вернется на круги своя. И будет найдено разумное решение, позволяющее сохранить не только «Уральский Диксиленд» и «Джаз-академию» как творческие коллективы, но самое главное: не потерять историю джазовой музыкальной культуры Южного Урала, его фестивалей, их прославленных именитых гостей, которые в течение уже 10 лет радовали нас своим творчеством и всегда поражались высокой музыкальной культуре южноуральских поклонников джаза и их гостеприимству. А музыка… А музыка просто звучит. Она просто над всем этим, потому что музыка помогает понять нам, в каком удивительном мире мы живем.

Мила Перетрухина,
программа «Джаз-Тайм»,
радио «Студия 1», Челябинск

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service