ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
 

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 17 (434) - 3 ноября 2009 г.
книга "великие люди джаза"Издается с октября 1998 г. Выходит один раз в две недели.

Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 18.11.2009

Цитата номера

«А я говорю — играй по-своему. Не играй то, чего хочет публика. Играй то, чего хочешь ты — а слушатели пусть врубаются в то, что ты делаешь. Даже если им на это потребуется пятнадцать или двадцать лет»

Телониус Монк

использовано фото Хэрба Снитцера

Как это было
в Москве

29.10 -
презентация альбома Олега Бутмана "Страсть"

19.10 -
концерт Роберто Фонсеки

22.10 -
концерт Кевина Махогани

23-25.10 -
фестиваль "Российские звёзды мирового джаза"

октябрь -
гастроли проекта Игоря Широкова - Алексея Круглова

октябрь -
обзор самого интересного

Звукозаписывающий лейбл Butman Music продолжает экспансию на отечественном и мировом музыкальных рынках: 29 октября в Светлановском зале Московского международного Дома музыки прошёл концерт-презентация очередного диска, выпущенного лейблом — речь идёт об альбоме «Страсть» (в англоязычной версии — «Passion») барабанщика Олега Бутмана и пианистки Натальи Смирновой. Помимо них в концерте приняли участие американские музыканты — контрабасист Эссиет Эссиет и саксофонист Эрик Мариенталь.
Последний не принимал участия в записи альбома (там сыграл саксофонист Уэйн Эскоффери из Mingus Dinasty), однако на концерте он был на своём месте, и львиную долю энергетики выступления можно смело приписать ему.
Конечно, можно сколько угодно спорить о наличии либо отсутствии глубинной метафизики и высокой эстетики в собственном творчестве Эрика Мариенталя, но чего у него не отнять — это исключительного профессионализма и потрясающе мощной сценической харизмы. При этом удивительно, как, будучи прирождённым фронтменом, он умеет внезапно буквально растворяться в воздухе и становиться совершенно незаметным, когда соло исполняют его коллеги, или когда состав играет туттийные эпизоды.
К сожалению, расслышать исполнительские особенности Эссиета Эссиета оказалось почти невозможно. Увы, Светлановский зал грешит сложной акустикой. Укротить её — задача нетривиальная, а в случае с джазовым контрабасом, похоже, почти невозможная. Многочисленные деревянные панели в разных плоскостях отражают звук весьма причудливо. Но что хорошо для классических составов, не всегда хорошо для джазовых, особенно — с усиленными барабанами. К тому же зал, заполненный в этот вечер лишь примерно на треть, гудел как пчелиный улей, и в какие просторы уносился при этом звук контрабаса — для многих так и осталось загадкой. Впрочем, не всё так плохо. Да, сольные эпизоды, к сожалению, не прозвучали так, как могли бы. Однако в аккомпанементе Эссиет был убедителен и составил хороший тандем Олегу Бутману.

Олегу достучаться до публики — в полном смысле этого слова — оказалось значительно проще. Слышно его было хорошо. Концерт начался полномасштабным соло на ударных в пьесе «Ночные шаги», да и дальше Олег не упускал возможности при случае посолировать — например, в пьесе «On the Edge». Ну, что ж, чей альбом, в конце концов, презентовался? Читатель скажет: «Бутмана и Смирновой!» Правильно. Но пианист традиционно солирует больше барабанщика. И конечно, Наталья тоже солировала, много и увлечённо.
В пьесе «The History Of Time» она, например, выдала на-гора по-мужски мощное напористое соло. Лирический дуэт барабанов и фортепиано во вступлении к следующей пьесе — «Вальсе для двоих» — не оставил слушателям повода для сомнений относительно того, кто же эти двое. Особенно если принять во внимание то, что Наталья и Олег минувшим летом заключили брачный союз. В продолжение темы Наталья спела стандарт «The Man I Love» в довольно свободном и существенно осовремененном изложении (развернувшись при этом от рояля к синтезатору, весьма убедительно эмулировавшему старинное аналоговое электропиано), а Эрик Мариенталь поддержал её очень красивым соло на сопрано-саксофоне.

Автор этих строк пока не имел возможности послушать сам новый альбом. Но если судить о нём по концерту в Доме Музыки, то, несмотря на весьма неспокойное название, от него веет позитивом и комфортом. Таковы пьесы «Утром» и «Дорога в рай». Отчасти такова стремительная композиция «Настроение» — у автора есть подозрение, что это было настроение погонять по МКАД на «Ламборджини», которое в отсутствие требуемого транспортного средства трансформировалось в нотный текст. Хотя, конечно, кто его знает… В любом случае публика получила большое удовольствие. Слушатели, выглядевшие в начале вечера растерянными и слегка помрачневшими в виду явно избыточного количества пустых мест вокруг себя, в финале аплодировали музыкантам стоя, а очередь за автографами перегородила собой весь холл Дома Музыки.

Анна Филипьева
фото: Владимир Коробицын


18 октября в санкт-петербургском Мюзик-Холле и 19 октября в Светлановском зале Московского международного Дома музыки прошли организованные фондом «Музыкальный Олимп» выступления квинтета известного кубинского пианиста Роберто Фонсеки. Концерты состоялись в рамках мирового тура, посвященного выходу пятого сольного диска музыканта «Akokan» («Сердце»). Вместе с Фонсекой в концертах участвовали те же музыканты, что и записали новый альбом – кларнетист, флейтист и саксофонист Хавьер Сальба, контрабасист Омар Гонcалес, перкуссионист Йоэль Йерреcуэло и ударник Рамсес Родригеc.

Роберто Фонсека выступал в Москве уже не первый раз, но до этого он приезжал только как участник концертов различных ветеранских составов Buena Vista Social Club — весной 2004 г. пианист аккомпанировал ныне уже покойному певцу Ибраиму Ферреру, а летом 2008 г. — не менее известной кубинской певице Омаре Портуондо.
Основная часть из дюжины представленных на московском концерте композиций состояла из материала нового альбома «Akokan» — «Lo Que Me Hace Vivir» (в которую Роберто Фонсека вставил неизбежные по такому случаю «Подмосковные вечера»), «Lento Y Dispacio», «Siete Potencias». Две композиции на концерте Фонсека посвятил покойным музыкантам, старшим коллегам Роберто по объединению Buena Vista Social Club. Памяти Ибраима Феррера Роберто Фонсека прозвучала новая пьеса «Сuando Uno Crece» (напомню, что Фонсека выступил сопродюсером и сыграл во всех треках «Mi Sueno» — последнего альбома этого легендарного кубинского певца, вышедшего уже после смерти Феррера и посвященного жанру болеро), а заметно удлинённая за счёт нескольких соло Хавьера Сальбы пьеса «Llego Cachaito» с предыдущей пластинки Фонсеки «Zamazu» посвящена памяти Орландо Качаито Лопеса.

Роберто не только сыграл на фортепиано, но и спел все вокальные партии (на альбоме их также исполняют мать пианиста Мерседес Кортес Альфаро, певица Майра Андраде и гитарист Рауль Мидон).
Стоит отметить сыгранность музыкантов, их идеальное взаимопонимание, они явно получали полное удовлетворение от концерта, выглядели и звучали как единая группа. Пьесы исполнялись в совершенно разных комбинациях инструментов, каждый получил время для сольного номера. Барабанщик периодически откладывал палочки в сторону и играл руками.
Закончили музыканты композицией «El Ritmo De Tus Hombros», а на бис Роберто Фонсека предложил зрителям попеть вместе, превратив на несколько минут Светлановский зал ММДМ в подобие ревущего стадиона. Полного аншлага не случилось, но зал был уверенно заполнен на три четверти и очень тепло приветствовал музыкантов.
Приходится (в отличие от отзывов о питерском концерте) признать, что звук московского концерта оказался неидеальным — наблюдалась звуковая каша в партере, и не очень хорошо был слышен электробас.

Несколько слов о самой пластинке. Новый диск демонстрирует стремление пианиста выйти за пределы чисто кубинской традиционной музыки, добавить к ней элементы современного «умного» европейского джаза, мотивы других этнических культур — к примеру, на альбоме «Akokan» присутствует композиция «Bulgarian». Музыкант явно находится в состоянии творческого поиска — альбом получился несколько эклектичным, но интересным и разнообразным, и с ним имеет смысл ознакомиться как любителям кубинской музыки, так и поклонникам чистого джаза.
Напоследок напомню, что следующей звездой, которую скоро привозит в Москву и Питер фонд «Музыкальный Олимп», станет канадская пианистка Дайана Кролл (см. анонс).

Александр Никитин
фото автора


Имя Кевина Махогани московская публика уже успела слегка подзабыть — один из самых востребованных американских вокалистов не был в российской столице уже практически три года. Концерт, прошедший 22 октября в Клубе Игоря Бутмана, нельзя назвать аншлаговым, но зато каждый зритель в зале знал, на кого пришёл, и количество московских поклонников Кевина меня приятно порадовало. Как правило, столичная публика приходит не на конкретного исполнителя, а, скорее, «по случаю» или же по удачно написанным зазывающим текстам, что совсем не всегда означает, что приезжий гость действительно настолько талантлив, как о нём пишут.
Кевин Махогани — представитель классической джазовой школы, в его репертуаре достаточно известные стандарты «My Funny Valentine», «Cheek To Cheek», «Girl From Ipanema», «My Romance», «Here's That Rainy Day», «All Blues» Майлcа Дэйвиса и т.п. Но каждый раз в его исполнении достаточно заезженная композиция звучит несколько иначе. Складывается ощущение, что ты слышишь ее чуть ли не в первый раз. Умение заставить старое звучать по-новому — весьма полезный талант для вокалиста.
Московский концерт Махогани отыграл с ансамблем талантливых российских музыкантов (пианист Иван Фармаковский, контрабасист Макар Новиков, саксофонист Дмитрий Мосьпан и барабанщик Александр Машин). Этот факт меня весьма порадовал — часто приезжим музыкантам придаётся «штатная» ритм-секция того или иного клуба, не всегда соответствующая уровню гостя.

Изначально Кевин не выбирал конкретную программу и последовательность композиций. Как он объяснил мне перед началом выступления, программа зависит от настроения публики, её реакции и желаний. Если уметь слушать зрителя, то каждая новая тема придется аудитории по душе, — считает Махогани.

Видимо, поэтому с самого начала исполнитель начинает со сцены заигрывать с публикой и острить, демонстрируя хорошее чувство юмора, понятное каждому. Хотя есть моменты, которые несколько смущают Кевина на концертах в неанглоязычных странах: очень сложно говорить с публикой и не быть уверенным, что все в зале понимают тебя — от этого чувствуешь себя на сцене несколько скованно. Однако скованность певца на концерте никто не заметил; скорее, напротив — казалось, что он чувствует себя на сцене как дома: расслабленно и комфортно. Ему даже удалось сохранить чувство юмора, когда после зажигательной «Cheek To Cheek» пьяный голос из зала потребовал больше огня. Требующему в следующей композиции было выдано столько огня, что он стыдливо ретировался из зала.
Публика была в восторге от умения Кевина имитировать голосом музыкальные инструменты: начав с тромбона, он перешел на соревнование с контрабасом и закончил потрясающим дуэтом с ударными. Зал пришел в полный и окончательный восторг и не желал отпускать музыкантов. Я еще не помню такого, чтобы исполнитель полтора часа чистого времени провел на сцене и умудрился не растерять внимание публики. Последние силы Кевин потратил на общение с поклонниками, раздачу автографов и обещаний, что вернется в Москву так скоро, как сможет.

Гульнара Хаматова
фото автора


23-25 октября в московском Театре Эстрады прошёл шестой по счёту фестиваль "Российские звёзды мирового джаза", который проводит народный артист России Анатолий Кролл. О том, как проходили концерты этого популярного фестиваля, рассказывают наши внештатные корреспонденты...>>>>


В октябре состоялись очередные российские гастроли флюгельгорниста Игоря Широкова, уроженца Новосибирска, вот уже семнадцать лет проживающего в славном немецком городе Марбург. У квартета, сыгравшего в этот раз пять концертов в Москве, Ярославле и Обнинске, есть два номинальных лидера — наряду с автором всей музыки Игорем Широковым вторым лидером коллектива выступает московский саксофонист Алексей Круглов. На ударных в квартете играет замечательный архангельский барабанщик Олег Юданов, а на контрабасе — 23-летний воспитанник ярославской школы джаза Дмитрий Денисов, совсем новое для российской сцены имя. Ансамбль со столь обширной географией участников, состоящий из представителей разных поколений собрался для того, чтобы сыграть оригинальную импровизационную музыку с русским уклоном.

Стоит сказать несколько слов об Игоре Широкове, создавшем эту удивительно атмосферную музыку. Этот трубач и флюгельгорнист получил известность после выступления в составе оркестра Владимира Виттиха на Таллиннском джазовом фестивале 1967 года. В дальнейшем Широков работал солистом-импровизатором практически во всех ведущих советских биг-бэндах того времени (у Анатолия Кролла в Туле, у Юрия Саульского в «ВИА-66», у Иосифа Вайнштейна в Ленинграде, у Олега Лундстрема в Москве), исколесил с концертами всю страну, записывался на пластинках. В 1980-х основной коллектив Широкова — это его квинтет с известным саксофонистом Александром Пищиковым, тоже, кстати, впоследствии (в 1997 г.) уехавшим жить в Германию.
Создавать авторскую музыку, основанную на национальных интонациях, Игорь Широков начал достаточно поздно. В 1983 г. Широков познакомился со звонарём Владимиром Петровским и спустя некоторое время попросил его наиграть колокольные звоны на плёнку, чтобы впоследствии добавить на неё звук флюгельгорна. Так появился первый собственный проект Широкова — джазовая импровизация под звуки колоколов.
В 1991 г. на фестивале в Ярославле Широков познакомился с молодой немецкой флейтисткой Клаудией Хельмерс. Эта встреча стала поворотной — как в жизненном плане (Игорь уехал жить в Марбург, где в то время училась Клаудия), так и в творческом. Играющая в собственной группе Клаудия владела принципиально иным, более свободным подходом к созданию музыкальной композиции, и смогла донести этот подход до Игоря.
В 1992 году наконец-то был дописан колокольный альбом, в 1995-м появился живой концертник.
Ко времени записи третьего, «Семейного Альбома» (2001г.) Клаудия уже была тяжело больна. После безвременной смерти супруги Игорь Широков воспитывал двух маленьких сыновей, но продолжал постоянно заниматься музыкой, а по возможности и выступать на местных фестивалях.

К этому приезду Игоря Широкова как раз подоспел выпущенный на лейбле Art Jazz Records концертный альбом «Апрель в Ярославле», посвященный целой череде юбилейных дат — сразу три музыканта квартета весной и летом этого года отметили свои круглые юбилеи (Широков и Юданов — 60, Круглов — 30). Это запись стала первой официально изданной пластинкой Игоря Широкова. Основу материала составили хорошо проверенные композиции, написанные в первой половине 1990-х и впервые зафиксированные на его ранних альбомах, ещё ожидающих своего часа. Единственная относительно новая вещь — это заглавная «Апрель в Ярославле», которая появилась два года назад. Состав квартета на записи в основном совпадает с нынешним — единственное исключение составляет пьеса «Осень» с Игорем Иванушкиным на контрабасе и супругой Алексея Круглова Евгенией на флейте. Получился очень сильный альбом, но отдельно выделю потрясающую композицию «Сон» — безусловно, лучшую на альбоме.
Редко удаётся собрать настолько сбалансированный состав понимающих друг друга музыкантов. К примеру, не секрет, что манера игры Круглова — чрезвычайно эмоциональная, нервная, импульсивная. Но в этом квартете Алексей играет совсем по-другому, понимая, что в пространстве музыки Игоря Широкова нужно звучать намного мягче. И это — признак класса музыканта.
Теперь о самих гастролях. В первом концерте, прошедшем 18 октября в московском культурном центре ДОМ, принял участие блестящий знаток русского фольклора, мастер игры на кларнете и различных народных инструментах Сергей Старостин. Надо сказать, влился он в музыку квартета сразу, и остаётся только сожалеть, что в силу занятости Сергею удалось поучаствовать только в этом концерте.
На следующий день музыканты сыграли в Ярославском Джаз-центре, отмечающем в этом году своё десятилетие. Именно в Ярославле окончательно сформировался состав квартета Широков-Круглов, и как раз в стенах Джаз-центра Ярославля в 2007-08 гг. были записаны шесть пьес, составивших новый альбом.
Третий концерт состоялся в «Джаз-Арт клубе» 21-го октября, а уже 23 октября квартет ждали в наукограде Обнинск, где наши музыканты открыли очередной сезон местного джазового клуба. Несмотря на очень непростые времена, джаз-клуб, которым бессменно руководит учёный (и контрабасист!) Давид Гонюх, готовится встретить в январе наступающего года своё 30-летие. Хочется отметить необычайно тёплый и душевный приём, оказанный музыкантам в Обнинске.

Закончилась серия концертов 25 октября в клубе Игоря Бутмана, и в этот вечер к квартету присоединился старший коллега Игоря Широкова, альтгорнист Герман Лукьянов. Именно в руках Лукьянова в далёком 1965 г. на фестивале Новосибирского Академгородка 16-летний трубач Игорь Широков впервые увидел флюгельгорн, ставший впоследствии его основным инструментом. Предполагалось, что лидер «Каданса» выйдет на сцену ближе к финалу концерта, но, посмотрев на горстку людей в зале, музыканты решили поиграть вместе всё второе отделение.

На следующий день Игорь Широков улетел в Германию, а Круглов с Юдановым отправились на фестиваль «Джазовая провинция». Очень скоро пути большинства героев этого репортажа снова сойдутся — на этот раз в Иерусалиме, где в рамках фестиваля «Джаз-Глобус» Игорю Широкову и Алексею Круглову предстоят концерты с Алексеем Кузнецовым и Вячеславом Ганелиным.

Александр Никитин
фото автора

Говорите,
вас слушают

Сегодня мы слушаем американскую вокалистку Николь Генри, в этом году уже второй раз балующую своим присутствием российскую публику за Уралом. Николь в этот приезд посетила несколько городов Урала и Сибири, но с нашим постоянным автором столкнулась только в одном из них — в Челябинске, где и состоялось это интервью...>>>>

Постсоветское пространство: что было

Было много чего. Октябрь — традиционно один из двух самых насыщенных месяцев российского джазового календаря (второй — апрель). Но чем именно был насыщен этот месяц? Всегда ли публика оказывалась там, где происходило самое интересное? О самых примечательных, с точки зрения нашего обозревателя, событиях российского джазового октября, где вовсе не обязательно зал оказывался справедливо заполнен, о фестивале "Джаз, рождённый в СССР" в Екатеринбурге и о лучших октябрьских джазовых альбомах рассказывает Михаил Митропольский. Букв много, но они того стоят — мы настойчиво рекомендуем прочитать их все, тем более, что с какого-то момента это не просто буквы, но буквы с картинками...>>>>

Ethno Jazz International Festival, Кишинёв, Молдова, 24-27.09.2009
Фестиваль этно-джаза, который традиционно проходит осенью в Кишинёве и Тирасполе, заслужил репутацию самого крупного этно-джазового проекта Восточной Европы. На нём переиграли и перепели почти все звёзды этой музыкальной ориентации — от Саинхо Намчылак и Moscow Art Trio до RAO Trio и Kaulakau. Но главным украшением и хрестоматийным образцом этно-джаза на фестивале неизменно является кишинёвский квартет «Тригон», обладатель Grand Prix Académie Charles Cros (в своё время столь престижной награды был удостоен великий советский скрипач Давид Ойстрах). Участники «Тригона» активно внедряют в джазовое полотно своих композиций музыкальный лексикон различных национальных культур — традиционную молдавскую дойну и зажигательный танец «Сырба», молдавскую народную песню «Жаворонок» и русский «Вечерний звон». Бессменный лидер квартета Анатолий Штефанец (виола), лэутар в третьем поколении, эксплуатирует и традиционные европейские жанры, «осевшие» в академической музыке. Синтезируя неторопливую румынскую хору и огненную итальянскую тарантеллу, он получает умеренную «Хорантеллу» («Hora'n'tella»). И этот ироничный десертный «гибрид» становится понятным жителям Балкан, армянам, грекам и евреям. Не столь требовательны к этнической стилистике приезжающие на фестиваль в Кишинёв французские музыканты. Но им можно простить многое, ведь французы — законодатели европейской моды в джазе. Упоминание в афише имени одного только Луи Склави, обладателя Grammy, способно обеспечить приличный сбор с продажи билетов. Так и случилось.
Гениальность этого великого кларнетиста — определённо от лукавого. Ну как, скажите, возможно одному так долго держать «хоровое» цепное дыхание и при этом легко и почти непринуждённо разделять вроде бы неделимые музыкальные фразы на междометия? Импровизация в трио Луи Склави — жёстко контролируемый процесс. Словно Гобсек, он «над златом чахнет», и, вопреки традициям и правилам, не разрешает солировать своим молодым коллегам-снобам. В основе его композиций — антистихийная природа музицирования, в них нет недосказанности или незавершённости. Они не по-джазовому слишком правильно испечены и потому, наверное, совершенны…

С дрожью в коленях выходили на сцену молодые испанские музыканты из Duende y aire. Выступать после знаменитого маэстро Склави — дело опасное! Но напрасно они волновались. Они заслужили горячие аплодисменты. Джазовые стандарты в стиле фламенко — свежая, оригинальная идея. Спокойные, релаксирующие ритм-аккорды акустической гитары Жоана Херреро, тёплый, с медовым оттенком звук трубы Жорди Альберта, аккуратная «подоплёка» кахона Давида Гадеа и завораживающий голос Лары Белло — такой внешне неброский, но внутренне темпераментный джаз привезли эти хорошо воспитанные ребята.
Сдержанности и целомудрию испанцев противопоставили своё искусство отчаянные венгры из Djab. За несколько часов до вылета в Кишинёв они попали у себя на родине в жуткую автомобильную аварию, двое музыкантов серьёзно пострадали. Один так и остался в госпитале Будапешта, другой — Золтан Ковач — со сломанной рукой, в гипсе вылетел в Кишинёв и нашёл в себе силы отыграть неповреждённой рукой программу на синтезаторе. Сумасшедшая музыка, бешеные темпы, неуемная энергия… Всё это диссонировало с незатейливым представлением бразильского модного шоумена Ренато Боргетти (аккордеон), прибывшего на фестиваль со свитой продюсеров.
На Кишинёвском фестивале всегда можно послушать интересных сессионных музыкантов. Участники интернационального трио Nadishana/Metz/Shehan нашли друг друга в Интернете. «Мотор» трио — проживающий в Берлине россиянин с экзотическим артистическим псевдонимом Владисвар Надишана. Любознательный и чрезвычайно ответственный, он задаёт тон в ансамбле. Его импозантный американский коллега с ровным загаром по всему телу Стив Шихан — бывший авиапилот. Чувствуется, что этот прошёл основательную «предполётную» подготовку: бесконечная, как небесное пространство, его любовь к музыке подкреплена теоретическими знаниями в области джаза и этноса.
Опыт показывает, что идеальный этно-джазовый состав, всё-таки, трио. Мобильность, экономичность, долговечность. Втроём проще существовать и путешествовать в условиях перманентного мирового кризиса. Творчество классиков этно-джаза The Shin, ветеранов Кишинёвского фестиваля, а также молдавского Alex Calancea trio и австрийского Klaus Paier trio — яркий тому пример.
Если бы в рамках фестиваля существовал приз слушательских симпатий, то в этом году его, несомненно, увёз бы с собой Гжегош Карнас. Он выступал на сцене Национального театра им. М.Эминеску с собственным квинтетом, в котором играет лучший в современной Польше джазовый барабанщик Себастьян Франкевич. Феномен Гжегоша Карнаса уникален. Он считает себя певцом. И с этим утверждением трудно не согласиться. Остаётся только восхищаться талантом обольщения Карнаса и его способностью завораживать массы маловыразительным голосом, лишённым тембральных оттенков. Голосом, который может быть разным — властным и эротично-игривым, независимым и покорным…
Восьмой выпуск Кишинёвского фестиваля этно-джаза завершился объявлением о внесении его в книгу «Россия. Рекорды и достижения-2009» как единственного постоянно действующего на территории СНГ форума этно-джазовой музыки. И ещё одна примета времени: фотографируя друг друга на память, музыканты, не сговариваясь, просили сделать улыбку. Но призывом улыбнуться уже были не устаревшие нынче «кишмиииш» или «чиииз», но актуальное: «крииизис»!..

Людмила Осипова

Что намечается:
столичные анонсы

НЕ ЗАБЫТЬ:
14.11, Кремль -
ДЖОРДЖ
БЕНСОН!

15.11, культурный центр ДОМ - презентация нового альбома трио Андрей Кондаков (фортепиано) - Вячеслав Гайворонский (труба) - Владимир Волков (контрабас) "В поисках стандарта (In search of a standard)" (Leo Records).

Дайана Кролл в России:
28 ноября — Санкт-Петербург (Театр Консерватории)
30 ноября — Москва (Концертный зал им. Чайковского)

Концерт-презентацию нового альбома Дайаны Кролл представляет Фонд Ирины Никитиной «Музыкальный Олимп»

Певица и пианистка Дайана Кролл родилась и выросла в Нанаймо (недалеко от Ванкувера, в западной части Канады). Она начала учиться игре на фортепиано в возрасте четырёх лет. Дайана воспитывалась на джазе (её отец был большим ценителем джазовой фортепианной музыки, и дома было много записей джазовых пианистов 20-х — 30-х гг.) и в 15 лет уже выступала в местных барах и ресторанах.
После обучения в престижном музыкальном колледже Бёркли в Бостоне Дайана переехала в Лос-Анджелес, где повстречалась с такими джазовыми мэтрами, как Джон Клэйтон, Джимми Роулз и Рэй Браун. Проведя три года в Лос-Анджелесе, Кролл уехала в Торонто, где в 1993 г. записала свой первый альбом — «Stepping Out». В 90-е гг. Дайана стала стремительно набирать популярность. Три следующих ее альбома — «Only Trust Your Heart», «All For You» и «Love Scenes» — были очень успешными, но на вершину успеха вознесся диск «When I Look In Your Eyes» (1998), который завоевал премию «Грэмми» в двух номинациях: «Лучший джазовый вокальный альбом» и «Лучшая работа звукорежиссёра». Альбом был записан в сотрудничестве с продюсером Томми Ли Пумой и легендарным композитором Джонни Мэнделом и стал первым за 20 лет джазовым диском, выдвинутым на «Грэмми» в поп-номинации «Альбом года». Альбом провел более года на первой строке джазового чарта журнала Billboard.
В 2002 году альбом «The Look of Love» стал джазовым бестселлером №1 в США и пять раз становился платиновым в Канаде (по стандартам Канадской ассоциации звукозаписывающей индустрии это означает, что альбом был продан тиражом не менее 400 000 экземпляров). Среди горячих поклонников Кролл оказались не только именитые джазовые исполнители, но и тогдашний президент Соединённых Штатов — Билл Клинтон, который отправил ей персональное поздравление с достижением столь внушительных результатов. А в 2003 году концертный CD Дайаны Кролл «Live in Paris» выиграл Grammy за 2002 г. в номинации «Лучший джазовый вокальный альбом».
В том же году Дайана вышла замуж за британского рок-певца Элвиса Костелло, и её следующий альбом «The Girl In Other Room» внезапно стал едва ли не самым интересным в её карьере: впервые за 11 лет в него входили главным образом её собственные песни (музыка в основном самой Кролл, слова либо её, либо мужа, либо написаны ими в соавторстве). Костелло не участвовал в записи, но общий градус креативности и оригинальности в творчестве мега-дивы поп-джаза под влиянием талантливого британца заметно вырос.

Дайана Кролл представит российской публике свой 12-й альбом «Quiet Nights». Этот альбом – настоящий праздник босса-новы, бразильского музыкального стиля, основанного на национальных традиционных ритмах самбы и появившегося на свет в Рио-де-Жанейро на рубеже 50-60-х гг. Этот стиль покорил всю планету своими гипнотическими, «качающими» ритмами, чувственными мелодиями и новыми необычными гармониями. Этот стиль и лег в основу нового альбома Дайаны Кролл. «Дайана поет три классических бразильских мелодии, четыре переработанных в этом стиле джазовых стандарта и три баллады. Всего на альбоме 10 песен, из которых семь исполнены как чистая босса-нова», — говорит продюсер Дайаны Томми ЛиПума.
«Quiet Nights» выражает чувства Дайаны Кролл по отношению к Бразилии и босса-нове — вокалистка не стесняется отметить, что чувственность этого альбома в большой степени связана с её семейной жизнью. «Это моё любовное письмо к мужу — личный, романтический альбом».
«Тони Беннетт объяснил мне, как важен в музыке эмоциональный посыл, — говорит Дайана. — Всё дело в том, как вы обращаетесь к человеку. Когда вы рассказываете какую-то историю, нельзя навязывать свое отношение. Вы задаете только настроение, а дальше каждый волен воспринимать все по-своему. Я люблю джаз, потому что это не просто какой-то определённый стиль, а один из способов интерпретации музыки и жизни вообще».

КУПИТЬ БИЛЕТЫ НА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ КОНЦЕРТ ДАЙАНЫ КРОЛЛ

КУПИТЬ БИЛЕТЫ НА МОСКОВСКИЙ КОНЦЕРТ ДАЙАНЫ КРОЛЛ

Фонд «Музыкальный Олимп» основан в Санкт-Петербурге в 1995 году Ириной Никитиной.
Фонд занимается разработкой и осуществлением культурных проектов и мероприятий как национального, так и международного масштаба, в России и за рубежом.
Проекты «Музыкального Олимпа»: ежегодный международный фестиваль «Музыкальный Олимп» (с 1996г.), международный благотворительный бал (с 1999 г.), концертная программа (с 2000 г.), в рамках которой состоялись выступления целого ряда звёзд джаза и академической музыки (Бобби Макферрин, Дайана Кролл, Роберто Аланья, Йо-Йо Ма, Анне-Софи Муттер, Андраш Шифф, трио Жака Лусье, Эвелин Гленни, дуэт Кати и Мариэль Лабек, Мизия, Барбара Хендрикс, Патрисия Барбер), а также гастроли оркестра японского радио и телевидения NHK (дирижер — Шарль Дютуа) и Национального оркестра Франции под управлением Курта Мазура, театра танца «Момикс» (США), концерт Даниэля Баренбойма и оркестра «Западно-Восточный диван».
С 2007 г. под патронатом Всемирного общественного форума «Диалог цивилизаций» в Карнеги-Холле в Нью-Йорке проходят концерты фестиваля «Музыкальный Олимп».


13 ноября в Москве в Доме Музыки выступит один из лучших джазовых флейтистов, Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Флейта - не то чтобы редкий инструмент в джазе, но часто это так называемый «дабл», второй или третий инструмент того или иного солиста, специализирующегося при этом на другом инструменте, как правило - на саксофоне. Примеры: Бад Шэнк, Расаан Роланд Кёрк, Эрик Долфи, Чарлз Ллойд и так далее. Исключения - музыканты, построившие свою карьеру в джазе исключительно на игре на флейте - очень редки, на память сразу приходят только два имени - Хэрби Мэнн и Хьюберт Лоуз.

Лоуз, которому за три дня до концерта в Москве исполняется 70 лет, отличается от других джазовых флейтистов прежде всего тем, что обладает очень солидной классической школой. Он начинал как сугубо джазовый музыкант, играя в своём родном Хьюстоне, штат Техас, с группой The Jazz Crusaders - впоследствии прославившейся, но уже без него, как просто Crusaders. Вместе с этой группой он перебрался в Лос-Анджелес, но в 1960-м уехал в Нью-Йорк учиться в сильнейшей академической музыкальной школе - Джульярдской консерватории, где занимался у знаменитого классического флейтиста Джулиуса Бейкера.
В начале своей нью-йоркской карьеры Лоуз совмещал джаз с классической музыкой, играя в симфоническом оркестре, что наложило заметный отпечаток на его дальнейшее творчество. Сольная джазовая карьера музыканта началась на лейбле Atlantic в 1964 году: первые же два альбома считались весьма сильными (на самом первом - "Laws of Jazz" - играл еще никому не известный молодой пианист Армандо Кориа, на втором - "Flute By-Laws", 1965 - этот же самый пианист уже фигурирует как Чик Кориа). Однако самые популярные записи Хьюберта Лоуза были сделаны на легендарном лейбле продюсера Крида Тейлора - CTI. В начале 1970-х эстетика этого лейбла во многом предвосхитила черты будущего smooth jazz, только в гораздо более креативном, живом ключе, чем это происходило в 1990-е. Лучшие работы Лоуза 1970-х сделали его десятикратным "лучшим флейтистом года" по версии и читателей, и критиков журнала Down Beat и троекратным номинантом премии Grammy. Среди его работ были и джазовые, и граничащие с академической музыкой, записанные с большими симфоническими составам и представляющие собой типичные примеры так называемого "третьего течения".

Хьюберт Лоуз уже выступал в Москве четыре года назад, когда ему было 66. Даже в малом составе его репертуар звучал как типичное «Третье течение»: оркестровые партии, деликатно разложенные на флейту, два клавишных инструмента и бас, точное и академически-сдержанное звукоизвлечение, сложные и тонкие аранжировки.
В общей тембрально-динамической картине ансамблей Лоуза господствуют мягкие, шелковистые, сдержанные звучания, прозрачный звук, и внезапные эпизодические использования флейтистом более окрашенного, "джазового" звука воспринимаются на этом фоне как очень необычные, яркие краски. Лоуз превосходно владеет всеми видами флейты: обычной, альтовой, басовой и её противоположностью - пронзительной пикколо.
13 ноября, Светлановский зал Московского международного Дома музыки, 19:00
ЗАКАЗ БИЛЕТА

Подкаст о Хьюберте Лоузе:
Слушать прямо здесь, без предварительной загрузки:

скачать как mp3 (9,99 Мб) | скачать как wma (2,56 Мб)
Остальные 382 джазовых подкаста


22 ноября, Еврейский культурный центр на Никитской — в цикле «Импровизация нового века» Михаил Митропольский представляет ансамбль Kaulakau (Барселона - Жирона)

Marc Egea: hurdy-gurdy; Jordi Molina: tenora; Franco Molinari: контрабас; Enric Canada: ударные
Цикл концертов «Импровизация нового века» продолжает каталонский квартет с загадочным названием Kaulakau. Сами музыканты ведут родословие своей музыки от классики, джаза, этники, рок-музыки и авангарда. Точного рецепта смешивания этих ингредиентов у них нет, так что результат импровизационен и часто непредсказуем. Из-за этого квартет ближе всего к этно-джазу, хотя лучше это называть музыкой Kaulakau.
Здесь многое необычно — начиная с репертуара и кончая составом инструментов, ведь это джазовый квартет, сразу два музыканта которого используют редкие народные инструменты — колёсную лиру, которую по-английски называют «харди-гарди», и тенору — увеличенный двухтростевой кларнет, популярный в Каталонии и часто встречающийся на картинах Пикассо.
Что касается репертуара, то Kaulakau представляет авторские композиции, которые ломают границы между традиционной этнической музыкой и джазом. В них можно обнаружить экзотическую мелодику, сложные ритмы, диалоги инструментов и много импровизации. Само название Kaulakau достаточно таинственно, чтобы отправить нас в музыкальный мир, в котором главной реальностью является наше воображение. Остается только выяснить, не то ли это мистическое имя, о котором Флобер в «Искушении святого Антония» писал: «Верховное существо с бесконечными истечениями именуется Абраксас, а Спаситель со всеми своими благими свойствами — Каулакау, иначе — линия над линией, прямизна над прямизной».

Марк Эжеа: обучался философии, flabiol (народное каталонское искусство художественного свиста), гармонии, игре на гитаре и колёсной лире. Будучи редким специалистом, привлекался к записям многочисленных проектов духовой, симфонической, камерной и хоровой музыки. Расцвет его карьеры приходится на 1990 год, когда началось его сотрудничество с трио Musics de Safeu. С того момента он становится очень востребованным музыкантом в самых разных стилях. В последнее время он выступает в качестве солиста трио Maram, дуэта Marc Egea, Peter Skuce и во многих других группах, включая Banda de Improvisadores de Barcelona. Марк пишет музыку для современного танца, театральных постановок.
Жорди Молина: выступал в качестве в качестве солиста на теноре в группах Els Montgrins и Maravella, но список коллективов, в которых можно было слышать музыканта, гораздо шире — от современных электроакустических составов до симфонических оркестров Барселоны и Каталонии. Как композитор и солист Жорди фигурирует на семи дисках, начиная с 1994 года.
Франко Молинари: живёт в Барселоне с 1997 года и регулярно играет в нескольких испанских оркестрах. Он является основателем и главным автором в этнической группе Nebeda Standsout. Его можно слышать в ряде фламенко-групп играющим как на контрабасе, так и на электробасе. Франко выступает также в группе сефардской музыки Mashala. Кроме того, он преподаёт контрабас в Барселонской консерватории.
Энрик Канада: профессор ударных инструментов и перкуссии в Музыкальной школе Жироны и в Театральном институте Барселоны. Долгое время он аккомпанировал популярным певцам, а в 1989 оказался вовлеченным в мир фламенко и традиционной музыки Испании и Каталонии.

Начало в 19.00. Метро «Баррикадная», ул. Б. Никитская, 47/3
Информация и бронирование билетов: (495)787-45-60, (495)787-45-67

Фото: Даниэль Эскале


29 ноября, Центральный дом работников искусств (ЦДРИ), Большой зал: концерт к 60-летию заслуженного артиста России Александра Осейчука и 35-летию его педагогической деятельности, а также к 20-летию его ансамбля джазовой музыки «Зелёная волна»
В концерте принимают участие:
Заслуженный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных Александр Осейчук (альт-саксофон)
Лауреат I Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей, доцент РАМ им. Гнесиных Жанна Ильмер (сопрано- и альт-саксофоны)
Ансамбль джазовой музыки «Зелёная волна» в составе:
лауреат VI Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей Марат Габбасов — фортепиано
лауреат II Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей Владимир Кулешов — ударные инструменты
Артём Анисимов — контрабас
Студенты кафедры джазовой инструментальной музыки РАМ им. Гнесиных классов ансамбля и специальности профессора Осейчука А.В. и доцента Ильмер Ж.А. — Алексей Жуков, Александр Языков, Евгений Игнатов, Артём Анисимов, Азат Баязитов, Анатолий Кожаев, Алексей Леон-Рейес, Евгений Иванцов, Андрей Марухин, Илья Морозов, Алевтина Полякова, Александр Кульков, Артём Третьяков, Сергей Корчагин, Дмитрий Фомин, Пётр Уточкин, Виктор Геравкер, Артём Прохоренко, Алексей Дубцов.
Лауреаты Всероссийских и международных конкурсов: Марат Габбасов, Армен Султанян.
Лауреаты Всероссийских и международных конкурсов, выпускники классов специального саксофона и джазового ансамбля кафедры «Инструментального джазового исполнительства» РАМ им. Гнесиных.
Начало в 18.00
Адрес: ул. Пушечная дом 9/6, ст. метро «Кузнецкий мост»

Конкурсы
Первый московский фестиваль молодых исполнителей джаза «Территория джаза»

Организаторы фестиваля: департамент семейной и молодежной политики г. Москвы и государственное учреждение Молодежный центр «Галактика».

Условия участия в фестивале:

К участию в фестивале допускаются лица от 14 до 35 лет из любого региона России.
В фестивале могут принимать участие солисты, ансамбли малых составов и биг-бэнды, исполняющие музыку в джазовой традиции.
Расходы на проезд, питание и проживание творческого коллектива берет на себя командирующая сторона;
Конкурсанты могут состязаться в нескольких номинациях.
Программа конкурса может включать исполнение произведений:
  • джазовой классики (блюз, баллада, джаз-стандарт);
  • произведения современных джазовых композиторов;
  • композиции собственных сочинений;
  • джазовые разработки фольклора;
  • джазовые импровизации

Аккомпанемент может быть как живой так и фонограммный (в случае если у конкурсантов, нет возможности привезти живой аккомпанемент). В случае использования аккомпанемента-фонограммы, необходимо предоставить звукорежиссеру носители (CD, miniсd, flash) не позже чем за час до начала фестиваля
Вокальные произведения должны исполняться на языке оригинала.
Время выступления каждого участника или коллектива не должно превышать 5-7 минут.
Возраст аккомпанирующего состава не ограничен.Порядок выступления на конкурсе устанавливается оргкомитетом по согласованию с экспертной группой.
Оргкомитет оставляет за собой право трансляции фестиваля по радио и телевидению.
Для участия в конкурсе претендент подает заявку заполненную СТРОГО по определенной форме (см. ниже приложение) + демо-запись (носители: CD \ DVD формата avi, mov, mp4, DivX или по электронной почте файлами формата wav, wmv, mp3.

На фестиваль не принимаются работы:

  • содержащие политическую, религиозную и иного рода пропаганду,
  • содержащие ненормативную лексику

Прием конкурсных работ осуществляется до 16 ноября 2009 года. Демо-записи и заявку на участие в фестивале с указанием контактов следует отправлять в Оргкомитет с пометкой «джазовый фестиваль» по электронной почте: fest@mc-galaxy.ru.
Тел./факс: (499)145-6503
СКАЧАТЬ БЛАНК ЗАЯВКИ (правая кнопка мыши, "save as / сохранить как")

Чтение
Как известно, "Полный джаз" поощряет переход читателей в категорию авторов. Собственно, три четверти авторского состава и "Полного джаза", и бумажного "Джаз.Ру" именно таким образом и пришли к нам - из среды читателей.
Наверняка завсегдатаи чата "Разговоры о джазе", долгие годы (1999-2007) бывшего местом встреч большинства читательского (и авторского) актива "Джаз.Ру", помнят одного из самых регулярных "чатлан" - Peterson'а. К тому моменту, как поменялась сетевая мода, да и совпавшие с этим процессом длительные технические неполадки на "чатском" сервере привели к постепенному угасанию чата (он, правда, работает и сейчас, вот только разговоры в нём почти прекратились), наверное, ни для кого уже не было секретом, как на самом деле зовут нашего вдохновенного пропагандиста джазового мэйнстрима, и особенно - мэйнстримовых пианистов, имя одного из которых Peterson даже взял в качестве своего сетевого "ника". Мы радостно приветствуем Владимира Ушакова a.k.a. Peterson среди наших авторов: сегодня он рассказывает о выдающемся пианисте, которому в текущем году исполнилось 65 лет - Монти Александере...>>>>
Радио

"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на субботу в 0.10.

7 июля 617-я программа «Бесконечное приближение» посвящена 80-летию со дня рождения легендарного музыканта, лидера фьюжн-группы «Weather Report» Джо Завинула. В программе звучат, в том числе, редкие записи музыканта.
14 июля 618-я программа «Бесконечное приближение» посвящена 60-летию одного из интереснейших музыкантов креативной направленности тромбониста Джорджа Льюиса (George Lewis).
21 июля 619-я программа «Бесконечное приближение» принадлежит серии «Лица необщим выраженьем» и продолжает творческую биографию уникального российского музыканта Аркадия Шилклопера.
28 июля 620-я программа «Бесконечное приближение» позволяет автору поимпровизировать, включая в процесс Найджела Кеннеди (Nigel Kennedy), Гидона Кремера и камерный оркестр «Кремерата Балтика», брасс-ансамбли Empire Brass Quintet и German Brass.


Джаз на "Свободе"
Программа «Время Джаза», посвященная истории джаза, ее героям, заявкам радиослушателей и новостям мира джаза. Воскресенье 23.00 по Москве и два повтора - в понедельник в 3 и в 10 утра. Ведущий программы - Дмитрий Савицкий.

Подкаст "Слушать здесь":
30.10.09 - #382: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесы в исполнении Национального джаз-оркестра Франции "Dazed and Confused" с альбома "Close to Heaven" (Chant du Monde, 2006) и "Alifib" с альбома "Around Robert Wyatt" (Bee Jazz, 2009)

28.10.09 - #381: главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесы в исполнении "императрицы блюза" Бесси Смит - "Jail House Blues" (Columbia, 1923), "St.Louis Blues" (Columbia, 1925) и "Take Me For A Buggy Ride" (Okeh, 1933)

23.10.09 - #380: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев (группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Ragas in Minor Scale" с совместного альбома мастера игры на ситаре Рави Шанкара и композитора Филипа Гласса "Passages" (RCA Victor, 1990)

20.10.09 - #379: к 75-летию со дня рождения саксофониста и композитора Эдди Харриса - главный главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков комментирует пьесу "Freedom Jazz Dance" с альбома квинтета Эдди Харриса "The In Sound" (Atlantic, 1965)
 

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
сетевое приложение к журналу "Джаз.Ру"
в сети с 1998 г.

Авторы:
Александр Никитин,
Михаил Митропольский,
Анна Филипьева,
Гульнара Хаматова,
Людмила Осипова,
Анастасия Серёгина,
Владимир Ушаков,
Светлана Милосердова,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
Александр Никитин,
Гульнара Хаматова,
Владимир Коробицын,
Хэрб Снитцер,
Даниэль Эскале,
архив портала "Джаз.Ру"

Макет:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! А лучше помогите им подписаться на нашу печатную версию - журнал "Джаз.Ру"!
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

Под редакцией Кирилла Мошкова - "Великие люди джаза"
Планета Музыки, 2012
Твердый переплет, двухтомник.

Второе издание популярного сборника биографических материалов о 145 американских и европейских джазменах: теперь - двухтомник! Биографические очерки и интервью отобраны по единственному признаку: все они публиковались в "Джаз.Ру"! Авторы книги - 18 ведущих авторов журнала "Джаз.Ру", отбор и редактирование материала произвёл главный редактор журнала Кирилл Мошков.
Подробнее о книге...>>>>

Кирилл Мошков. «Индустрия джаза в Америке. XXI век»
Планета музыки, 2013 г.
Твёрдый переплёт, 512 стр.

Второе, расширенное издание не имеющего аналогов в мире исследования джазового сектора американской музыкальной индустрии, которое в 1998-2012 гг. выполнил главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков. Книга построена на почти полусотне интервью с ведущими американскими продюсерами, главами фестивалей и клубов, преподавателями и руководителями джазовых колледжей, звукоинженерами, исследователями джаза, главами джазовых радиостанций и другими столпами индустрии джаза.
Подробнее о книге

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.

                         здесь написано про джас джас джас