ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #17, 2009

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Monty Alexander: Made in Jamaica

Джаз интернационален, именно поэтому нисколько не удивляешься, что известнейший музыкант может быть родом, к примеру, с острова Ямайки. Да, пианист Монти Александер (Monty Alexander) родился 6 июня 1944 года именно там, в городе Кингстон.
Способность к игре на фортепиано у маленького Монти проявилась еще в 4-х летнем возрасте. В 6 лет он уже серьезно занимался музыкой.
Все специальные музыкальные учреждения находились далеко от его родного города, поэтому подростку Монти это учреждение заменяла обычная студия звукозаписи в Кингстоне, где он проводил большую часть своего времени. В 15 лет молодой талантливый пианист уже выступал с известными ямайскими музыкантами. Но душу молодого музыканта пленила Америка с её джазовыми созвездиями. Оскар Питерсон, Арт Тэйтум, Эрролл Гарнер и, конечно же, Луи Армстронг — эти имена буквально не выходили из головы юноши. Переезд в Америку теперь стал самой главной целью в его жизни.
После приезда в Соединенные Штаты 18-летний Монти устроился работать в ночной клуб в Майами, где выступал с различными составами, включая музыкантов, игравших вместе с известным альт-саксофонистом Кэннонболом Эддерли.
В 1963 году Монти Александер, работая в оркестре Арта Муни (Art Mooney) в Лас-Вегасе, познакомился с другом знаменитого Фрэнка Синатры, известным ресторатором и шоуменом Эрменигилдо Риццо по прозвищу Джилли. После непродолжительной беседы Джилли, который был очарован молодым дарованием, предложил Монти работу в собственном клубе в Нью-Йорке.
Можно утверждать, что, начиная с этого момента, для пианиста из Ямайки начинается другая жизнь. Работая на Джилли Риццо, музыкант получилвозможность играть с мэтрами джаза, среди которых были Милт Джексон, Диззи Гиллеспи, Кларк Терри, Сонни Роллинз... Благодаря такому разноцветию представителей различных направлений в джазе (и не только), с которыми довелось не только встретиться, но самое главное работать, а также собственному титаническому труду, Монти Александр стал обладателем собственного стиля исполнения. Его игра то глубоко пронизывает слушателя мягкими стрелами, нарушая душевное равновесие, то заставляет, встрепенувшись, плыть по быстрому течению. Монти впитал от тех, с кем ему довелось встретиться, только самое лучшее. Слушая его, игру понимаешь, что в этом он преуспел в высшей степени и может играть в любом понравившемся ему стиле. Все зависит только от его темперамента с явным карибским оттенком.

Послушаем и обсудим альбом «Overseas Special», записанный в 1982 году в одном из японских клубов (Satin Doll Club). Рассматриваемый CD выпущен под лейблом Concord Jazz в 1984 году. Играет трио: Монти Александер — рояль, Рэй Браун – контрабас, Хэрб Эллис – гитара.
Трек №1 — «But Not For Me», классический стандарт Джорджа Гершвина великолепно и чётко исполненное пианистом произведение. Сразу становится ясно, что в свои неполные 40 лет он уже давно мастер своего дела. Отличная ритм-секция из одних струнных инструментов (без ударных!) делает игру отчетливой для понимания простым слушателем, да и манера исполнения очень приятна, в данном случае в чём-то даже напоминает Джорджа Ширинга (George Shearing).
Под №2 спокойная «A Time For Love». Вступление начинается неспешным солированием Хэрба Эллиса — мастера исполнения джазовых баллад. Лишь изредка слышны аккуратные аккорды баса и фортепиано. Это Рэй и Монти создают ощущение туманного и сонного города. Но город не спит: в каждом окне горит свет. Это понимаешь, когда слышишь продолжение темы Монти Александером. Он играет уже не так спокойно, как Хэрб.....
Следующая запись на диске — «Orange In Pain». Автором является Эллис. Это понимаешь сразу, т.к. одновременно по-резвому вступают и гитара, и контрабас. Монти же здесь выполняет функцию «шагающего» баса — роли поменялись. Когда же пианисту «доверили» соло, то почти мгновенно, кратковременным вкраплением знакомого «Take The A Train», слушателя уносят волны свингующего мэйнстрима.
Трек под №4 «F.S.R». Автор произведения — Рэй Браун. Это сочинение, разыгранное по всем правилам классического джаза середины прошлого века. Опытнейшие, маститые «волки» Рэй и Хэрб свингуют, словно за роялем не Монти, а Оскар Питерсон (у которого и басист, и гитарист работали долгие годы). В этом не дает усомниться пианист ни слушателю, ни самим музыкантам. Великолепно проработанный и отточено исполненный свинг!
Далее следует очень лиричная «For All We Know». В отличие от 2-го трека, Монти Александеру предоставлено соло с максимальной продолжительностью. Периодически вступает в игру Хэрб, как бы давая Монти набраться сил перед следующей по ходу импровизацией. По мере того, как они сменяют друг друга на «посту» солиста, отмечаешь неподдельную красоту звучания трио.
Завершает альбом блюзовый стандарт «C.C. Rider».Здесь можно услышать ярко выраженную игру «классических» Рэя Брауна и Хэрба Эллиса. Они как будто вступили в игру с новыми силами — cвинг просто поразительный. А о струнах и говорить не приходится — они, кажется, приближаются к пределу текучести металла. Но не тут-то было! Монти и здесь выглядит молодцом. Он не то что отстаёт от «стариков», он даже, кажется, пытается их переиграть. В итоге, сами того не замечая, струнные оставили пианисту во временном интервале минимум музыкального времени этого трека. №6 по существу является наиболее энергоемким по затратам сил исполнителей, но одновременно в этом его и сила — произведение отличается наибольшим энергопотреблением сил слушателей.
Альбом смотрится очень гармоничным, отлично исполненным. Все музыканты солировали в равной степени. Понятно, что, играя в трио, Монти Александер принял стиль классического джаза тем более, что Рэй и Хэрб — неизменные продолжатели свинговой линии в джазовом мэйнстриме. Однако временами можно услышать, как Монти отступает от правил. Мягкий и одновременно взрывной дух карибских корней пианиста дает о себе знать: интересные аккорды, импровизационные волны, создаваемые игрой правой руки с оттенками регги, и некоторые другие особенности не скроют уникального темперамента музыканта. Это хорошо ощущаешь, когда вспоминаешь, что одним из кумиров Монти является его соотечественник Боб Марли (Bob Marley). Но это уже другая история...
Конечно, время расставляет все по своим местам. Одни музыканты играют в избранном когда-то направлении, двигаясь внутри него или параллельно ему. Другие ведут поиск своей «гавани» в других стилях, направлениях. Так и Монти Александр ведет творческий поиск, много записывается, выступает.
Монти — бесспорно один из талантливейших музыкантов современности. Тех, кто давал начало джазовой истории мира, ее развивал в 20-м веке, уже почти не осталось. «Крайними» теперь остались те, кто родился на рубеже 50-х годов прошлого столетия. Будем следить за ними и их творчеством. Будет творчество, будет и развитие джаза, а значит новые записи, новые имена и новая история.

Владимир Ушаков (Peterson)

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service