ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #17, 2009

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

«Российские звезды мирового джаза»-2009

23 октября состоялось открытие VI фестиваля «Российские звезды мирового джаза», который на сей раз проходил в Театре эстрады.
Первый день фестиваля был посвящен празднованию 75-летия старейшего и всемирно почитаемого оркестра имени Олега Лундстрема, художественным руководителем которого с 2007 года является заслуженный артист России, пианист, аранжировщик, дирижёр и композитор Борис Фрумкин (на фото справа). Вёл концерт музыкальный критик, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Владимир Каушанский.
Программа была разнообразна. Было что послушать и любителям инструментальной музыки, и поклонникам джазового вокала. В свою очередь, стилистический диапазон инструментальных пьес тоже был весьма широк и охватывал как всемирно известные джазовые стандарты, так и сочинения отечественных композиторов. Пьеса «Бухарский орнамент», написанная основателем оркестра Олегом Лундстремом под впечатлением от бухарского макома, соседствовала с залихватской аранжировкой всем известной песни «Полюшко-поле» Льва Книппера, сделанной в оркестре Бенни Гудмана к визиту в СССР в 1962 г. А ритмичная «Sing, Sing, Sing» Луиса Примы (Louis Prima) делила лавры с «Solitude», «Mood Indigo», «In a Mellow Tone» и, конечно же, «Караваном» Дюка Эллингтона.
Особенно хотелось бы отметить исполнение композиции Олега Лундстрема «Интерлюдия», которую он написал к концерту в честь Дня Победы в 1945 году, базируясь на интонациях Рахманинова. Пьеса эта очень поэтична и содержательна. Если бы Лев Толстой не перехватил в своё время пальму первенства, то у «Интерлюдии» наверняка были бы все шансы носить другое название — «Война и мир». Начало — тревожные высокие трубные звуки в сопровождении резких, отчётливых ударных. Это поле сражения. Далее мелодия постепенно уплывает, появляется надежда. Тема переходит в спокойное русло, гитара нежно перекликается с саксофоном. Мелодичное соло фортепиано сначала продолжает эту тему спокойствия, а затем задаёт пьесе новый ритм, мелодия становится озорной и радостной, её подхватывает весь оркестр. И в финале — снова ощущение умиротворения.
Бурную реакцию публики вызвало необычное соло саксофона в пьесе «Midnight Freight» Сэмми Нэстико. Здесь у слушателей был простор для фантазии. При желании можно было расслышать и жужжание жучка, и кудахтанье кур, и много чего ещё.
Сюрпризом для слушателей стало исполненная Борисом Фрумкиным на духовой мелодике романтичная и немного грустная пьеса «Goodbye» Гордона Дженкинса (той самой, что завершала концертные программы оркестра Бенни Гудмана: в этом году отмечалось столетие великого бэндлидера, и не удивительно, что старейший российский джаз-оркестр подготовил к этой дате специальную программу).
Вокальной части программы задала тон яркая и обворожительная Светлана Панова, которая сперва исполнила медленную и спокойную «Come Rain or Come Shine» Хэролда Арлена и Джонни Мерсера, а затем зажигательную «On The Sunny Side of The Street» (Джимми Макхью, текст Дороти Филдс), заполнив страстным пением каждый миллиметр зрительного зала.
Заслуженный артист России, «Бинг Кросби, Фрэнк Синатра и Тони Беннетт в одном флаконе», солист оркестра им. Олега Лундстрема Юрий Шихин, непринужденно пританцовывая, продолжил концертную программу проникновенным исполнением «The World We Knew» Берта Кэмпферта и легендарным стандартом «Everyday I Have The Blues» Питера Чатмана.
Нежный и теплый голос Арминэ Саркисян как нельзя лучше подошёл для исполнения гершвиновской «They Can't Take That Away From Me» и весёлой нью-орлеанской ритм-н-блюзовой песенки «Let the Good Times Roll» (прославленной исполнением дуэта Shirley&Lee).
Стоит отметить выступление молодой и подающей большие надежды Дарьи Антоновой, исполнившей прекрасным, тембрально богатым голосом стандарты «The Very Thought of You» и «Get Happy».
Пиком вокальной части стало выступление постоянно работающего с оркестром Олега Лундстрема вокального квартета «Москва-транзит», в котором сейчас поют Александр Андреев, Дмитрий Арбузов, Марина Тушчевская и Елена Цой. Они исполнили ещё два стандарта свинговой эры — «I Can’t Believe That You Are in Love» Джимми Макхью и «It’s Sandman» Каунта Бэйси.
Вечер не обошёлся и без официального чествования российских джазовых звёзд. Международный комитет кавалеров императорских наград при Организации Объединенных Наций в лице Вячеслава Ивановича Воронцова вручил продюсеру фестиваля Анатолию Кроллу грамоту «За благородство дел и высоту помыслов». Другая грамота была вручена Борису Фрумкину. А вот директору оркестра Александру Брыксину досталась более творческая и менее формальная награда – ему вручили его собственный портрет, который очень понравился публике.

Светлана Милосердова

 

 

Второй день фестиваля «Российские звезды мирового джаза» был посвящен «Его величеству саксофону», о чём свидетельствовал зафиксированный на афишах лозунг «Саксофон — король джаза». Ведущий вечера, старейшина российской джазовой критики Владимир Фейертаг, заметил, что саксофон всегда был и остаётся по сей день непременным символом джазовой музыки, типичным джазовым инструментом, своего рода выразителем квинтэссенции джаза.
Открыл вечер уникальный оркестр «Саксофоны Санкт-Петербурга» под руководством Геннадия Гольштейна. Представлять этого композитора, инструменталиста (когда-то — одного из самых передовых альт-саксофонистов в СССР, а в последние 20 лет — исключительно кларнетиста) и педагога, в общем-то, нет необходимости. Гольштейн дал путёвку в жизнь многим российским звёздам мирового джаза, среди которых, кстати, в начале 1980-х был и хэдлайнер вечера — Игорь Бутман. Но о Бутмане чуть позже.
Уникальность «Саксофонов Санкт-Петербурга», как ясно из их названия — в том, что это оркестр большого состава, где роль всех трёх обычных секций джазового биг-бэнда (саксофонов, тромбонов и труб) исполняют одни саксофоны, зато в тройном количестве. Начало было очень оживленным. С самых первых аккордов коллектив задал позитивный настрой, исполнив композицию «Pennies from Heaven». Этот джазовый стандарт был написан в 1936 году Джонни Бёрком и Артуром Джонстоном и для многих слушателей является олицетворением классического джаза 30-х годов. Впечатлила слаженность исполнения, общее понимание темы и единение музыкантов.
Затем прозвучала баллада «Ah, The Time Goes By» в исполнении постоянной вокалистки оркестра Яны Радион. Своим проникновенным голосом и ярким образом Яна смогла создать в зале атмосферу тех далёких довоенных времен, когда казалось, что впереди беззаботная лёгкая жизнь. Яна исполнила в этот вечер много композиций. В их числе «I’ll Never Say — Never Again — Again», написанная Харри Вудсом (Harry Woods). В этой пьесе вместе с Яной солировал специальный гость оркестра — сам Давид Голощёкин, показывая свое виртуозное владение флюгельгорном. Кроме того, Яна спела лирический стандарт «All of Me», написанный Джералдом Марксом (Gerald Marks) и Сеймуром Саймонсом (Seymour Simons). Бурные овации вызвала песня, посвященная 100-летию со дня рождения Бенни Гудмана. Её Яна исполнила дуэтом с Геннадием Гольштейном.
С оркестром выступила и ещё одна вокалистка — Айрин Буше. Своим исполнением она внесла в концертную программу немного детского задора. Несомненно, тронуло за душу исполнение Айрин песни «The Best Things In Life Are Free», где интересно прозвучало и соло Владимира Лыткина на фортепиано. Таланты из Санкт-Петербурга завершили своё выступление лёгкой аранжировкой стандарта «Byе Byе Blackbird» в исполнении Яны Радион.
Заслуженный артист России, профессор Академии музыки им. Гнесиных саксофонист Александр Викторович Осейчук играл в этот вечер со своей первой студенткой (а ныне доцентом той же Академии) Жанной Ильмер. Они исполнили несколько лирических композиций, посвящённых звёздам мирового джаза — «Элвин», «Хэнкок» и другие. Александр Викторович был сдержан и академичен. И впрямь чувствовалось, что этот человек стоял у истоков российского джазового образования. Отдельно хочется отметить молодого барабанщика его ансамбля «Зелёная волна»: соло на ударных вызвало восхищение благодаря своему напору и стремительности.
Очень точно и слаженно выступил Киевский квартет саксофонов. Начало выступления было очень экспрессивным. Молодые таланты исполнили композицию «Я волнуюсь». Искрометность исполнения композиции «Саксофраз» ассоциировалась с порывами ветерка, треплющего верхушки деревьев, и с соловьиными трелями весенним вечером.
Завершил второй день фестиваля квартет Игоря Бутмана — бесспорной российской звезды мирового джаза. Его выступление было чувственным и эмоциональным. Не последнюю роль в этом сыграл Давид Голощёкин, расширивший собой квартет Бутмана до размеров квинтета для исполнения пьесы «Блюз для Рэя». Впрочем, все участники квартета внесли свою лепту в успех выступления. Запомнились недолгие, но яркие и запоминающиеся соло каждого из них — и Эдуарда Зизака на барабанах, и Виталия Соломонова на контрабасе, и Антона Баронина на фортепиано. Они умели быть и громкими и безудержными, и изящно мелодичными, как, например, в пьесе «Прекрасное далёко».

В этот вечер продюсер фестиваля Анатолий Ошерович Кролл был щедр на дипломы. Все участники получили дипломы за высокое мастерство и за выступление на VI Московском фестивале «Российские звёзды мирового джаза», а Игорь Бутман и Геннадий Гольштейн, помимо того, были отмечены «за выдающийся вклад в джазовую музыку».

Анастасия Серёгина
фото автора

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service