ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #18, 2009

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Игорь Бриль — «50 лет в джазе. Джаз вчера, сегодня... Игорь Бриль приглашает»

Москва, Концертный зал Центра Павла Слободкина, 22 октября

Большая солнечная афиша появилась в первых числах октября возле одной из престижнейших концертных площадок столицы — Центра Павла Слободкина на Старом Арбате. Она сообщала, что Народный артист России, профессор и пианист Игорь Бриль, отметивший недавно своё 65-летие, даёт в эти хмурые октябрьские дни юбилейный концерт в компании своих многолетних друзей и коллег, которых я не постесняюсь назвать флагманами отечественной культуры.

Зная отношение Игоря Бриля к каждому публичному выступлению (а он крайне избирателен и в плане площадок, и в плане самих мероприятий), публика могла не сомневаться, что юбилейного пафоса будет в меру, а вот джаза — более чем достаточно! Впечатлял заявленный состав участников концерта. Это прославленные мастера жанра и народные любимцы Георгий Гаранян и Алексей Козлов, Даниил Крамер и Алексей Кузнецов, Сергей Жилин и Борис Тевлин — и все в одном концерте. И, конечно ведущий... Так, как повествует о джазе и его верных «оруженосцах» Владимир Фейертаг, может рассказать только самый матёрый джазмен, в жилах которого безустанно свингует джаз. Предваряет ли он выступление артиста, заполняет ли паузы между номерами или ведёт застольную беседу в кругу единомышленников — это всегда ёмко и безукоризненно. Потому что это — талант от Бога. Далеко не каждому исполнителю дано сыграть музыкальные произведения так, как может импровизировать словом и слогом Владимир Борисович. И то, что маэстро Бриль пригласил ведущим своего московского концерта петербуржца Фейертага, говорит о многом.


Игорь, Александр и Дмитрий Бриль

Есть ещё одно обстоятельство, которое невозможно не отметить. Семья Бриль — это не только юбиляр и его очаровательная супруга Тамара Лазаревна (превосходный звукорежиссёр, заведующая кафедрой РАМ им. Гнесиных), их дети Александр и Дмитрий — уже маститые джазмены и потомственные преподаватели, их жёны Диана и Карина, их дети — внуки Игоря Михайловича. Это ещё и другие не менее близкие родственники, каждый из которых в той или иной степени вносит свой посильный вклад в общее семейное служение.
Денис Бриль (в центре)В нашем случае всё организационное бремя, связанное с устроением данного концерта, нёс на своих плечах племянник Игоря Михайловича — замечательный музыкант, широко известный ещё и как сильный администратор, Денис Бриль. Благодаря усилиям Дениса и его помощников этим вечером практически был аншлаг, несмотря на кризисное время и жёсткую конкуренцию со стороны разнообразных столичных представлений.
Не успел стихнуть отзвук эха третьего звонка, как на сцену вышел Владимир Фейертаг. Будучи на этот раз крайне немногословным, он, поприветствовав всех собравшихся, пригласил юбиляра к роялю, и началось путешествие в джаз...
Музыкальный монолог Игоря Бриля, в котором он за столь непродолжительное время рассказал о длинном и извилистом пути джаза к сердцам и душам людей во всём мире — яркий образец «музыкального ликбеза» нам, всезнайкам ХХI века, от основоположника российского джазового образования.
Сидящая на первом ряду веселая компания в составе Андрея Макаревича, Дениса Бриля и Александра Гиндина настроила зал на рок-н-рольный ритм нескончаемых аплодисментов.
После этого на сцене появился наглядный пример того, что маэстро Бриль изобразил на рояле — молодые мастера вокального джаза группа A’cappella ExpreSSS. Их музыкальное поздравление было исполнено профессионализма, отличалось свежестью трактовок и отменным чувством музыкального материала, за что им огромное спасибо.
После того, как ведущий вечера представил Народного артиста России Алексея Козлова, зал утонул в аплодисментах. У меня, каюсь, закралась крамольная мысль, что даже если бы Алексей Семёнович не играл в этот вечер, а просто вышел поздравить своего друга с юбилеем — публика встретила бы его так же. Люди так же поднялись бы со своих мест и стоя аплодировали своему кумиру — «стиляге», музыканту, который вопреки проискам фарисеев от джаза сделал для популяризации джазовой музыки очень много. А он играл, играл в дуэте с другом, как делал это, страшно сказать, ещё 45 лет назад в ансамбле, носившем тогда имя обоих артистов. И публика ликовала.
Фортепианную школу Игоря Бриля представил дуэт самобытных пианистов — Алексея Чернакова и Владимира Нестеренко. Их номер стал приношением учителю. Они исполнили в четыре руки потрясающую композицию на тему немеркнущего произведения маэстро Бриля «Оркестр приехал», название которой было остроумно трактовано Владимиром Нестеренко как «Оркестр не приехал» — намек на ситуацию, когда пианисту по разным причинам приходится отдуваться в одиночку за весь оркестр. Оригинальная идея и прекрасное исполнение!
Но оркестр всё-таки приехал. Живая легенда отечественной сцены — ансамбль «Мелодия», созданный более 35 лет тому назад и поныне возглавляемый воистину Народным артистом Георгием Гараняном — прибыл на празднование в полном составе и своим ярким, мощным и очень музыкальным исполнением с изумительными сольными партиями подтвердил свой статус настоящего ансамбля солистов. А роскошный музыкальный подарок — композиция «Осенний этюд» (авторы, кстати, близкие родственники юбиляра Денис и Валерий Бриль) специально для этого вечера подготовленная и исполненная Георгием Арамовичем и его коллегами, заслуживает троекратного «браво».

Антракт — это короткое время между отделениями концерта, за которое можно перевести дух, подкрепить силы в буфете, пообщаться с людьми, которых встретил в фойе, прочитать сообщения на телефоне, перезвонить тем, кому нужно, а главное — решить для себя, есть ли смысл остаться, или лучше потратить время на что-нибудь другое. Однако слушательская аудитория за антракт не поредела, поэтому второе отделение началось под несмолкаемые аплодисменты зала: на сцену вышел семейный ансамбль Bril Family, доукомплектованный в этот вечер шикарной ритм-секцией в лице басиста Сергея Хутаса и барабанщика Дмитрия Севастьянова. Не мною замечено, что в компании со своим отцом братья-саксофонисты Александр и Дмитрий Бриль всегда играют выгодно иначе, как-то более собрано, если хотите. И на этот раз у меня лично такое ощущение было. Почти получасовое выступление квинтета Bril Family было настолько целостным и мощным, несмотря на наличие в программе двух расслабляющих баллад, что в другой раз и при других обстоятельствах ведущему осталось бы лишь попрощаться с благодарной публикой. Вот здесь я пожалел, что месяцем раньше не попал на сольную программу семейства, посвящённую легендарному Дюку Эллингтону. Но тут же утешился тем, что очень скоро смогу восполнить этот пробел — 19 ноября в рамках Brilliant Jazz Club, его бессменный ведущий Денис Бриль в стенах Еврейского культурного центра на Никитской вновь представляет ансамбль Bril Family в компании со специальным заокеанским гостем — трубачом Валерием Пономарёвым, и играть они будут как раз бессмертную музыку «Герцога» джаза.
Так уж угодно было Творцу, чтобы мы, люди, отличались друг от друга — ростом, положением, мировоззрением и всем, чем угодно. Но это не мешает нам испытывать взаимные чувства друг к другу. Та искренность, с которой общались на сцене такие непохожие Владимир Фейертаг и пианист и бэндлидер Сергей Жилин, дорогого стоит. К юбиляру были обращены добрые пожелания его последователя, и была высказана надежда, что когда-нибудь произведения Игоря Михайловича, если маэстро одобрит, увидят свет в обработках и исполнении Сергея. Прозвучавшая в качестве поздравительной открытки баллада «Дзенькую», написанная Дэйвом Брубеком после концерта в Варшаве и навеянная чудесной музыкой польского гения Фредерика Шопена, стала прекрасным подарком и мастеру, и всем присутствовавшим в зале.

Давнишний друг и соратник юбиляра, гитарист Алексей Кузнецов, недавно сам отпраздновавший полвека в джазе, очень душевно принял поздравительную эстафету от коллег по цеху и так искромётно музицировал в компании с юбиляром и его ансамблем, что одним произведением дело не закончилось. Обилие букетов, которыми благодарные слушатели награждали всех музыкантов, выходивших на сцену, было лишь толикой благодарности, которую, думаю, испытывали все, кто в этот вечер попал в волшебную атмосферу «БРИЛЬянтового джаза».
Владимир Фейертаг в шутку заметил, что у многих людей, не искушённых в джазе, эта музыка ассоциируется с дьявольскими происками, а исполнители подобной музыки — не иначе, как с несчастными, продавшими души нечистому. С этими словами он пригласил на сцену коллегу Игоря Михайловича по инструменту и по преподавательской деятельности Даниила Крамера, который, как и подобает мастеру, нашёл свои нотки и интонации в устном и в музыкальном поздравлениях. Когда по завершении потрясающего сольного выступления Даниила уже казалось, что последовавшие за этим дружеские объятия двух пианистов — повод для приглашения ведущим следующего «тостующего», оба музыканта сели за инструмент и, продолжая тему музицирования в четыре руки, поднятую учениками маэстро в первом отделении, сотворили такое феерическое чудо на сцене, что неизбалованная столь продолжительным качественным музыкальным материалом московская публика утопила окончание выступления звёздного дуэта в овациях.

Но и это ещё далеко не всё. На сцену вышел камерный хор Московской консерватории под управлением профессора Бориса Тевлина. Описать словами то, что произошло дальше, невозможно — это нужно услышать, чтобы понять, что все эти кривотолки вокруг импровизационной музыки, длящиеся на протяжении более чем столетнего существования джаза — ничто по сравнению с самой музыкой и теми, кто её исполняет. Человек — творение Божье, и джаз в большинстве своём — это стремление посредством свободной импровизации «достучаться до небес». И когда вслед за гершвиновским стандартом «I’ve Got Rhythm», исполненным сводным вокально-инструментальным ансамблем, зазвучала «Молитва» в исполнении автора, в зале наступила тишина, как в Храме Божьем.
Цифра 50, занимавшая в этот вечер воображение слушателей и музыкантов, обрела ещё одно живое воплощение в приветственном слове художественного руководителя и директора МТКЦ на Арбате — Павла Яковлевича Слободкина. Как выяснилось, в сентябре исполнилось 50 лет крепкой дружбе Игоря Бриля и Павла Слободкина. Согласно свидетельствам очевидцев, эти отношения давно связали обе семьи, а сам Павел Яковлевич является инициатором проведения как минимум трёх последних юбилеев своего друга. Под бурные овации Слободкин вручил дорогому юбиляру сувенирный рояль, украшенный цветами, с надеждой на то, что внук Игоря Бриля — Игорь Бриль-младший — к всеобщей радости продолжит семейную традицию и когда-нибудь (дай Бог нам всем дожить до этого) выйдет и на эту, ставшую уже почти семейной, сцену!

С юбилеем Вас, Игорь Михайлович!
Многая Вам и благая Лета!

Николай «Big Nick» Богайчук
фото: Павел Корбут

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service