ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #19, 2009

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Оркестровые Ассамблеи: джаз — в третий раз

В последние годы в конце ноября в Московском университете культуры и искусств (МГУКИ) наблюдается оживление; гостей и музыки повсюду бывает больше, чем обычно — идут «Оркестровые ассамблеи», которые в этом году превратились в оркестрово-хоровые. На них приезжают музыканты и педагоги со всей России — от Калининграда до Камчатки. В третий раз в ассамблеях участвует джазовая секция, которая проводит концерты, мастер-классы, встречи (о событиях предыдущих лет можно прочитать в номерах 397 и 416 «Полного джаза»). На этот раз, правда, всё происходившее было с оттенком грусти — летом кафедра эстрадных оркестров и ансамблей потеряла своего любимого лидера, Евгения Савина, и он лишь «наблюдал» за нами со своего портрета. Но жизнь должна продолжаться, и всё-таки праздник состоялся.
Традиционно наша секция приглашает на ассамблеи заморского гостя. На этот раз им стал Карл Аткинс — саксофонист, бэндлидер, композитор, аранжировщик, музыковед, активный деятель джазового образования и просто очень интересный человек. Автору этих строк посчастливилось два семестра посещать его курсы по истории джаза в бостонской Консерватории Новой Англии, где он занимал весьма высокий пост (подробнее о нём можно прочитать в книге Кирилла Мошкова «Индустрия джаза в Америке», стр. 58-61 — там есть и его интервью). Мне же удалось отыскать его в городе Рочестере, штат Нью-Йорк, где он сейчас живёт. Карл работает в Технологическом институте Рочестера в должности директора музыкальных программ. Такое бывает в США: не только Рочестерский Технологический, но даже и Гарвардский университет, и Массачуссетский Технологический институт имеют музыкальные отделения. Накануне визита мы обменялись записями: Карл получил представление об «Университет-бэнде» МГУКИ и одобрил его звучание, а мы предварительно услышали его оркестр, его соло и аранжировки. Две оркестровые партитуры Карл прислал для ознакомления нынешнему дирижеру нашего биг-бэнда Александру Соколову. Так что на этот раз мы решили обойтись без полного экспромта.
В этот раз вместе с «Университет-бэндом» в ассамблеях участвовали еще три биг-бэнда: Московского областного колледжа искусств (руководитель Александр Соколов), ДШИ города Солнечногорска Московской области (руководитель Виктор Котович) и Смоленского государственного института искусств (руководитель Сергей Сычугов). Два последних участвовали только в открытии ассамблей 21 ноября и, к сожалению, с их музыкантами пообщаться не удалось. Но сам факт участия уже четырёх бэндов в подобном событии нельзя не отметить как положительный.
События на джазовой секции происходили в следующем порядке:
23 ноября состоялся концерт биг-бэндов МОКИ и «Университет-бэнда». Для оркестра МГУКИ он был очень важным, поскольку оркестр выступил с новым дирижером, состав его, что обычно для студенческих оркестров, обновился, да и репертуар тоже. В общем, всё прошло удачно, хорошо показали себя солисты Алексей Дмитриев и Дмитрий Петров (труба), саксофонисты Максим Челомин, Пётр Риттер, Михаил Квоков, Анатолий Осипов.
Затем Валерий Мелехин показал результаты своей работы с тремя ансамблями, каждый из которых сыграл по три композиции. Первым был квинтет МГУКИ Валентина Островского (баритон-саксофон) и Алексея Дмитриева (труба), вторым — ансамбль из ГМКЭДИ, третьим — секстет Дмитрия Зинакова (труба) из МГУКИ. В мастер-классе участвовали студенты университета Федор Сенчуков (тромбон), Илья Михеев (ударные), Евгений Куликов (фортепиано), и учащиеся ГМКЭДИ Илья Симаков, Эрвин Аблаев и Василий Паю (саксофоны), Дмитрий Дубовик (ф-но), Станислав Медведев и Александр Куракин (бас). Прозвучали композиции на темы Уинтона и Брэндфорда Марсалисов, Джонни Гриффина, Джо Хендерсона, Уэйна Шортера, Арта Блэйки, Фредди Хаббарда и на темы самих ребят — Валентина Островского и Ильи Симакова.
День закончился мастер-классом Александра Соколова, который продемонстрировал свои методы детальной работы с оркестром на примере небольшого фрагмента партитуры.
24 ноября проходили три мастер-класса. В первом о своем огромном опыте в области композиции и аранжировки рассказал профессор Юрий Чугунов.
При большом стечении народа с «Университет-бэндом» проводил репетицию Карл Аткинс. Большее количество времени было посвящено изящной композиции «Bossa Contrapunctus» Джонатана Крюгера, само название которой уже говорит о том, что в ней есть, над чем поработать. Карл внимательно «ставил на место» все тонкости партитуры, объясняя, как исполнитель, какими штрихами это лучше делать. На его аранжировку «Blue Monk» времени осталось немного, но тут уже ребята получили возможность поимпровизировать.

Завершил день мастер-класс ударных инструментов, впервые проводимый в МГУКИ Анатолием Макуровым. Прекрасный методист, фанатично преданный своей работе, он щедро делился своими знаниями и эмоциями и раздавал учебный материал.
День 25 ноября начался с грандиозного гала-концерта победителей конкурса дирижеров в рамках ассамблей, в котором участвовали все четыре оркестра и три хора МГУКИ. Участники конкурса студенты Руфина Ахметшина и Егор Осипов 23-24 ноября показывали свои навыки репетиционной работы и концертного дирижирования с биг-бэндом и выступали с ним в гала-концерте.
Затем состоялся совместный мастер-класс двух саксофонистов — Сергея Резанцева и Карла Аткинса. Сначала студенты демонстрировали свое владение саксофоном, а затем начались вопросы к педагогам, раскрывшим некоторые из своих секретов мастерства и преподавания. Карл играл на сопрано- и альт-саксофоне соло и в ансамбле с ребятами. Все остались абсолютно довольны друг другом.

В день закрытия ассамблей 26 ноября «Университет-бэнд» должен был участвовать в концерте, посвященном 50-летию творческих кафедр МГУКИ, и не смог приехать на фестиваль «МузЭнерго» в Дубну. Поэтому в концерте фестиваля, посвященном памяти Евгения Савина, смог выступить только квинтет Валентина Островского - Алексея Дмитриева.
О своих впечатлениях от визита в МГУКИ Карл Аткинс сказал так: «Студенты мне очень понравилась, понравилась их «лёгкая обучаемость», с ними приятно было работать. «Университет-бэнд» вполне можно сравнивать со студенческими оркестрами в Америке, и если бы студентам довелось приехать к нам, они бы нормально «вписались» в наши коллективы. Видно, что с ними серьёзно занимаются. Мне понравились все три студенческих ансамбля, что я слышал, и я могу отметить преимущества каждого из них: в первом сильные солисты, у второго мне понравились композиции, третий привлек яркостью настроения, эмоциональностью. О своем коллеге саксофонисте Сергее Резанцеве я могу сказать, что он работает со студентами совершенно правильно над техникой, контролем и индивидуальностью звука. Очень жаль, что мне не пришлось познакомиться с Евгением Савиным, но я вижу результаты его труда — прекрасны звук и техника трубачей, они хорошо владеют амбушюром.
В целом я уезжаю с очень интересными и разнообразными впечатлениями от музыкальной Москвы, её концертных залов и четырёх джаз-клубов, в которых я был, от концерта джаз-фестиваля «МузЭнерго», от московских музыкантов (джазовых и не-джазовых) и заинтересованных слушателей, среди которых так приятно увидеть много молодёжи. Я успел послушать четыре биг-бэнда (кроме «Университет-бэнда» и МОКИ — оркестры Георгия Горбова и «Класс-центра» - З.К.), более десяти ансамблей, и мне есть что рассказать моим коллегам».
Если учесть, что Карл Аткинс — человек серьёзный, немногословный и очень требовательный, то его позитивная оценка наших студентов дорогого стоит.
Есть такая жутковатая шутка: если вы выпали с седьмого этажа и не разбились — это случайность; если вы выпали второй раз и не разбились — это совпадение, если и в третий раз не разбились — это уже привычка. Это к тому, что троекратное джазовое событие в рамках оркестрово-хоровых ассамблей МГУКИ — уже хорошая привычка.

Зинаида Карташёва

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service