ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #19, 2009

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Каталонский этно-джаз в Москве

В середине ноября нашу страну впервые посетили музыканты уникального каталонского квартета KaulaKau. 21 ноября квартет выступил в Дубне в рамках очередного фестиваля «МузЭнерго», а на следующий день состоялся концерт в помещении Еврейского культурного центра на Большой Никитской улице в Москве. Второй концерт прошёл как часть курируемого известным джазовым обозревателем Михаилом Митропольским проекта «Импровизация нового века». Коллектив выступил на самом деле уникальный — наряду с традиционными инструментами: ударными/перкуссией (Энрик Канада) и контрабасом (Франко Молинари) в состав квартета входит два этнических каталонских инструмента — колёсная лира «виола де рода» (Марк Эхеа) и тенора (Жорди Молина).

Квартет был создан не так давно, весной 2005 г, но в него входят очень опытные и известные в своём регионе музыканты. Стоит сказать, что все музыканты квартета живут в Каталонии — автономном объединении в составе Испанского королевства, области с богатой историей и культурной традицией, где родной язык — не испанский, а каталанский. Ансамбль исполняет собственные композиции, выполненные на стыке каталонской этнической музыки и европейского джаза. Структурная организация музыкального пространства вполне обычна для подобной музыки — есть жёстко прописанные фрагменты, а есть эпизоды, специально открытые для импровизации.
В декабре 2006 г. музыканты записали дебютный альбом «Bernoiver», выпущенный на лейбле Discmedi в 2008 г. Квартет KaulaKau достаточно много гастролирует по всему миру (хотя музыканты задействованы и в нескольких других составах, а Жорди Молина и Энрик Канада ещё и преподают). В сентябре 2008 г. KaulaKau принял участие в молдавском фестивале «Этноджаз», а следующей осенью добрался и до России.

На концертах внимание зрителей наиболее приковано, конечно, к необычному музыкальному инструменту — колёсной лире — и к изящному человеку, извлекающего из него звуки. Марк Эхеа заслуживает того, чтобы рассказать о нём подробнее, тем более что он создатель квартета и автор большинства композиций из репертуара KaulaKau.
Марк Эхеа (Marc Egea) родился в 1973 г. в каталонской столице Барселоне, но сейчас проживает в провинции, у моря — в местечке Сан-Поль-де-Мар. Две главных страсти Марка Эхеа — философия и музыка, и до 25 лет он сочетал два этих интереса. Марк Эхеа закончил философский факультет Университета Барселоны и даже получил стипендию для написания докторской диссертации, посвященной творчеству Раймунда Луллия (Рамона Льюля), одного из самых значительных средневековых философов, жившего в XIII веке на острове Мальорка. Спустя четыре года, посвященных изучению материала и написанию статей для специализированных изданий Марк вынужден был оставить академическую работу из-за разногласий со своим руководителем. С тех пор основным его занятием стала музыка.
Музыка увлекала Марка с детства. Он занимался игрой как на нескольких традиционных инструментах, так и на этнических флейтах, тарогато, или тараготе (венгерско-румынская разновидность кларнета), дудуке, лютне, и конечно, занфоне (другие названия - харди-гарди, колёсная лира, виола де рода), которой он занялся в 22 года и на которой сосредоточились его основные усилия. Кроме того, Марк Эхеа участвовал в создании серии дисков, посвященных воссозданию народного каталонского пения.

Теперь немного о самом инструменте. Колёсная лира внешне более всего похожа на скрипичный футляр с ручкой от кофемолки. Этот инструмент известен у разных народов и под разными названиями около тысячи лет. Изначально на нём играли вдвоём — один музыкант вертел ручку, а другой — нажимал на клавиши. Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (6—8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью клавишных стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение. Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Харди-гарди периодически используется и в современной музыке — её задействовали такие известные музыканты, как Роберт Плант, Джимми Пейдж, группы Blackmore's Night и Metallica. В России тоже играют на колёсной лире — в основном, ансамбли, исполняющие старинную музыку.
Музыкантов, играющих на харди-гарди, не так много, но стоит выделить француза Валентэна Кластрье (Valentin Clastrier, р.1947), занявшегося харди-гарди в начале 1970-х и много сделавшего для популяризации этого инструмента при исполнении средневековой и народной музыки. Марк Эхеа пошёл дальше, развивая собственную технику игры — ему удалось поместить харди-гарди в другие контексты, для которых этот инструмент необычен: это джаз, экспериментальная музыка, современный танец, поэзия, взаимодействие с видеорядом и т.д. В 2008 г. музыкант выпустил учебник по игре на колёсной лире.
Марк Эхеа записал несколько сольных акустических альбомов, на которых он один играет на харди-гарди, использует флейту, перкуссию и голос. Самая свежая сольная запись Марка Эхеа «Glimpse» сделана весной 2009 г. для интернет-лейбла Lunar Flower, и её возможно бесплатно скачать с сайта этого лейбла в разных вариантах качества (ссылку ищите в конце посвященной Марку Эхеа статьи википедии). Но, конечно, эту часть творчества музыканта стоит рекомендовать уже познакомившимся с его работами в ансамбле. Для начального знакомства имеет смысл найти или названный ранее альбом квартета, либо пластинку 2005 г. «Melanocetus», на которой вместе с Эхеа играют и Энрик Канада, и Франко Молинари.
Для игры в группе Марк вынуждено подзвучивает свой инструмент (естественно, он играет не на старинном экземпляре, а на современной версии) — хотя бы по той причине, что клавиши харди-гарди при нажатии сильно трещат и в случае квартета это не украшает акустический звук.
В рамках KaulaKau Марк Эхеа впервые получил возможность использовать в составе квартета тенору, на которой сыграл очень опытный и известный музыкант — Жорди Молина. Музыкальная карьера Молины продолжается уже сорок лет. Он — многолетний участник различных коблэ (cobla) — так называют традиционные каталонские ансамбли, распространённые только в испанской Каталонии и французском регионе Северной Каталонии. Коблэ может включать от 3 до 11 музыкантов и исполняет аккомпанемент для сарданы — традиционного каталонского танца-хоровода, исполняемого прямо на городских площадях и выражающий единство каталонского народа (в годы диктатуры Франко сардана была под запретом и стала танцем народного протеста). Основной инструмент коблэ — это тенора, удлинённый двухтростевой тенор-кларнет (отсюда и название). Длина теноры — 70-85 см.
Два других музыканта, Франко Молинари и Энрик Канада, в основном играют традиционную каталонскую музыку, фламенко, музыку сефардов (осевших в Испании примерно в I веке евреев), впитавшую в себя множество влияний, главным образом арабских.
Стоит коснуться и происхождения самого названия коллектива. На прямые вопросы музыканты отшучиваются, что это просто такое слово, мол, мы играем «музыку KaulaKau», но, зная о серьезной философской подготовке лидера ансамбля, в такое верится с трудом. Древнееврейское сочетание «kav la kav» (дословно «правило на правило») упоминается в Ветхом Завете, а также в девизе офитов, представителей одной из основных гностических систем апостольского века. Вся дальнейшая информация из мира философии не смогла быть воспринята моим мозгом в силу ограниченности оного, но люди интересующие смогут исследовать этот вопрос самостоятельно — направление я показал. Впрочем, для восприятия музыки эти подробности можно и не знать, она и так вполне самодостаточна.
В качестве специального подарка русским слушателям каталонцы на бис исполнили... как вы думаете, что?.. ну конечно же — «Подмосковные вечера». Но сделали это блестяще, тем более, что услышать наиболее известную в мире русскую мелодию на харди-гарди и теноре удаётся, мягко говоря, нечасто.

К сожалению, посещаемость московскими слушателями концертов интересных и самобытных музыкантов обычно оставляет желать лучшего; были свободные места и в этот раз, но на две трети зал заполнился. Те, кто пришёл, получили громадное удовольствие от выступления настолько оригинального квартета и вполне могут подтвердить утверждение, размещённое на страничке группы в myspace: «эта музыка сделана с помощью души, сердца и разума»
После концерта каталонские гости расположились на стульчиках и начали отвечать на вопросы слушателей. Этот традиционный для данной серии концертов процесс проходил достаточно затруднительно в силу языкового барьера — английский язык понимал только лидер квартета. В такой ситуации даже обычно удаётся получить ответы только на очень точные и односложные вопросы. Тем не менее, что-то удалось выудить. Марк Эхеа рассказал о том, что в силу занятости им удаётся собраться на репетицию в полном составе только раз в месяц, но больше в принципе и не надо — музыканты готовят свои фрагменты самостоятельно, ну и плюс они играют вместе достаточно концертов. Далее Марк показал принцип действия своего чудо-агрегата (вы можете видеть это на снимке).
Выводов по этому концерту у меня два: 1) если у вас будет возможность посетить концерт квартета KaulaKau или послушать их записи, сделайте это непременно; 2) если у вас будет возможность посетить следующие концерты проекта «Джаз-гостиная «Импровизация нового века» - это тоже будет хорошим и правильным решением.

Александр Никитин
фото автора

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service