ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #20, 2009

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

«Джазовая провинция». Впечатления участника
Рассказывает саксофонист Алексей Круглов

Леонид ВинкевичВ конце октября — начале ноября проходил многодневный международный передвижной фестиваль «Джазовая провинция». Явление уникальное на джазовой карте России, аналогов которому в нашей стране на сегодняшний момент нет. География выступлений музыкантов обширна. Например, мне удалось побывать в четырех городах. Три концерта мы отыграли в трио с ударником и перкуссионистом, одним из главных действующих лиц легендарной джаз-группы «Архангельск» Олегом Юдановым, а также тубистом «Круглого Бенда» Андреем Башевым. Выступления прошли в Воронеже, Липецке и Курске соответственно, еще один концерт я отыграл с американской певицей Арли Леонард и датской группой гитариста Мэдса Кьолби в Белгороде. Но были ведь еще и старый Оскол, Орел, Тула и другие города. Конечно, фестиваль переживает сложные времена, финансовый вопрос в творческих делах всегда актуален. Арт-директор фестиваля Леонид Винцкевич (на фото) констатирует, что поддерживать проект на плаву с каждым годом становится все сложнее. Но и в это сложное время находятся люди, готовые помочь этому культурному событию, и в том, что «Джазовая провинция» состоялась в 14-й раз, их заслуга велика.

Если говорить о музыкальной составляющей фестиваля, то тут я не буду оригинален — как и авангардистов, так и музыкантов традиционной направленности слушатели воспринимали одинаково восторженно, что говорит о тёплой и по-настоящему доброй джазовой концертной атмосфере, которая царила в забитых битком залах. О тёплом приёме свидетельствует и тот факт, что в Воронеже нас, например, позвали на телевидение в передачу Юлии Ивы «Культовые люди», а в Курске, например, администраторы фестиваля бегали со мной в поисках скотча и фломастеров для рисования плакатов, на которых мы показывали название исполняемых пьес. О наших же концертах уже довольно много написано в сети, так что поделюсь своими впечатлениями, опишу несколько коллективов, которые мне удалось послушать, насколько возможно абстрагировавшись от концертной суматохи собственного ансамбля. Да простят меня те, кого в этой статье не упомянул — послушать всех не было никакой возможности...

 
Круглый бенд

Английская звукозаписывающая компания Slam к своему 20-летнему юбилею подготовила выпуск альбома пианиста Леонида Винцкевича и саксофониста Николая Винцкевича с участием американских джазменов — ударника Джоэла Тейлора и басиста Кипа Рида. Диск под названием «Singularity» был представлен на фестивале. Отец и сын Винцкевичи, на мой взгляд, имеют идеальное взаимопонимание! Думаю, что такое вообще в музыке встречается редко. Когда я слушал их ансамбль из-за кулис — заметил, что они, не сговариваясь, допустим, могут неожиданным образом поменять рисунок импровизации Николая в любой момент. Тейлор и Рид — музыканты с интересным творческим почерком, довольно известные в США, принимали участие во многих проектах различных солистов. Тейлор, например, играл со Стэнли Кларком, Эл Ди Меолой, Фрэнком Гамбале. Рид играл с Винни Колаютой, Джо Ловано, а альбом, записанный в 2007 году с вокалисткой Нэнси Уилсон, стал обладателем «Грэмми». Музыканты представили авторскую программу Леонида и Николая Винцкевичей в современном ключе, с использованием дуольных ритмов. При этом композиции были отмечены тонким композиторским мышлением, с чувством европейской импровизационности и гибкой экспрессией — в чём несомненна заслуга всех участников квартета. Скажу больше, во время выступления музыкантов, казалось, присутствует оттенок художественной загадочности, когда вопрос задаётся, а слушатель сам должен искать на него ответ. Уверен, что немного найдётся в современном джазовом мире музыкантов, способных на высококачественные художественные вопросы. Думаю, что к ним относится и мой старый товарищ еще по училищу, а теперь знаменитый пианист Дмитрий Илугдин, который выступил в Курске с Евгением Шариковым, Николаем Винцкевичем и Джоэлом Тейлором. К сожалению, я немного смог услышать из их программы, так как сам готовился выходить на сцену после ребят, но то, что при всей своей мощности, в их музыке присутствовала илугдинская утончённая лирика — несомненно. Поразило меня и то, как Дмитрий бережно обращается со звуком. Общий мотив выступления этого ансамбля — позитивное и светлое настроение.
Квартет американского контрабасиста Тони Симорози, в прошлом выступавшего с Рэнди Бреккером, Дэйвидом Уэйклом и другими значительными джазменами, показал ряд оригинальных пьес. Где-то серьёзные фанковые композиции переплетались с необходимыми музыкальными шутками так, что, например, в Липецке, в финале их концерта в зале уже совершенно не было безрадостных людей. Нужно сказать, что ударник этого квартета — Майк Кларк, получивший всемирное признание после выступлений известного состава Хэрби Хэнкока Headhuters. К тому же, он работал с Уэйном Шортером, Филом Коллинзом, Четом Бейкером и многими другими выдающимися людьми джаза.
На фестивале был представлен необычный дуэт — Romero & Roman. Два гитариста — Эрнан Ромеро, лауреат латинской премии «Грэмми» за 2008 год, и наш Роман Мирошниченко, о котором Эл Ди Меола сказал, что «этот парень в свои двадцать четыре играет, как я в сорок восемь». Дуэт поразил вдохновенным полётом, безукоризненной техникой обоих солистов и безупречной сыгранностью. Мне довелось послушать музыкантов в Белгороде — зал бушевал и вызывал гитаристов на бис!

Одним из двух авангардных проектов фестиваля (нетрудно догадаться, каким был ещё один) явился дуэт из Германии саксофониста и кларнетиста Лемша Леманна и гитариста Михаэля Бойтельшпахера. Их программа — синтез различных стилистических и исполнительских методов, замешенных на фри-эстетике. Вкупе с чёткой структурой произведений и контрастным отношением к звуку музыканты свободно и не клишировано импровизируют на различные темы, при этом как бы немного не договаривая, так, чтобы у слушателя осталось потенциальное восприятие их искусства, чтобы их вновь захотелось послушать. Во всяком случае, у меня точно возникли такие впечатления.
Как же мы любим навешивать ярлыки! А ведь Алексей Кузнецов, при всей своей традиционности, очень глубоко смотрит на авторское искусство. Во-первых, все его выступления — радость и школа для молодых. Во-вторых, и для меня-то — в главных, у Алексея Алексеевича есть в игре авангардизм! Был случай, когда на саундчеке мы, разыгрываясь, играли рифф из моей композиции, построенный на атональной басовой линии. Так Алексей Кузнецов вышел к нам, подключил гитару, и я услышал политональные мелодии и образно-колористические звучания!
Вкратце расскажу еще о двух проектах, состоявшихся в Белгороде. Концерт европейского трио Stekpanna, состоящего из британского контрабасиста Стива Кершоу, гитариста из Дании Мэдса Кьолби и ударника из Швеции Питера Сверда, запомнился тонкой интеллектуальной авторской музыкой, где роль лидера постепенно переходит от одного исполнителя к другому. Музыканты гармонично вникают в музыкальную ткань, не выдавая напоказ безупречную технику, которой пользуются умело и органично, исходя из образа композиций. Музыканты довольно давно играют вместе, их идеи настолько проникновенны, что слушать их приходится буквально затаив дыхание. В тот же вечер ваш покорный слуга сыграл в проекте, о котором уже немного упомянул в начале статьи. Речь идет о совместном датско-российском составе с американской певицей во главе. С Арли Леонард в России выступал известный наш ударник Евгений Рябой, но в тот вечер Евгений принять участие в концерте не смог. Арли — поэт, писатель, автор песен, продюсер и вокалистка с утончённым джазовым голосом и мощным четырёхоктавным диапазоном. На концерте ей аккомпанировало датское трио с уже упомянутым мной Мэдсом Кьолби, а также контрабасистом Мортеном Анкерфельдом и ударником Мортеном Эйр. Мы исполнили несколько джазовых стандартов, а в финале концерта устроили феерический блюзовый джем, в процессе которого Арли вышла в зал и заставляла петь благодарных поклонников. Контрабасист Стив Кершоу исполнил поистине цирковой номер — сыграл соло, сидя на контрабасе, а ударники попеременно играли соло, разделив ударную установку на две части. Вот так радостно и закончилось мое выступление на этом фестивале. Я, конечно же, очень благодарен Леониду Винцкевичу за возможность показать один из своих проектов на этом форуме и окунуться в фестивальную джазовую жизнь! Хотел бы пожелать фестивалю побольше таких радостных и восторженных дней. Ведь ради этих прекрасных минут и существует джаз!

Алексей Круглов

На первую страницу номера

    

     Rambler's Top100 Service