502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #34 (44) - 22 сентября 1999 г.
Слово
к читателям
Малочисленность джазового сообщества, о которой мы с маниакальным упорством рассуждаем из номера в номер - на самом деле своего рода фетиш. Сообщества, скажем, гляциологов или филокартистов вряд ли сильно отличаются от джазового сообщества по размерам. Но они - все эти маленькие социальные общности, объединенные общей профессией или увлечением - отличаются от джазового сообщества чем-то другим.
Ну, во-первых, джазовое сообщество состоит по крайней мере их двух слоев: джазменов и джазфэнов, грубо говоря. Не может же сообщество филокартистов состоять не только из тех, кто собирает открытки, но и из тех, кто их печатает. Печатает их Министерство связи.
А с другой стороны, представляете картину - Министерство джаза производит джаз, а джазфэны его потребляют (слушают, коллекционируют, едят...). Тоже красиво, верно?
Но это только во-первых. Во-вторых же, два вышеназванных слоя, при всей своей немногочисленности, тоже (говоря по-научному) подвержены стратификации. Ну, слоятся. Джазмены бывают молодые, старые, шестидесятники, семидесятники, зарубежные (этих почит что и не бывает), столичные, провинциальные, петербургские, кабацкие лабухи, авангардисты и другие еще какие-то. Джазфэны бывают: несостоявшиеся джазмены, состоявшиеся меценаты (этих тоже почти что не бывает), модно-престижная молодежь, немодная и непрестижная молодежь, старые джазовые фанаты, молодые душой и еще много какие. Итого слоев оказывается едва ли не больше, чем самих участников процесса. Ну, в крайнем случае, столько же.
Но так ведь, наверное, везде. Среди тех же филокартистов есть ведь наверняка такие, что собирают открытки с марками, а есть такие, что - без марок. 
В конечном счете самоосознание своего места в сообществе (пусть и небольшом) оказывается совсем не важным делом. Оказывается, главное - просто чувствовать, что ты причастен. И знать, что то, к чему ты причастен - как потребитель ли, или как производитель - просто лучшая в мире музыка.
Американские джазмены так и говорят: "Джаз - лучшая в мире музыка. Поэтому джазовый музыкант зарабатывает в четыре раза меньше любого другого музыканта".
Видимо, тут и правда есть какая-то связь.
Как это было
в Москве
Президент клуба Александр Эйдельман17 сентября московский "Джаз-арт клуб" открыл свой новый, уже шестой (приносим извинения за misspell в позапрошлом выпуске) сезон. По традиции, вот уже в шестой раз, открыл его пианист Игорь Бриль с теперь уже новым составом своего "Нового поколения". Опять-таки по традиции Игорь Михайлович открыл выступление темой "Take the A Train" (в собственной И.М.Бриля аранжировке с гипнотическим ostinato в басу), но, впрочем, ей и ограничился, со второй вещи уступив место за роялем молодому, да раннему Алексею Беккеру. На сцене осталось одно только совсем "Новое поколение" - два сходных видом Бриля-младших (тенор-саксофонист Александр и его близнец сопрано-саксофонист Дмитрий), басист Сергей Хутос (уже Игорь Брильзавоевавший известность работой с Игорем Бутманом), Алексей Беккер и свежепереехавший в Москву питерский барабанщик Александр Машин. В таком виде, без склонной к джаз-року ритм-секции Антон Ревнюк - Дмитрий Севастьянов (проработавшей с "Новым поколением" три последних года), "Новое поколение" заметно поджазовело, а за счет агрессивной игры юного, но уже маститого Саши Машина и могучего, четко "стреляющего" баса Хутоса еще и обрело новую, достаточно привлекательную звуковую мощь.
Впрочем, открытие клуба после летних каникул - в наших условиях событие достаточно волнующее, чтобы не быть чисто музыкальным. Уж слишком памятны недавние "неоткрытия" после каникул - достаточно вспомнить блаженной памяти клуб "Джаз-лэнд". Так что переполнившая помещение клуба толпа посетителей, среди которых наряду с десятками завсегдатаев угадывались и новые лица, сильно веселилась. Все-таки "Джаз-арт клуб" открылся на новый сезон, хоть и объявлял о поисках нового помещения. А значит, у московской джазовой молодежи по-прежнему будет нормальная, демократичная площадка... Хотя вход в клуб теперь подорожал и для всех, кроме студентов музыкальных учебных заведений, стоит 100 рублей. Кстати, вместимость несколько увеличилась: вместо прежних керамических столов с полумягкими диванчиками теперь посетителей встречают синие пляжные столики с такого же типа пластмассовыми стульчиками, а вдоль стены прохода, где раньше стояли, теперь можно сидеть на каких-то топчанчиках.
Короче говоря, мы поздравляем "Джаз-арт клуб" с открытием и желаем интересных концертных программ. Работать в своем шестом сезоне он по-прежнему будет по пятницам; кроме того, две субботы в месяц (против четырех в прошлом году) будут отданы джазовым операм Юрия Маркина и джем-сейшенам.

19 сентября в академически-уютном зальчике Российского фонда культуры состоялась презентация нового сольного альбома "Один..." пианиста Бориса Прусакова. Дмитрий Ухов, написавший статью для буклета альбома, сказал о Борисе (одном из самых необычных и одновременно - недооцененных российских джазовых пианистов) много добрых слов, а об истории записи альбома (одной из столь редких в нашем джазе сольных фортепианных работ) рассказал работавший над ним известный звукорежиссер Денис Жалнин. Затем начался концерт: в первой его половине Борис Прусаков играл соло, как и на альбоме, во второй - в дуэтах, трио, квартетах и даже в октетах со своими друзьями-музыкантами. Вот тут-то и ждала, как говорится, засада. Сольный Прусаков - мудрый, самоуглубленный, но открытый слушателю пианист с ясным звуком и интуитивно понятными любому слушателю идеями, идет ли речь о его собственных композициях или о его видении общеизвестных стандартов. В большинстве дуэтов - весьма интересен: с вернувшимся недавно после четырех лет работы в Нью-Йорке альт-саксофонистом Виктором Бояринцевым, обладателем яркого звука и раскованной, свободной, современной манеры игры; с саксофонистом и флейтистом Анатолием Герасимовым, с которым его связывала дружба еще до Толиной 25-летней эмиграции; с виолончелистом Виктором Аграновичем... А вот ансамбли - это увы. Прусакову фатально не везет с ритм-секциями и вокалистами, все время он зачем-то приглашает (по дружбе, что ли?) случайных непрофессиональных людей, так что даже присутствие на сцене его земляка, курского барабанщика Николая Емельянова (трио Леонида Винцкевича) дела не спасло. Так что презентация только выиграла бы, ограничься Прусаков только сольным музицированием и дуэтами. Впрочем, сама по себе пластинка, выпущенная минувшим летом совершенно не джазовым лейблом Gala Records, все равно замечательная.

Известный московский пианист Одиссей Богусевич вместе со своими учениками - Константином Кремневым (гитара) и Михаилом Владимирским (гармоники), путешествуя по ночным клубам Москвы, испытывает свой новый эйсид-джазовый проект - "1001 ночь". 19 сентября проект был показан в клубе "Вермель". К этому чистейшей воды эксперименту по скрещиванию джазовой и клубной музыки сами музыканты свое отношение определили так: "Мы одной ногой стоим в джазе, другой - в кислоте". Рассказывая о проекте, Одиссей Богусевич несколько раз повторил слово "пестрота". Очень не случайно. Вся программа - это пестрота тем и тембров. От старинных, досвинговых хитов, как-то "Down By The Riverside" и "Swanee River", через "Креольский любовный зов" Дюка Эллингтона к "Шахерезаде" Римского-Корсакова. И получается - то след джазовый, то кислотный, то джазовый, то... Короче говоря, все очень стильно. Но есть и другое мнение. Один повзрослевший тинэйджер, ворвавшись в клуб "Вермель" к окончанию концерта, удивленно и пьяно вопрошал самого себя: "Это что? Назад в восьмидесятые?! Не хочу!". Такая синтетическая музыка действительно похожа на саундтреки картин последних лет советского кино. И ничего ужасного в этом нет. 
Я спросила Одиссея, что стоит за красивыми названиями пьес, им написанных. Оказалось - многое. Как корабль назовешь, так и поплывет. Композиция может быть какое-то время безымянной, но только пусть не с первым попавшим, случайным именем. С "Птицей в огне" из новой программы так и случилось. Название пьесы родилось во время выступления перед пожарниками. "Печать фараона", название другой авторской вещи, было принято на семейном совете Богусевича. А все остальное, как уже стало понятно, реинкарнированная классика.

Ася Мелкумова

Говорите,
 вас слушают
Сегодня мы слушаем человека, которого хорошо знают многие выступавшие в США российские джазмены и который сыграл определенную роль в жизни многих из них - исполнительного директора Джазового фестиваля Лайонела Хэмптона доктора Линна Скиннера. Летом 1998 г. он побывал в России - участвовал в фестивале "Джазовая провинция-98", представляя молодую темнокожую певицу Эвелин Уайт. Тогда российская публика узнала Дока (так он сам представляется) как весьма неплохого джазового композитора и пианиста (он в течение длинного фестивального тура не раз садился за рояль, чтобы сыграть балладу-другую с саксофонистом Лембитом Саарсалу). Сегодня Док Скиннер откроется перед нами в другом качестве...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Наш собственный корреспондент в Ярославле Афанасий Терентьев сообщает: 
Вадим Майнугин (Плюс Один) 25 сентября в Ярославле открывается джазовый сезон. Начнет его "Вечер джаза" в Ярославской филармонии. За этим скромным названием скрывается концерт ансамбля "Плюс Один" и певицы Анны Новожиловой. В программе - вокальный джазовый мейнстрим.
Анна Новожилова окончила институт им. Гнесиных, в настоящее время живет в Москве, много выступает в московских джазовых клубах. Что же до ансамбля "Плюс Один", то его называют "одним из наиболее ярких коллективов на современной провинциальной джазовой сцене". В основе успеха ансамбля - постоянная концертная деятельность с привлечением в состав ведущих российских и зарубежных исполнителей. В активе возглавляемого клавишником Вадимом Майнугиным коллектива "Плюс Один" - выступления и записи с Александром Пищиковым, Алексеем Кузнецовым, Виктором Двоскиным, Германом Лукьяновым, Куртисом Фуллером, Валерием Пономаревым, Игорем Бутманом, Эвелин Блейки, Хансом Тамменом, Гарри Петерсеном, Матиасом Шубертом, Биллом Скитом и многими другими. В последнее время у ансамбля возник творческий союз с выдающимся русско-американским саксофонистом Игорем Бутманом, готовится к выпуску компакт-диск, записанный совместно с этим музыкантом. Опыт такого сотрудничества обеспечивает программам "Плюс Один" большое интонационное и стилистическое разнообразие. 
За время своего существования коллектив пополнил свой репертуар не только известными джазовыми стандартами, но и большим количеством оригинальной авторской музыки, мелодиями, созданными звездами современного американского джаза. Один из наиболее оригинальных проектов ансамбля "Плюс Один" - авторская программа "Новые русские стандарты", созданная участниками коллектива на основе музыкального материала советской поп-музыки. 
Сегодня "Плюс Один" - это квинтет в составе: Вадим Майнугин - клавишные, Владимир Воробьев - тромбон, Станислав Майнугин - тенор-саксофон, Андрей Волкович - бас-гитара, Михаил Фадеичев - ударные.
И еще одна ярославская новость: 30 сентября в клубе "Авангард" наконец-то состоится ранее неоднократно переносившийся концерт Игоря Бутмана и вездесущих "Плюс Один". Программа в представлении, очевидно не нуждается - Бутман - он и в Африке Бутман. 
Что намечается:
московские анонсы
11 октября в концертном зале им. Чайковского компания "Boheme Music" и Алексей Баташев представляют программу, посвященную 77-летию отечественного джаза, под названием "Старые песни от джаза". Вечер будет построен на популярной музыке 20-30-х гг., периода рождения советского джаза. В концерте примут участие: "Московский Брасс-квинтет" им. Тимофея Докшицера (лауреаты Всероссийских конкурсов Илья Ферапонтов, Геннадий Комаров, Станислав Давыдов, Валерий Турутин, Стас Криворотенко, руководитель коллектива - Константин Закревский); Виктор Галустов - тэп-дэнс; Григорий Файн - фортепиано; дуэт "Романтики джаза" (Олег Киреев - тенор-саксофон, Александр Виницкий - гитара); "Супертрио" (Владимир Данилин - аккордеон, Алексей Кузнецов - гитара, Алекс Ростоцкий - электробас); Георгий Гаранян - альт-саксофон; ансамбль "Горячая Девятка" п/у Всеволода Данилочкина (солисты-вокалисты - Юрий Шихин и заслуженная артистка России Татьяна Комова). Импресарио - Майя Кочубеева; информационная поддержка - "Общая газета", "Коммерсантъ", "Московский комсомолец", "Эхо Москвы", "Авторадио", "Радио России", "Арба'т радио", программа "Соло для джаза" 90,8 МГц (Радио "Говорит Москва"), агентство "Звук".
Судьба
Сегодня в рубрике "Судьба" - Леонард Фэзер. Пианист, композитор, продюсер, критик, автор одной из первых (и самых популярных) "Энциклопедий джаза". Долгие годы - джазовый критик №1 в мире. 13 сентября исполнилось 85 лет со дня его рождения; сегодня, 22-го - пять лет, как его не стало. О Фэзере рассказывает виднейший российский историк джаза - Юрий Верменич из Воронежа...>>>>
Чтение
Мы продолжаем знакомить читателей с текстами о джазе, публиковавшимися в официальной прессе и самиздате в советские времена. Конечно, тогда публиковалось много всякой идеологической конъюнктурщины, но значительное количество текстов не просто хороши - они не потеряли соей актуальности, хотя со времени их публикации прошло иногда по 15-20 лет. Так и с той, классической для российского популярного музыковедения работой, которую мы хотим предложить вам сегодня. Конечно, это только часть куда большей работы, и целое - в отличие от этого фрагмента - света так и не увидело. Но автор этой работы, патриарх отечественной джазовой науки Леонид Переверзев, жив-здоров и, вполне вероятно, еще напишет многое (хотя непосредственно о джазовой жизни он уже много лет не пишет, предпочитая более высокие сферы). Итак, Леонид Переверзев рассказывает о джазе 20-х годов...>>>>
А в это время
за бугром...
17 сентября еще два кубинских музыканта попросили политического убежища в США: ими стали участники гастролировавшей по Калифорнии группы Sintesis, 32-летний гитарист Хорхе Луис Альмаралес и 22-летний барабанщик Эухенио Дориа Дель Валле. Они явились в офис конгрессмена от Флориды Илеаны Рос Летинин в Майами, Флорида, и заявили ей, что не желают возвращаться на Кубу. Оказалось, что после последнего концерта гастролей два музыканта сели в Калифорнии на автобус, идущий во Флориду, провели ночь в ночлежке Красного Креста в Орландо (поскольку над Флоридой свирепствует ураган "Флойд "и они не могли ночевать на улице), а затем перебрались к своим родственникам в Майами.
Sintesis - существующая с 80-х гг. группа, в своем творчестве смешивающая джаз, джаз-рок и кубинские традиционные музыкальные жанры. Два ее сбежавших музыканта пополнили список из десятков кубинских джазменов, тем или иным путем эмигрировавших в США - список, в котором и Гонсало Рубалькаба, и Пакито Д'Ривера, и Артуро Сандоваль, и Джон Сантос, и Чоколат, и Качао, и многие, многие другие.

Los Van VanИстория с бегством двух кубинцев развивается на фоне еще одного скандала, связанного с кубинскими музыкантами: в Майами ширятся недоразумения, связанные с предстоящим здесь концертом ведущей группы традиционной кубинской музыки - сальсы - Los Van Van. Первоначально концерт планировался на 9 октября, но был отменен под давлением значительного числа видных деятелей флоридской кубинской общины, которые считают, что Los Van Van поддерживают правительство Фиделя Кастро. Мэр Майами Джо Каролло, сам по происхождению кубинец, во всеуслышание назвал Los Van Van "официальной коммунистической бандой Фиделя Кастро". Устрашенные менеджеры отдали концерт 9 октября местной кубинской группе Brigade 2506, названной в честь добровольческого соединения, пытавшегося высадиться на Кубу в 1961 г. с целью свержения режима Кастро и разгромленного кубинской милицией в заливе Кочинос. Тогда организаторы американского тура Los Van Van и Американский Союз гражданских свобод выступили с протестом, утверждая, что отмена концерта нарушает права на свободу слова, гарантированные Первой поправкой к Конституции США. Протест был принят, и концерт был переназначен на 11 октября - но только в том случае, если организаторы тура предоставят документы о том, что не нарушаются правила организации выступлений кубинских музыкантов в США. А правила эти гласят, что кубинцы могут выступать в США в рамках "культурного обмена", несмотря на соблюдаемую правительством блокаду Кубы, но только при том условии, что выплачиваемые им гонорары не превышают понесенных ими расходов (билеты, проживание, питание). Организаторы тура, впрочем, согласились предоставить требуемые бумаги. От себя заметим, что понятие "черный нал" хорошо известно не только в России, так что кубинские музыканты, несмотря на полный порядок в документах, в накладе все равно остаться не должны.

Рецензии
Сегодня у нас рецензии - впервые в нашей практике - не на пластинки, а на книги. Отечественные книги об отечественном джазе. Российская джазовая библиография невелика: полноценных книг наберется не больше десятка, это за тридцать-то лет! И вот она пополнилась...>>>>
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Ася Мелкумова,
Константин Волков,
Леонид Переверзев,  Афанасий Терентьев, Кирилл Мошков,
Юрий Верменич

Зарубежная информация:
Reuters

Редактор:
Кирилл Мошков

Фото:
Павел Корбут,
архив сервера "Джаз в России",

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!