ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #34
Юрий Верменич о Леонарде Фэзере
Кто из наших истовых джазфэнов не мечтал в свое время иметь настоящую "Энциклопедию джаза"? Когда в самом начале 60-х годов я впервые увидел сей увесистый том у своего приятеля в Питере, то целый вечер ползал у него по полу, переснимая на пленку каким-то примитивным фотоаппаратом всю эту бесценную информацию. Загадочно и необычно звучала фамилия ее автора - Feather (т.е.перо).
Здесь - краткий рассказ об этом выдающемся человеке, нашем современнике.
Публицист, критик и писатель, пианист, композитор и аранжировщик Леонард Джеффри Фэзер появился на свет в Лондоне 13 сентября 1914 г. и все 80 лет своей жизни отдал джазу. Его отец был бизнесменом среднего класса, но друг семьи научил Леонарда читать ноты и играть на рояле. После школы он продолжил образование в Берлине и Париже, где ближе познакомился с джазом, а в 1933 г. начал сотрудничать с ведущим английским музыкальным журналом " Melody Maker ".В 1935 г. он принял решение уехать в Штаты и 19 июля того же года впервые сошел на американский берег в Нью-Йорке, где его встретил Джон Хэммонд, великий меценат и энтузиаст джаза, открыватель новых талантов.
"Передо мной возник совершенно иной мир, который вначале показался мне нереальным, даже, я бы сказал, сюрреалистичным", позднее вспоминал Леонард. "Небоскребы были слишком громадными и какими-то пугающими. Но я знал, что это мой мир. Под моими ногами была земля джаза. Нью-Йорк для меня уже больше не означал почтовую марку на конверте, а Гарлем - название с наклейки на пластинке".
В Америке Фэзер сразу же погрузился в джазовую среду. Там он немного учился игре на кларнете у Джимми Хэмилтона, гармонии и пианистике у Ленни Тристано. Он подружился со всеми джазовыми "звездами" и на протяжении ряда лет сочинил более 300 собственных композиций, которые записывали Дюк Эллингтон, Луис Армстронг, Каунт Бэйси, Сара Воэн, Коулмен Хокинс, Роланд Кирк, Юзеф Латиф и другие. Он регулярно проводил студийные сессии записи "Esquire All Stars" для фирмы "RCA", причем иногда на этих сессиях Леонард сам играл на фортепиано. Он был автором популярных "хитов" Дайны Вашингтон "Evil Gal Blues" и "Blow-top Blues", ему принадлежали сюиты "Winter Sequence" и "Hi-Fi Suite", он также являлся продюсером фирм записи "Victor", "Decca", "Mercury" и "Columbia".
Фэзер читал лекции о джазе в колледжах и "джазовых клиниках", был членом жюри и "мастером церемонии" Ньюпортского джаз-фестиваля. Он вел серии программ на телевидении ("Feather on Jazz ") и радиошоу ("Feather's Nest"), включая "Jazz Club USA" по "Голосу Америки" в 1950-52 гг, т.е. еще до известной программы " Music USA " Уиллиса Коновера. Он был также инициатором окончательного переезда в США из Англии своего давнего друга-земляка, пианиста Джорджа Ширинга вскоре после окончания войны.
Его статьи, рецензии и обзоры появлялись в десятках печатных изданий дома и за рубежом в разных странах, он был постоянным сотрудником знаменитого джазового журнала "Down Beat" в течение многих лет, где он, в частности, регулярно вел свою уникальную рубрику "Blindfold Test", и к 60-м годам стал одним из самых признанных, влиятельных, наиболее широко читаемых и уважаемых джазовых авторов во воем мире.
Фэзер был первым серьезным критиком, принявшим революцию бибопа в 40-е годы, которой он посвятил свою первую большую работу "Джаз изнутри" (1949). Его следующей книгой была попытка создания "Энциклопедии джаза" (1955). После чего появилась та монументальная "Новая энциклопедия" (1960), которая надолго стала самым известным и надежным справочником такого рода в мире джаза. В 1966 и 1976 гг. были сделаны два ее переиздания, приближенные к современности, а третье, включающее новые имена за 80-е годы, он выпустить так и не успел.
Помимо этого, его перу принадлежат аналитическая "Книга о джазе"(1957) с очень интересной главой "Анатомия импровизации", книжная галерея портретов "От Сэчмо до Майлса" (1972), затем оригинальный сборник джазовых анекдотов и былей "Улыбка хипстера" или "Джазмены смеются" (1963),а также его великолепная автобиография "Свидетель эпохи" (1987), которая фактически являемся историей джаза за последние полвека глазами очевидца.
В 1962 г. Леонард приезжал в нашу страну и был тогда единственным джазовым критиком из США, который находился на премьере оркестра Бенни Гудмена в Москве, где присутствовал сам Никита Хрущев (наверняка это был также единственный случай в жизни нашего премьера, чтобы он посетил джазовое мероприятие). Фэзер имел почетную степень доктора музыки в колледже Беркли и являлся профессором Калифорнийского университета. В 1986 г. он получил награду Национальной ассоциации джазовых педагогов Америки за 50-летний вклад в джазовое образование и журналистику. Все последние годы он жил в городке Шерман Оукс (близ Лос-Анджелеса) вместе с женой Джейн и дочерью Лоррэйн, которая очень интересовалась русским балетом и современным танцевальным искусством вообще. Он умер 22 сентября 1994 г., успев отметить свой 80-летний юбилей.
Несомненно, истории и искусству джаза XX века крупно повезло, что в этой сфере мировой культуры была такая поистине неординарная личность, как Л.Дж.Фэзер. И я до сих пор помню тот шок, который испытал много лет назад, когда на воронежском почтамте наконец-то получил от автора толстый "кирпич" в виде солидного фолианта той самой, мифической для всех нас "Энциклопедии джаза".

Юрий Верменич

На первую страницу номера