502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #35
Может, в консерватории что-то подправить?..
Леонид ЧижикЛегенды о приезде Леонида Чижика эпизодически вспыхивали среди многочисленных поклонников блестящего виртуоза-импровизатора, с именем которого в значительной степени ассоциировался джаз в 70-е, да и в 80-е у широкой публики. Но музыкант, в последнее десятилетие успешно делавший карьеру в далекой Германии, так и не появлялся. Да и о джазе за это время представления несколько подызменились. Жизнь идет. Не факт, что вперед, но идет. Так или иначе, неожиданно появившиеся афиши с крупно напечатанными словами "Моцарт, Джаз, Чижик, Ямаха" собрали 27 сентября почти полный Большой зал консерватории бывших поклонников и просто любопытствующих. Странно, но так называемой джазовой публики почти не наблюдалось. Может быть, испугались? Не исключено. Уже в крупно набранных словах проскальзывали многозначащие ассоциации с персонажами нетленного произведения Гессе. Это ли не замах?
И замах был. Но броска не получилось.
В двух отделениях появление за роялем Леонида Чижика предварялось увертюрами из "Волшебной флейты" и "Дон Жуана", словно Моцарт писал их как раз к этому случаю. Возбуждение зала в первом отделении достигло предела, когда трое работников филармонии вышли открывать крышку рояля для исполнения 23 концерта Моцарта с "джазовыми" каденциями. К слову сказать, рояль от этого так и не стал звучать полноценно, во всяком случае, 1-го амфитеатра достигал несколько кашеобразный негромкий звук с неярко выраженными регистрами. Но главное - это загадочные "джазовые" каденции. В конце первой части концерта все замерли, и в зал рванулось несколько тейтумовских фраз, связанных с моцартовским текстом. Но то, что произошло дальше, выглядело, как сказал один известный руководитель московского джаз-клуба, большой заплатой другого цвета. В каденции Чижика было выложено все, что только можно. Обладая выдающимся гармоническим мышлением, огромным опытом публичных импровизационных выступлений, маэстро наворотил то, что, несомненно, произвело впечатление на практикующих пианистов технологической насыщенностью, но при этом оставило чувство недоумения в смысле наличия художественного смысла. Если джаз состоит в этом, то мне жалко джаз.
Леонид ЧижикСправедливости ради нужно отметить, что сам текст Моцарта, особенно в медленной части, был сыгран аккуратно, как солистом, так и оркестром, что в мировой практике не редкость, а у нас еще пока производит впечатление. Подарок Леонидом Чижиком был сделан в конце 3-й части. Его вставка с использованием полиритмических приемов и энергичной стилистики оказалась гармонично вплетенной в оркестровое тутти. Это, пожалуй, было наиболее совершенной частью всего выступления.
Во втором отделении была объявлена фантазия на тему Моцарта. При этом ведущая забыла упомянуть автора, видимо, считая эту информацию несущественной. Фантазия принадлежала, естественно, Чижику и представила своеобразный экскурс в историю эстрадно-симфонических оркестров разных времен. Перечислять немногочисленные поклоны Моцарту в оркестровке и в фортепианных соло не имеет смысла, хотя это и не заняло бы много времени. Через некоторое время в голову пришло два ассоциативных ряда к тому, что происходило на сцене: 1. Эстрадно-симфонический оркестр Юрия Силантьева и многочисленные фондовые записи Всесоюзного радио, и 2. Саундтреки к югославским вестернам 60-х (70-х) годов. Какой там Моцарт, Гессе со своим "волком" и прочие эстетствующие чуждые нам элементы? Да, блестящий концертный рояль г.Чижика, да - метафорические возможности знатока времен и стилей, да..., но зачем?
На самом деле есть зачем. Старые поклонники Чижика убедились в том, что джаз жив, хоть и процветает в Германии. Консерваторская публика вновь обнаружила, как смело можно обходиться со святой классикой; приведенные на концерт дети, насильно посещающие обрыдлую музыкальную школу, обнаружили, что в классике можно изрядно повеселиться и, поэтому стоит продолжить музыкальное образование. Всем им невдомек, что "экспериментам" в области "джазо-классики" уже больше 75 лет, что многое сделано, что был Бенни Гудмен с Моцартом, что существовал Модерн-джаз квартет, к Моцарту приложили руку Чик Кориа - Бобби МакФеррин, Фридрих Гульда, что ко всему этому периодически обращается Кит Джарретт и много, много других талантливых и не очень... Не у всех все ладно, но ведь и кое-что сделано на весьма высоком уровне. Кстати, есть и Бостонский Поп-Оркестр с такими аранжировками, что закачаешься (в буквальном смысле).
Одна проходящая мимо в антракте девушка заметила, что она буквально ощутила, как прикоснувшегося к клавиатуре Леонида Чижика пронзили мурашки. Мне тут же вспомнились злополучные "мурашки кожаные", которые обычно "появляются" или, в крайнем случае, "ползают", причем по слушателю. В Большом зале консерватории 28 сентября по крайней мере у слушателя они почему-то не возникли. Может быть, в консерватории что-то не так?...

Михаил Митропольский

На первую страницу номера