ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #35
Рэнди Брекер в России: как это было
Пресс - конференцияНачалось все не в Москве: первый концерт группы Рэнди Брекера с участием Игоря Бутмана состоялся в Петербурге 22 сентября, но об этом - ниже. В Москве же все началось с пресс-конференции 23 сентября. Пресс-конференция проходила в отеле "Шератон-Пелас" на Тверской, любезно предоставившем не только зал для журналистов, но и номера для музыкантов. Началось с того, что организатор российского тура Рэнди Брекера саксофонист Игорь Бутман поблагодарил спонсоров тура, в том числе коньячный дом Hennessy и авиакомпанию "Аэрофлот". Первые вопросы журналистов были вполне предсказуемы - не боялись ли музыканты ехать в Россию в разгар вспышки терроризма. Игорь Бутман признался, что до последнего дня боялся получить e-mail с сообщением об отмене гастролей; сам же Брекер философски заметил, что в мире множество неспокойных мест. Он вспомнил, например, как со своей группой выступал в Ливане и жил в отеле, буквально через неделю после их отъезда разбомбленном израильской авиацией. Так что лучший рецепт, по мнению Рэнди - Группа Рэнди Брекерадумать на гастролях не о возможных неприятностях, а о музыке и слушателях. Рэнди также спрашивали о том, помнит ли он тех, с кем вместе выступал на первом и единственном международном Венском конкурсе молодых джазовых исполнителей в 1966 г. (выяснилось, что всех помнит и с большинством поддерживает связь), смотрит ли молодых музыкантов по MTV (выяснилось, что смотрит), какую музыку он вообще слушает (в молодости, как выяснилось, он слушал в основном джаз, потому что в Нью-Йорке тогда была отличная джазовая радиостанция; теперь же он слушает, помимо джаза, классику и фольклор разных народов) и т.п. Кроме того, Брекер представил свою группу, состоящую из молодых нью-йоркских музыкантов, а музыканты рассказали, кто и как попал к Рэнди. Барабанщик Зак Данзигер слушал музыку прославившей имя Рэнди группы Brecker Brothers с детства, считал себя фэном Брекеров (Рэнди и его брата - тенор-саксофониста Майкла) и чувствует себя счастливым оттого, что играет со своим кумиром. Басист Майк Поуп родился в крохотном городке на Западном побережье, в Орегоне, где был всего один магазин грампластинок. В детстве он слушал поп-музыку - например, Барри Манилова - но Игорь Бутман и Рэнди Брекерслучайно купленная пластинка Brecker Brothers перевернула всю его жизнь. Клавишник Джордж Витти, как выяснилось, в основном слышал Brecker Brothers не как группу, а как приглашенную духовую секцию на десятках пластинок его любимых музыкантов и был очень горд, начав работать с Рэнди. Что же до самого старшего (кроме самого Брекера) участника группы, 35-летнего гитариста Дэвида Гилмора (в прошлом - участника M-Base Collective, Lost Tribe и ансамбля Трилока Гурту), то он познакомился с Рэнди через барабанщика своей собственной группы и бывал очень взволнован, несколько раз обнаружив Рэнди среди публики на своем концерте... Выслушав рассказы музыкантов о себе, Рэнди одобрительно сказал: "Все говорили хорошо и получат прибавку к гонорару", чем вызвал общий смех.
Игорь Бутман рассказал также о первом российском концерте группы Рэнди Брекера, который прошел в Санкт-Петербурге 22 сентября. Хотя американские музыканты играли только во втором отделении (первое заняли петербургские звезды - Давид Голощекин, Андрей Кондаков и Валерий Белинов), концерт прошел с огромным успехом и собрал свыше 1200 человек (полная вместимость зала ДК Ленсовета, где проходил концерт).
Игорь Бутман и Рэнди БрекерВечером в "Ле Клубе", артистическим директором которого уже год работает Игорь Бутман, состоялся первый из запланированных трех московский концерт группы Рэнди Брекера. Игорь Бутман принимал участие в концерте как "специальный гость", играя во всех композициях предусмотренные аранжировкой саксофонные партии и мощные, зажигательные соло, которые неоднократно вызывали в переполненном клубе подлинные овации. Однако главной звездой вечера все же был сам Рэнди Брекер. Высокий, массивный, похожий на библейского пророка, с сединой в бороде, он извлекал из своей трубы скоростные мощные пассажи невероятной чистоты и силы - впрочем ,строго дозируя свои усилия. Большая часть прозвучавшей музыки представляла собой новый авторский материал Рэнди или известные джазовые стандарты и была исполнена несколько холодно, что придавало ей особую стильность; однако, когда дело дошло до исполнения хитов Brecker Brothers 70-х гг., ансамбль зазвучал неожиданно жарко и страстно, а Брекер и Бутман сыграли свои лучшие соло. Пронзительные виртуозные "верха" и полная свобода фразировки и развития музыкальной мысли заставили вспомнить Брекера 70-х и доказали, что, как трубач, он все еще находится в превосходной форме и в своей "экологической нише", на стыке современного джаза и фьюжн, практически не знает себе равных. Концерт завершился исполнением по-новому аранжированного супехита "Some Skunk Funk", после чего музыканты уехали на Курский вокзал - назавтра их ждало выступление в Нижнем Новгороде.
Зак ДэнзигерК сожалению, мы не располагаем материалами о нижегородском и втором московском концерте, но рискнем предположить, что, судя по третьему московскому концерту, прошли они тоже удачно.
Что же до третьего концерта в "Ле Клубе", 26 сентября, то он послужил для этих гастролей убедительным и мощным завершением. Программа слегка отличалась от программы 23-го числа, но в целом основные моменты остались: много композиций Рэнди с его сольных альбомов (особенно с последнего, "Into The Sun'", за который он получил "Грэмми"-98 в номинации "Лучшее исполнение современного джаза"), два суперхита Brecker Brothers (завершавшая первое отделение "Rocks" и венчавшая весь концерт "Some Skunk Funk") и несколько стандартов, из каковых лучше всего прозвучала великая баллада "Body And Soul". Интересно, что прославившийся как джаз-рокер Рэнди с этим ансамблем звучал вполне по-джазовому, по-мэйнстримовому; и, если "Rocks" все-таки игралась в почти оригинальном фанковом варианте и Майкл Поуп для ее исполнения даже менял (единственный раз за концерт) контрабас на бас-гитару, то "Some Skunk Funk" даже объявлена была как "джазовая версия" и прозвучала совершенно по-джазовому, хотя, например все выписанные аранжировочные эпизоды исполнялись точно по оригиналу - но в другой, триольной ритмике. Что же до современного авторского материала Рэнди ("Sleaze Factor", "Thirfty Man", "There's A Mingus A Monk Us" и др.), то он вполне подтверждает высокие композиторские качества автора - красивые темы, по языку близкие к "артблэйковской", хард-боповой струе, красиво и изобретательно выписанные ансамблевые эпизоды - и превосходные соло всех солистов.
Дэвид ГилморКстати, о солистах. Игорь Бутман в этих концертах раскрылся по-новому: все-таки в сопровождении российских джазменов он ТАК играет крайне редко. Впрочем, после подобных концертов понимаешь, почему. Играть на разрыв, на пределе возможностей можно тогда, когда ансамбль соответствует уровню солиста. А в России это, увы, все еще бывает редко...
Конечно, Бутман был не единственным интересным солистом программы - и сам Рэнди все так же хорошо, как и прежде (мощь, верха, угловатая "монковская" фразировка, изысканный музыкальный язык), и его ансамбль был хорош. Джордж Витти подтвердил свою славу одного из лучших молодых нью-йоркских клавишников, играя не только изощренные, драматургически выстроенные, динамически разнообразные соло на акустичесом рояле (увы, ужасном по звуку!), но и интереснейшие синтезаторные эпизоды с использованием сунутого в рот духового контроллера, дающего звуку характерную "трубную" атаку (в то время как высота и окраска тона контролируются клавиатурой). Отличные, хотя несколько "слишком правильные" соло Джордж Уиттииграл на акустическом басу Майкл Поуп. Барабанщик Зак Дэнзигер очень молод, но невероятно музыкален, хотя техника игры как таковая у него хромает (в особенности в части постановки удара). И очень интересную краску привносил своими гитарными соло Дэвид Гилмор, да простят нас поборники "политкорректности" - единственный не белый участник коллектива. Связанный с современной "филадельфийской школой", давшей джазу саксофониста Грега Осби (в его "M-Base Collective" Дэвид играл тогда же, когда там пела Кассандра Уилсон) и одновременно - с "мировым джазом" (он много лет работает с перкуссионистом Трилоком Гурту), Рэнди Брекер слушает...Гилмор играет совершенно джазовые по звучанию и идиоматике, но необычные по фразировке и драматургии соло, в которых парадоксально борются холодность и эмоциональность.
Кстати, замечание не по теме (внешне): Рэнди удивительно умеет слушать партнеров! Достаточно взглянуть на гримасы, сменяющие друг друга во время соло его музыкантов - сразу видно, насколько глубоко он вживается в мысль соратника...... и играет
И вот гастроли завершены. Утром 27 сентября Рэнди Брекер со всей группой улетел в Нью-Йорк. Спасибо Игорю Бутману, спасибо коньячному дому Hennessy за поддержку, спасибо сделавшему большие скидки "Аэрофлоту" и разместившему музыкантов "Шератон-Паласу". Побольше бы таких гастролей. Ну неужели мы не достойны того, чтобы вещи такого уровня происходили не раз-два в год, а хотя бы пару раз в месяц, а?
На первую страницу номера