реклама на «Dжаз.Ру»: в сети с 1998 года - всё о джазе по-русски!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #38-39
С "Камераты" по другу - Минску фестиваль
Не так уж много в Минске проходит в год джазовых мероприятий, которые равно отмечены как социальной, так и творческой значимостью. Второй год подряд минская вокальная группа "Камерата" собирает своих друзей на музыкальное действо, которое сейчас уже смело можно назвать полноценным фестивалем. Три дня, с 15-го по 17-е октября, в здании филармонии играли и пели самый разный джаз (и не только джаз, но о тонкостях терминологии чуть позже).
Юрий КузнецовНа этот раз, что приятно, уже наметились традиционные гости - ими стали Юрий Кузнецов из Одессы и минский ансамбль "Ренессанс". Такое впечатление, что Кузнецов вообще не в силах отказаться от приглашения в наш город - он здесь, похоже, был уже раз двадцать, если не больше. Правда, сейчас он приехал не один, а вместе с одесской же певицей Татьяной Боевой, которая в Минске, в отличие от него, впервые. Выступили они с программой джазовых стандартов, которые выглядели порой неузнаваемо, но очень оригинально, особенно гершвиновская "Summertime". Казалось бы, избитая вещь, но Татьяна своим "чернейшим" вокалом превратила его в полный драматизма миниспектакль - первые же слова, скорее проговоренные, чем пропетые очень низким полушепотом, сразу же настроили публику на интимный, почти шансонный лад. И эта пьеса, и другие были полны такой экспрессии и страсти, таких перепадов настроения и... громкости, что эмоции порой даже перехлестывали через край. А перед выступлением дуэта, в самом начале первого дня фестиваля, Кузнецов сел за рояль один и попотчевал слушателей пряной смесью свободной импровизации и своих "хитовых" мелодий, включая знаменитый "Вальсок".
Константин Пона (Man Sound)Киевская вокальная группа "Мэн Саунд" в Минске выступала впервые и, хотя мы о них писали уже неоднократно, тем не менее читать о музыке, это одно, а услышать самому - совсем иное. Впечатление от часового концерта киевлян не смогли испортить даже почти беспрерывно фонящие микрофоны - на них просто некогда было обращать внимание, целиком захлестнутое шестиголосным полноводным потоком, выплеснувшимся со сцены на публику. Бывают коллективы, которые более выигрышно слушаются в записи, бывают такие, чья стихия - сцена и только сцена, и "Мэнсаунд", несомненно, - из числа последних. Это не значит, что их альбомы неудачны - напротив; но не услышав их вживую в зале, очень трудно понять, какая мощная и в то же время добрая энергетика исходит от этих ребят. Уже после концерта я еще раз посмотрел видеокассету с записью негритянской группы "Take 6", с подражания которой начинали когда-то киевляне и отчетливо увидел (и услышал), что американцы поприглаженнее будут, поскучнее даже и однообразнее. Куда им до обработок украинских народных песен в исполнении "Мэнсаунда" - страстных, нежных и таких, несмотря на фольклорную глубину, джазовых...
Вообще на этот раз минчанам повезло - они услышали сразу несколько незнакомых им доселе групп и музыкантов. Вот и во второй день фестиваля после ансамбля традиционного джаза "Ренессанс" п/у Николая Лаптенка, давно известного и любимого местной публикой, на сцену вышла польская группа "Riverboat Ramblers", состоящая из... двух поляков, двух бывших украинцев и двух бывших же белорусов. Все они живут в Гданьске, выступают по всей Европе на крупнейших фестивалях традиционного джаза. Впрочем, они играли далеко не только диксиленды и свинг - в их репертуаре есть и латиноамериканская музыка, и блюзы и даже госпел. Главной, однако была подача всей этой музыки - в виде яркого шоу - трубач и вокалист Сергей Крючков, прекрасно говоря по-русски, беспрерывно общался с залом и под конец даже "уломал" почти всех зрителей петь вместе с ним. Для минской филармонической публики это состояние довольно редкое, а сам Сергей после концерта в ответ на комплимент страшно удивился - в Польше, да и других странах он обычно зал не уговаривает - тот сам начинает петь чуть ли не с первых тактов.
Аркадий ЭскинНа фестиваль пригласили не только новые для минчан коллективы - были и новые программы, но подготовленные местными группами. И трио Аркадия Эскина, и "Яблочный чай", и "Камерата" сделали упор на свежий материал, и их старания не пропали зря - публика на последнем концерте (где они все и выступали) смогла оценить по достоинству возросшее мастерство и интересные свежие идеи. Хотя, говоря об Аркадии Эскине, упоминать про "возросшее мастерство" как-то даже неудобно - патриарх белорусской джазовой сцены и так может дать сто очков форы любому другому местному пианисту. И в этот раз он отыграл в трио с Владимиром Беловым (бас) и Александром Сторожуком (ударные) настолько стильно, ровно и мощно, что их сет хоть прямо сразу на компакт-диск записывай и издавай.
Apple TeaПочти те же слова можно адресовать и к выступлению "Яблочного чая", но в несколько иной "тональности". Обычно раньше, послушав эту команду в течение концерта, так и хотелось сказать: "Ребята, ну как бы это немного поменьше иногда громкости и техники, и побольше вкуса и чувства". И вот теперь они (и особенно главный "идеолог" и композитор Игорь Сацевич) словно услышали такой призыв, и в своих новых вещах группа показала намного больше стилистического разнообразия, чем раньше. Это был уже не просто ровный, накатанный фьюжн, а во многом неожиданный, оригинальный тематически современный джаз. Определенно украсили выступление регулярно играющие в последнее время с группой молодой саксофонист Антон Боев, голландский гитарист Ян Виллем Фандеркауэ и местный ветеран гитары Леонид Веренич.
"Камерата"Сама "Камерата" не отстала от своих друзей и тоже показала новые композиции, как обычно в последнее время, навеянные разным фольклором (в том числе и норвежским!). Не обошлось, разумеется, и без любимой пьесы большинства поклонников группы - "Снега". Вообще эти три дня пролетели как один - атмосфера и в зале, и за кулисами была настолько неформальной, уютной и теплой, что музыканты с трудом расставались с городом и друг с другом. А из того, что происходило после концертов, хочется упомянуть об интересной теме, затронутой в разговоре с Юрием Кузнецовым.
Не секрет, и мы об этом уже писали, что современные импровизирующие музыканты, вышедшие из джаза, недолюбливают этот термин, считая, что они уже давно вышли за пределы жанра. Вот и Юрий сказал, что не приветствует, когда про него на афишах пишут "джазовый пианист", он, мол, пианист-импровизатор и джаз давно не играет, разве что как аккомпаниатор (например, Татьяне Боевой). В его рассуждениях есть резон - скажем, профессиональный исполнитель фольклора или вообще талантливый музыкант из народа может импровизировать по-своему и понятия не иметь ни о каком джазе. Академический музыкант, хотя далеко не всякий, тоже способен к определенной импровизационности. Индийская музыка тоже насквозь импровизационна... Но их импровизации, на мой взгляд, все же сильно отличаются от тех, которые изобретают люди, так или иначе соприкоснувшиеся с джазом. Думается, это интересная работа для музыковедов - выявить признак "джазовой" импровизации, и чем она отличается от остальных. То, что на слух они различны, для меня давно не вызывает сомнений.
Вот так, с дружеским музицированием и дружескими дискуссиями, и прошел этот, не стану бояться штампа, праздник музыки - по-другому его назвать язык никак не поворачивается. Ждем 2000 года и новых друзей "Камераты" в Минске!

Евгений Долгих,
главный редактор журнала "Jazz-квадрат" -
специально для "Полного джаза". Фото автора.

На первую страницу номера