502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Обзор джазовой жизни Выпуск #5 - 18 ноября 1998

Сибирские джазовые известия

Сентябрь

    Несмотря на то, что финансовая катастрофа повергла все планы джазового отдела Новосибирской филармонии (концерты Валерия Пономарева с саксофонистом Брайаном Лили и вокалисткой Джэйн Паркер, саксофониста Кена Пепловски, квартета Брэнфорда Марсалиса и Николая Левиновского с оркестром Новосибирской филармонии п/у Владимира Толкачева пришлось отменить на неопределенный срок), открытие нового джазового сезона в Новосибирске состоялось, по традиции, в середине сентября. На этот разсезон открылся дебютом - дебютировал Новый Акустический Проект Петра Ржаницына. Один из самых известных бас-гитаристов Новосибирска, много лет проработавший в оркестре Виктора Бударина, затем более известный как музыкальный руководитель и вокалист Сибирского Дикси-бэнда, а также по работам с Тэдом Керсоном и Анатолием Герасимовым (зафиксировано на двух собственных CD) - сейчас уже год работает с молодыми музыкантами. В ансамбле - две акустических гитары ( Алексей Соколкин и Михаил Савинов), гобой (Алексей Шестаков), два перкуссиониста (Алексей Ржаницын и Михаил Беляев). Сам лидер играл на электробасу, и каждую пьесу предвосхищали его собственные стихи. По стилю и эстетической направленности эта музыка больше напоминала работы группы "Орегон", хотя вся исполняемая музыка была сочинена лидером и музыкантами ансамбля.

Сергей Беличенко     18-19 сентября новокузнецкий джаз-клуб "Геликон" в лице его директора Анатолия Берестова провел беспрецедентную акцию с заманчивым названием "Великая Сибирская Ассамблея современного искусства". Это было грандиозное перформанс-музыкальное шоу, в котором приняли участие сибирские коллективы различной жанровой ориентации. Первый концерт прошел на открытом воздухе в стенах старинной крепости (острог, основанный русскими казаками в 1617 г., вокруг которого и возник город). Концерт начался с ритуала, проведенного самым уважаемым шаманом Аухатом (из маленького племени кетов), и потом вылился в драматическо-музыкальную симфонию, в которой пели и играли народные ансамбли Сибири, оперный певец с вокализами Арнольда Шенберга, тот же шаман со своим сыном, скоморохи, волынщики и группа боди-арта. Все это действие шло под аккомпанемент Ансамбля Ассамблеи, под руководством самого Анатолия Берестова (рояль), вместе с Сергеем Пронем (труба, флюгельгорн), Дмитрием Аверченковым (контрабас), Сергем Беличенко (барабаны) и великолепным трио пластической импровизации Александра Гиршона из Ярославля. Очарованные необычным зрелищем жители и старожилы города активно приветствовали этот удавшийся эксперимент. На следующий день все действие перенеслось в помещение джаз- клуба, где открылась выставка кузбасских модернистов, выступил филармонический квартет с редко звучащей музыкой Шнитке и Мосолова, новосибирские пианист Лазарь Александровский с миниатюрами Веберна и Штокгаузена и ансамбль старинной музыки "Ursula Magica", а также вышеупомянутый квартет Ассамблеи и пластическое импровизационное трио. "Создание этакого сиюминутного гармонического образования, объединенного общей философской идеей - вот что руководствовало нами, - говорит Анатолий Берестов. - Причем это творческое самовыражение неизбежно должно быть созидательным. Мы пытаемся соединить фольклор русский, шорский (сибирский), с модой, балетом, оперным пением, с джазом наконец, как квинтэссенцией международного фольклора. При этом многообразии жанров действие должно быть законченным по форме".

    В новосибирском ДК "Кобра" (сокращенно от клуба Октябрьской революции), где базируются оркестр Владимира Толкачева и Дикси Бэнд Бориса Балахнина, прошло первое представление Вокально-драматической школы-студии "Фьюжн". Студия эта была задумана и основана самой состоявшейся вокалисткой за Уралом Натальей Соболевой как неформальная школа для одаренных детей, склонных к современному музицированию. Кстати, это уже второе специализированное детское джазовое педагогическое учреждение в Новосибирске. Студия "Импро" Елены Суторминой с аналогичными задачами успешно работает уже 8 лет. В студии "Фьюжн" профессиональные актеры, режиссеры и вокалисты учат детей музыке, основам джазовой теории и техники, сценическому движению, импровизации, английскому языку и другим навыкам современного синкопированного искусства. Ансамбль и хор (25 человек) с со- листами, от 10 до 17 лет, и сама Наталья Соболева исполняли известные джазовые хиты под аккомпонемент музыкантов старшего поколения (Владимир Лобанов - труба, Владимир Тимофеев - саксофон, Игорь Дмитриев - рояль, Дмитрий Аверченков - к/бас, Сергей Беличенко - ударные). Дебют школы-студии имел большой общественный резонанс, и следующее шоу на музыку Стиви Уондера организаторы планируют провести в ноябре.

Октябрь

    Сибирское отделение института "Открытое общество" вновь оказало неоценимую помощь в организации джазовой жизни. Помимо планируемого с участием Фонда Сороса громадного фестиваля памяти Дюка Эллинтона (которому 29 апреля 1999 г., исполнилось бы 100 лет) и Второго Всесибрского биеннале "Морозный блюз", директор джазовых программ Сергей Беличенко был откомандирован на III международный фестиваль памяти Сергея Курехина в Санкт-Петербург. Все свои выступления за Уралом в период новоджазовой активности Сергей Курехин проводил с участием Сергея Беличенко, с которым они были очень дружны. Их неформальное творческое обьединение "Дух Огдну" (Валентина Пономарева - вокал, Игорь Бутман, Анатолий Вапиров - саксофоны, Валерий Колесников - труба, Иварс Галениекс и Сергей Панасенко - контрабасы) в тех или иных комбинациях выступало в Кузбассе, на Алтае, в Абакане, Новосибирске и Красноярске. На фестивале СКИФ-3 Сергей Беличенко выступил в дуэте с Игорем Бутманом, которого в 1983 году Курехин впервые привозил в Новосибирск. Тогда результатом их выступления стал альбом "Поп-механика No.17", реализованный на Leo Records в Лондоне. Бутман и Беличенко давно вынашивали идею дуэтного альбома памяти своего товарища, и это было первой попыткой (достаточно импровизационной) воплотить идею в жизнь, пока только на концерте. Тем не менее музыканты уверены, что при случае они обязательно запишут сессию, где музыка будет иметь уже программный и композиционный характер.

    Планировавшийся на октябрь Мемориал Джорджа Гершвина в стенах Новосбирской филармонии все же состоялся. Правда, финансовый шах и мат оставил несбыточным приезд Валерия Пономарева, альт-саксофониста Брайана Лили и вокалистки Джэйн Паркер (из известного нью-йоркского ансамбля "Дух жизни" Талиба Квибэ). Поэтому джазовый блок Мемориала исполнили местные музыканты: фортепианный дуэт Геннадия Пыстина-Игоря Цыганкова (лауреаты премии Дуо Кодамы), вокальный ансамбль Павла Шаромова, квартет барабанщика Владимира Лещинского и оркестр Владимира Толкачева. Три концерта с исполнением "Концерта фа-мажор для фортепиано с оркестром", "Голубой Рапсодии", "Американца в Париже" и фантазии на темы "Порги и Бэсс" исполнил Академический симфонический оркестр Арнольда Каца, где блестяще солировал московский пианист Даниил Крамер. К удивлению организаторов Мемориала, при отсутствии финансирования все дни большой зал филармонии был переполнен. Таким образом, Новосибирск закончил свой гершвиновский сериал, который начался еще зимой с концертов квартета Виктора Двоскина, Вагифа Садыхова и сибирских музыкантов.

    Во время октябрьских гастролей Даниила Крамера в Новосибирске пианист записал очередной альбом с незаслуженно забытым вибрафонистом Игорем Уваровым. Последние годы в связи с серьезным недугом Игорь отошел от джаза. Его прошлогоднее выступление на 50-летии Сергея Беличенко закончилось приступом, после которого он полгода пролежал в легочной клиники. Тем не менее сейчас, имея группу инвалидности (!), он медленно и успешно возвращается в лоно джаза, при помощи медицины и джазового сообщества города. Он уже начал периодические выступления в Томске, а запись на CD была его давней мечтой. И хотя диск выйдет под лидерством Крамера с названием "Баллады для любимой жены", в будущем году Уваров планирует сделать запись с уральским трубачем Сергеем Пронем и свой собственный авторский альбом "Вибрология". На сессии музыкантам аккомпанировал известная ритм-секция Аверченкова/Беличенко. Первый альбом трио Крамера "Вальсы для любимой жены", записанный год назад здесь же, до сих пор не может выйти в свет из-за финансовых трудностей новосибирской фирмы "Ермателль Рэкордс".

    20 октября в Красноярской филармонии состоялась встреча директоров сибирских филармонических и концертных организаций. Поставленные в разные условия, при полном отсутствии бюджетного финансирования, а, следовательно, и невозможности приезда зарубежных и европейских гастролеров, директора решили создать некую Ассоциацию сибирских филармоний, которая бы кооперативно реализовывала все гастрольные туры, а также значительно активизировала бы взаимный обмен творческими коллективами. Директор джазовых программ Новосибирской филармонии Сергей Беличенко предложил свои проекты, результатом которого будут всесибирские турне Георгия Гараняна (декабрь) и Давида Голощекина (январь). Принимающими городами станут Новосибирск, Новокузнецк, Томск, Тюмень, Омск и Красноярск. Самым продуктивным результатом организаторы считают договоренность о проведении в апреле (предположительно с 20 апреля по 3 мая 1999) фестиваля ТРАНССИБ ИНТЕР ДЖАЗ (памяти Эллингтона), в шести городах Западной и Восточной Сибири (по маршруту), при поддержке Фонда Сороса и общественных культурных фондов и организаций Сибири.

Сергей Беличенко

назад к обзору