ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #40
Валентин Парнах, первооткрыватель джаза по-русски
Михаил БутовПарнах Валентин Яковлевич - поэт, переводчик, историк, путешественник, музыкант, танцор и балетмейстер. Даже для богатой на "синтетических" персонажей эпохи "серебрянного века" список впечатляющий. Валентин Парнах, брат известной поэтессы Софии Парнок, родился в Таганроге. В 1915 году выехал во Францию. Путешествовал по Аравии и Палестине, Испании, Египту и Сицилии, искал и изучал следы древней и средневековой еврейской культуры, а в европейских библиотеках и архивах открыл пласт поэзии, загубленной и похороненной испанской инквизицией. В 1922 году вернулся в Россию. Объявление о его прибытии газета "Известия" поместила на первой странице: "В Москву приехал Председатель Парижской палаты поэтов Валентин Парнах, который покажет свои работы в области новой музыки, поэзии и эксцентрического танца, демонстрировавшиеся с большим успехом в Берлине, Риме, Мадриде, Париже".
Парнах тут же попадает в центр внимания артистической Москвы: он сближается с поэтической группой "Московский Парнас", регулярно публикует новационные статьи, выступает в лекциями, ставит танцы в театре Мейерхольда - именно с его приездом у Мейерхолда начинается период биомеханики. Что важно для нашей темы - судя по всему, именно Парнах стал первым человеком, познакомившим российскую публику с новым мировым музыкальным явлением - с джазом.
Первые стихотворные книги Парнаха вышли в Париже, их иллюстрировали Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, а одну из них предварял портрет автора работы Пабло Пикассо.
Однако дальнейшая жизнь Валентина Парнаха в России сложилась уже не так блестяще. Выпустив еще одну стихотворную книгу и работу по истории инквизиции, он постепенно выпадет из советского художественного и околохудожественного роения. В 1941 году, оказавшись в эвакуации в Чистополе вместе с Мариной Цветаевой, Парнах волею случая становится участником судьбического для Марины (или, вернее, завершающего судьбу ) эпизода: он и Цветаева одновременно пытаются устроиться работать за пропитание в литфондовской столовой, и Парнаха, в отличие от Цветаевой, берут - стоять на дверях. Умер Валентин Парнах в 1951 году.
О Валентине Парнахе см.: "Джаз-Квадрат" #7 (9) 1998 (Минск)
Другие стихи Валентина Парнаха и библиография: "Антология авангардной эпохи. Россия. Первая треть ХХ века (поэзия)" Составители А. Очеретянский и Д. Яначек. Нью-Йорк - Москва, 1995.

Михаил Бутов,
составитель Антологии джазовой поэзии,
ответственный секретарь журнала "Новый мир".

Валентин ПарнахДрожь банджо, саксофонов банды.
Корчи. Карамба! Дребезжа,
Цимбалят жадные джаз-банды
Фоножар.
Взвары язвительной известки,
Переменный электрический ток.
Озноб. Отскакивания хлестки.
Негр захватил и поволок
Неведомых молекул бучи,
Нахлобучил
На саксофон свой котелок.
Он превосходно исковеркал
Неслыханный чуб фейерверка.
Освобождение от иг!
Причудливый, веселый негр
Изверг вдруг судороги игр,
Подрагивания новых нег!
Все врозь!
Минута - музыка вся настежь.
Внезапно лопание шин.
Грохнулись оземь части
звенящих плоскостей машин.
И вдруг - насквозь
Автомобильный рожок
вытянутый стальной язык. Вой.
Узкий укус. Среди храпа
Я с разможженной головой.
Жести ожог.
Захлопнулся клапан.

1919
НАКОНЕЦ ОТКРЫТИЕ БАРОВ ПОСЛЕ ВОЙНЫ

1

Формула
Несуществующих наук
Взрывы движений мира Дернула
Оркестры судорога мук!
Причудливы плясы! Скрючивай
Громады нот дроби и плавь
Влюбляясь в этого хрипучаго
Оттачивайся правь буравь
Негров походка!
На 8 терций прерван оркестр умолк
Но счет продолжен Бьется четко
Сухой и сладострастный щелк
И все прикончила трещотка!

2

Взметай
Топ
Ринулся мир уязвив
Рэг-Тайм
Сноп
Взвив
Дробящихся слепящих взрывчатых синкоп
Дирижер!
Клич восторженным гончим!
Спускай!
Дерганья свор
Плясом закончим
Пагубу и мор!
JAZZ-BAND II

Ладо Гудиашвили

Мы были джаза лишены.
О, гроб! Неистовством дохнули
После кошмарной тишины
Вдруг сотрясенные кастрюли.
Причуды звуковых систем!
На стержне вздрагивали гонги,
Хрипучки взвинчивались, гонки,
Неукрощаемы ничем...
Противозвучий мастера!
В лад музык ерзанья и дерги.
Пружинный зад и плеч игра
В разгаре негритянских оргий.
И, в плечи голову ввинтив,
Прерывно выкинул обратно.
При содроганиях гадюк
Споткнулся, сидя. Острый взвив,
Изогнутою кистью крюк,
Прицел ударного пневманта...

1922

На первую страницу номера