ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #41
Нед Ротенберг: достичь внутренней свободы
Нед РотенбергСаксофонист Нед Ротенберг родился в 1956 году в Бостоне. Окончил престижный колледж и консерваторию в университетском городке Оберлин (штат Огайо), знаменитый в среде джазменов колледж Беркли (в 70-е он еще считался школой), брал частные уроки игры на саксофоне у Леса Скотта и джазовой импровизации - у Джорджа Коулмэна. Хотя, по большому счету, подверг ревизии конвенциональную технику игры на всех своих инструментах (саксофоны, кларнеты, флейты и японская бамбуковая флейта сякухати), начав все с самого начала. С 1978 года живет в Северном Бруклине и постепенно становится такой же знаковой фигурой нью-йоркского Downtown'а, как и Джон Зорн. Любители более или менее "умеренного" современного джаза должны знать имя Ротенберга по смешанному (двое белых, двое черных) "Квартету 29-й улицы". В этом квартете четверо саксофонистов объединили опыт двух аналогичных коллективов - опирающегося на истоки джаза "World Saxophone Quartet" и экспериментально-композиторского ROVA. В 80-е вместе Робертом Диком и Джей Д. Парраном Ротенберг создает трио флейт New Winds, записывает три сольных альбома без сопровождения (лишь в отдельных случаях пользуется многоканальной записью). Эти пластинки сразу же привлекают внимание как саксофонистов-профессионалов, не столько даже инструментальным новаторством, сколько содержательностью самой музыки. за последние полтора десятилетия Нед Ротенберг выступал и работал вместе с такими известными музыкантами новаторами. Как певица Шелли Хирш, композиторы-электронщики Ричард Тейтельбаум и Пол Дрешер, гитарист Фред Фрит, контрабасист Джерри Хэмингуэй, исполнитель на этнических ударных Гленн Велес. В настоящее время руководит тремя проектами - Power Lines (камерный авангардный джаз), Double Band (жесткий конструктивный фанк не без аналогий с Prime Time Орнетта Коулмэна). И акустическое трио Sync с бас-гитаристом Джеромом Харрисом и индийским исполнителем на барабанах табла Самиром Чаттерджи.
Для нас особенно существенно, что Нед был первым человеком из круга The Knitting Factory, давшим концерт в Москве (в малом зале "Горбушки") - это было еще в эпоху перестройки в 1990-м году.
Своей мировой славой тувинская вокалистка Саинхо Намчылак обязана, по сути дела, именно Ротенбергу. С ней вдвоем он неоднократно гастролировал и записал компакт-диск Amulet, выпущенный Leo Records.
10 ноября Нед Ротенберг в пятый (!) раз приезжает в Россию, чтобы открыть фестиваль "По ковру" в московском центре "Дом"

Моя первая встреча с Недом была не из самых, что называется, удачных: я предложил "Мелодии" записать концерт в "Горбушке". Тонваген фирмы приехал, но... записывать концерт не стали - поскольку предложили заплатить Неду и его музыкантам "натурой" - пластинками, причем так, что в результате каждый из них получил бы по 20 штук.
Через несколько месяцев я побывал у Неда дома в Нью-Йорке, и мы посмеялись над инцидентом. Вспомнили о нем и на фестивале Tampere Jazz Happening, где Нед выступал уже в третий раз. Правда его барабанщик Чаттерджи оказался в Америке... невыездным. То есть выпустить-то его бы выпустили, но обратно могли и не впустить. Пришлось срочно искать замену - таковая нашлась и более,чем адекватная. Не кто-нибудь, а Бадал Рой, известный по легендарным альбомам Махавишну "My Goal's Beyond", трем электрическим альбомам Майлза Дэйвиса и Prime Time Орнетта Коулмэна. После концерта трио Sync в Тампере (где я оказался благодаря любезности Министерства иностранных дел Финляндии и лично пресс-атташе Посольства этой страны в России г-эи Малмс) мы проговорили с Недом часа полтора, поэтому вот лишь небольшие отрывки.

Что ты (наверное, по-русски мы обращались бы друг к другу именно так - авт.) можешь сказать по поводу этого концерта. Не слишком ли часто Бадал Рой смотрел в твою сторону?
- Ну, конечно, я и Джером (Харрис- гитарист, бас-гитарист - Д.У.) - люди одного круга, образования и воспитания, жена у него, между прочим, белая. Хотя он, конечно, ближе к джазу, играл с Сонни Роллинсом, Джеком деДжонеттом, Джеем Хоггардом. Я - больше интересуюсь сочинением музыки и новой импровизацией. Хотя Бадал Рой значительно больше играл джаза- как все, конечно, знают, а Самир Чаттерджи -наоборот- знает, в первую очередь, индийскую классическую музыку, все же Бадалу пришлось осваивать мои композиции в спешном порядке. Европейские ноты ни тот, ни другой, в сущности, читать не умеют - в классической индийской музыке они вообще не нужны. Поэтому мы и играли на концерте только то, что записано на компакт-диске ('Port of Entry", Intuition MUSIC & MEDIA 1998). Я послал его Бадалу, он ее послушал, и мы раз-другой встретились в Нью-Йорке и всего пару раз порепетировали здесь - перед концертом. Знаешь, что сказал Пэт Метини, когда его спросили, как стать хорошим музыкантом?
Знаю - стать членом такого коллектива, где ты окажешься самым слабым. И осваиваться шаг за шагом.
- Именно. С той разницей, что у нас в ансамбле, каждый в чем-то именно тот самый слабый музыкант. Мне надо считать индийские ритмы - тала. У индийцев они в крови, но не все наши синкопы они ловят на лету. Так что к высказыванию Метини я бы еще добавил, что даже самому профессиональному музыканту не мешает время от времени освежать свои знания, выходя за пределы своего профессионального опыта. Так что и из форс-мажорной ситуации при желании можно извлечь пользу.
А над чем ты работаешь сейчас - из того, о чем еще не пишут в фестивальных буклетах и справочниках?
- Сочиняю камерную музыку по заказу Джона Зорна для его фирмы Tzadik . Это будут в основном вещи для сякухати - с кларнетом (это пока единственная готовая вещь), с альтом...трио для пипа (китайской лютни - Д.У.), виолончели и ударных. Вообще я сочиняю много, но медленно. Быстро, как Пауль Хиндемит, не могу - хорошо еще, что Зорн терпит - вот уже два года обещанного ждет.
Хотелось бы записать Power Line; все-таки, так много людей было задействовано...На подходе последний диск Double band'а. Но это уже, скорее, прошлое, чем перспектива. Ну, и, конечно, импровизационные проекты- например, у вас в Москве с Владимиром Волковым. Пока не знаю, как мы будем договариваться. Хотя нет, кто-то мне сказал, что вроде он уже начал осваивать английский. Зато в отношении музыки, я думаю, с такого класса профессионалом проблем быть не может. Потом - Одесса. Там пианист...
Юрий Кузнецов?
- Да, Юрий Кузнецов. А в марте...нет, в апреле - месяц гастролей по Штатам в дуэте с Эваном Паркером. Но что касается небольшого ансамбля, в котором сочетались бы и композиция и импровизация, то Sync - пока еще главное.
Как любой творческий человек, ты, конечно, не любишь никаких категорий, жанровых или стилистических определений, лэйблов. Термин "World jazz" к проекту Sync не подойдет?
- Ты прав. Не люблю никаких определений. Но осознаю, что это - неизбежное зло, наверное, даже необходимое. В конце концов, для того, чтобы дать человеку представление о том, чего он не слышал, так сказать рукоятку, за которую можно ухватиться, приходится прибегать к разным терминам. Хотя лично меня вполне устроило бы деление музыки на плохую и хорошую.
Тогда New World Jazz?
- Знаешь высказывание: "писать о музыке, все равно, что танцевать об архитектуре"? Музыка слишком абстрактна, чтобы ее описывать словами. Слишком уж много всего критики вкладывают в свои определения - не то, что сами музыканты.
Надо же и нам, критикам, на что-то жить.
- Надо, наверное. Может , просто быть поконкретнее. Я, например, про какую-то вещь могу точно сказать, что это - джаз, а про другую, что это - точно не джаз.
Мне показалось зато , что в каждой вещи Sync'а слышны ее этнические корни - болгарско-трансильванские 5/4 или 7/4, рага, блюз "Мистериозо" Монка, который вроде бы уже и блюз, афро, японский гагаку - эти ускоряющиеся тремоло, как у Бартока.
- Представь себе, это Бадал Рой сам придумал. В записи с Самиром этого нет и вообще даже соло таблы больше просчитаны. А на концерте здесь, в Тампере, музыканты и впрямь делали, что хотели. Оба - кроме меня. А японское - это да! От строя сякухати никуда не деться. Кстати, то, что ты принял за балканский ритм, сразу выдает в тебе русского, или человека откуда-то оттуда. В Корее, между прочим, тоже почти все на пять или на семь. И вообще у нас в Америке вроде меньше задумываются над тем, что это и откуда. Впрочем, нет! Постфактум и мы любим поговорить о том, а куда это нас, собственно, занесло. Ну а что касается блюза, то с музыкой Монка всегда так: что бы с ней не делали , а от его личности (intelligence) все равно никуда не деться.
Наверняка я не спросил тебя о чем-то, о чем тебе хотелось бы сказать. Скажи сейчас.
- Так сразу в голову ничего не приходит. В любом случае, я рад, что мы говорим о том, о чем говорим. А то обычно интервью сводятся все к тем же определениям - как называть то, что вы делаете, и т.д. и т.п. Или того хуже- начинают переходить на личности. Слухи, сплетни, а о самом существенном забывают.
Вот и повод об этом вспомнить.
- Пожалуй, вот что. На концертах я замечаю, что публика воспринимает все так, как надо, а компакт-диск трио Sync расходится еле-еле. Думаю, дело как раз все в тех же определениях - никто не знает, с чем это едят. Если бы ты спросил меня, как я оцениваю наше выступление, я бы сказал, что с этим составом мы пока не добились...как бы это поточнее сказать...
Совершенства?
- Нет, не совершенства. Внутренней свободы. Той, которую я должен найти в себе, когда сочиняю - ту же камерную музыку для Tzadik'овского альбома.

Дмитрий Ухов
(специально для "Полного джаза")

На первую страницу номера