ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #44
Нед Ротенберг доехал таки до Одессы
Нед Ротенберг"... Я четыре года мечтал пригласить в Одессу американского саксофониста Неда Ротенберга. Мы впервые встретились на фестивале Северного моря, играли вместе. И с тех пор я стремился к тому, чтобы одесситы услышали и насладились игрой этого уникального музыканта...", - говорил пианист Юрий Кузнецов, руководитель одесского Клуба Высокой музыки.
11 ноября долгожданная встреча состоялась в зале одесской филармонии. Нед Ротенберг продемонстрировал высокий уровень владения духовыми инструментами. Его "вооружение" составили альт-саксофон, кларнет, бас-кларнет, старинная японская флейта сякухати. Весьма впечатляющим был прием перманентного (циркулярного) дыхания, который позволил музыканту исполнить первую пьесу, не прерывая звучания около 10 минут(!), и при этом связывать две и три полифонических линии на одноголосом инструменте. Исполнительское мастерство американского музыканта было представлено также слэповой техникой (щелчки языком по трости) на бас-кларнете. Нед владеет полным диапазоном этого сложного инструмента, разнообразными штрихами и пластикой звуковедения.
Краски современной музыки ярко зазвучали в дуэте Неда Ротенберга и контрабасиста Владимира Волкова из Санкт-Петербурга, хорошего друга и давнего партнера в различных проектах Юрия Кузнецова. Диалоги инструментов представляли естественное общение на одном музыкальном языке, взаимным стремлением к художественному воплощению индивидуальности в современном музицировании. После концерта Владимир Волков сказал, что "испытал радость от взаимопонимания с Недом на одесской сцене" (до этого нечто подобное он ощутил во время концертов с американцем в Москве и Питере).
Юрий Кузнецов на этот раз играл мало, давая возможность слушателям полностью сосредоточиться на импровизации столь именитых гостей. Короткие "трехполюсные размышления" международного ансамбля представили творческие идеи "новой музыки". Как признал Кузнецов, "концерт был основан на весьма сложной музыке. Ее не все понимали, даже, наверное, испытали некоторый шок, но в зале ощущалось внимание, заинтересованность, единение. Кстати, многие говорили, что концерт получился небольшим, а на самом деле музыка звучала около двух часов!"
Переполненный зал филармонии долго аплодировал трем мастерам и горячо обсуждал впечатления от концерта.
Пребывание гостей Клуба Высокой музыки неожиданно получило интересное продолжение. На следующий день, в пятницу, состоялись творческая встреча мастеров новой музыки со студентами музыкального училища и консерватории. Общение перешло в мастер-класс с демонстрацией методов перманентного дыхания и исполнения многоголосой полифонии на саксофоне. Здесь американскому музыканту не нужен был переводчик. А Владимиру Волкову пришлось мгновенно изучить незнакомый инструмент - студент консерватории специально принес свой контрабас и смычок. Две виртуозные импровизационные пьесы в исполнении питерского музыканта буквально взорвали зал восторженными аплодисментами.
Общение было весьма оживленным, в нем принимали участие и студенты разных отделений, и преподаватели. К сожалению, не часто удается так общаться с играющими музыкантами.
Вечером этого же дня гости посетили джаз-клуб "Регтайм", где еще раз звучали сольные импровизации саксофона и контрабаса, их замечательный дуэт. Опытные участники различных международных акций внимательно слушали выступление ансамбля "Джаз-Тоник" и отметили мастерство клавишника Дмитрия Кременова (Херсон), гитариста Виталия Ткачука (Одесса). Особый интерес вызвали импровизации саксофониста Руслана Цыбульского. Здесь понятен взаимный интерес двух саксофонистов, которые "напрямую" обменивались творческими идеями, невзирая на разницу в происхождении, возрасте, опыте.
А еще день спустя в джаз-клубе радиостанции "Гармония мира" (102.7 FM) прозвучали интервью Юрия Кузнецова и Владимира Волкова и студийные записи Неда Ротенберга.
Так замысел Юрия Кузнецова провести концерт интересного музыканта превратился в учебно-творческую акцию, еще раз подтвердил организаторский профессионализм Клуба Высокой музыка и желание подарить Одессе творческое общение с музыкантами мирового масштаба.

Елена Шевченко
Джаз-клуб "Регтайм"

На первую страницу номера