ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #1
Музыка в плену "Культуры"
3 января в КЗ им. Чайковского играл оркестр Олега Лундстрема - старейший в мире джазовый оркестр. Дирижировал сам руководитель, что из-за крайне преклонного его возраста случается теперь нечасто. Программа была чрезвычайно популярная - музыка оркестра Гленна Миллера, которую лундстремовцы исполняют мастерски. Но по телевидению этого концерта не будет. Почему - рассказывает импресарио Майя Кочубеева. Заметим, впрочем, что оценки автора - это только оценки автора и мнение редакции вовсе не обязательно совпадает с мнением автора.

...На экране играл оркестр Гленна Миллера, танцевали братья Николас. Вспыхнул свет - зал взорвался аплодисментами. И - встал в едином порыве. На сцену вышел седовласый маэстро Олег Лундстрем, дирижер старейшего в мире джаз-оркестра.
Так начался концерт "Гленн Миллер и его время" в Зале им. Чайковского.
"Мы посвящаем этот вечер не годовщине гибели великого музыканта, а его оркестру, существовавшему всего шесть лет и ставшему самым популярным бэндом ХХ века", - объявил ведущий и автор проекта Алексей Баташев.
Одна за другой сменялись знакомые с детства мелодии, солисты ансамбля "Москва-Транзит" пели любимые песни, Владимир Кирсанов и его "Степ-компания" кружились в чечетке.
Зал захлестывали овации. Даже сдержанный Евгений Примаков и солидный Александр Бовин отбивали синкопы.
Солисты оркестра, любимцы публики, барабанщик Владимир Журкин, саксофонист Иван Волков, трубач Юрий Парфенов встречались и провожались рукоплесканиями. А знаменитый унисон меди "St Louis Blues March" окончательно свел всех с ума.
Такого аншлага Зал на Маяковке не знал давно: билеты были распроданы еще до Нового Года. Люди, как говорится, "висели на люстрах": стояли, сидели на ступеньках, приплясывали и подпевали "Чаттанугу".
Это был настоящий праздник, счастье и общая радость, триумф сотворчества сцены и зала, который запомнится на всю жизнь.
Хочу успокоить слушателей: "Радио России" и "Радио-1" передадут знаменательный вечер Алексея Баташева и оркестра Олега Лундстрема в полном объеме.
Но печально то, что ТВ этот уникальный во всех отношениях концерт записан не был. А такую запись многие хотели бы иметь дома. Публика громко возмущалась отсутствием телекамер. 
Случайность? Увы, нет. Тенденция.
Совсем недавно, 24 октября, в воскресенье, как обычно, в 14 часов, своды Большого зала Консерватории собрали любителей джаза, обладателей абонемента № 13 Московской Филармонии. Так же был аншлаг. Еще бы - событие редчайшее и историческое: на сцене оркестр Олега Лундстрема, сам (!) Олег Леонидович представляет свою эллингтоновскую программу, за которую Американская биографическая ассоциация удостоила Маэстро звания "Человек года".
За месяц до этого телеканал "Культура" заявил о готовящейся съемке, осаждая автора и ведущего абонемента Алексея Баташева и директора оркестра Александра Брыксина звонками: уточнялись детали, программа, состав и прочие профессиональные нюансы. Были направлены письма, подготовлена документация, подключены различные службы, заказана техника. Словом, все предвкушали событие.
И накануне "вдруг" выяснилось, что концерт, оказывается, дневной, и - фи! - это абонемент для детей и юношества. Короче, то ли номер абонемента не тот, то ли что-то в консерватории поправить. Вердикт музыкальной редакции канала: съемку отменить, мотивировав тем, что "зал двухсветный, и днем получается плохая картинка".
Однако мы-то с вами зна-а-ем, будь дневной концерт у заезжей знаменитости или разреши очередной гаммельнский флейтист снимать утреннюю репетицию... - примчались бы, сметая все на своем пути, и картинка была бы, какая надо.
А здесь что? Ну, Лундстрем, ну Эллингтон, ну Консерватория. "Были мы на Таити", словом. Оркестру 65? Бывает. Лундстрему 84? Дай Бог здоровья.
Концерт все же был снят другой телефирмой - для передачи Святослава Бэлзы. (К слову, не церемонясь и не спрашивая автора абонемента). И дневной свет не стал помехой.
Справедливости ради надо отметить, что любимые народом джазовые концерты можно увидеть только по каналу "Культура". Так, нашумевшие "Танцы на юбилей" - эллингтоновский концерт Алексея Баташева и "Горячей Девятки" - по количеству повторов уступают разве что "Штирлицу". Радует каждое появление Георгия Гараняна. Были в эфире "Бенни Гудман и его время" и "Старые песни от джаза", блистательное выступление оркестра Уинтона Марсалиса.
Почему же январское выступление Лундстрема не было снято? О нем, как о мероприятии XXXVI фестиваля искусств "Русская зима", было давно объявлено. Концерт был "для взрослых" и упала ночь. Теперь нехорошей была дата. В тот вечер часть камер канала "Культура" была свободна, а одна бригада поехала снимать в БЗК рядовой сборный концерт. Не поленитесь, найдите анонсы и ахните вместе со мной, узнав, кто там был в афише, кто "перевесил" Лундстрема. 
Положение с музыкальным телевещанием крайне тревожное. НТВ, ТВ-6, REN TV и другие негосударственные компании имеют право на свой формат, к которому мы относимся с уважением. Здесь речь идет только о тех каналах, что существуют, хотя бы отчасти, на наши деньги. Первые три кнопки отдались массовым жанрам. И канал "Культура" автоматически стал монополистом академического и джазового музыкального вещания. И все мы - зрители и артисты - оказались в зависимости от канала, а точнее - от руководства его музыкальной редакции. 
Музыкальное мировоззрение российских телезрителей формирует не авторитетный совет, не объективные оценки, не слушательская аудитория, а практически один человек - музыкальный редактор Диана Александровна Хомутова. От звонка лично ей, от ее вкуса, расположения зависит, куда будут посланы камеры, от амбиций работников пониже зависит, что увидят и услышат телезрители. В результате знакомая философия: "пипл схавает".
Люди просвещенные легко составят список фаворитов редакции, очевидно не занимающих вершин музыкального искусства. Мы видим их на экране с досадной регулярностью вместо подлинных корифеев. На фоне прекрасных записей и трансляций это - не заказанная, но оплаченная нами ложка дегтя.
Остались только в памяти благодарных зрителей концерты Юрия Темирканова, Николая Петрова, подвиг Бориса Куликова ("Заповеди блаженства"), Аркадий Шилклопер с "Русским народным джазом", бенефис Ленинградского Диксиленда, фейерверк джазовых звезд в Саду "Эрмитаж"... Каждый сможет продолжить этот грустный перечень телезрительских потерь последних лет... С каким наслаждением мы смотрим архивные пленки! А что наши потомки узнают о музыкальной жизни Москвы конца 90-х?! 
Мне как импресарио дали понять, что я должна была активнее добиваться съемок обоих концертов лундстремовского оркестра. Хотелось бы расставить акценты по своим местам. Напротив, Диана Александровна, именно музыкальная редакция должна была звонить лично Олегу Леонидовичу Лундстрему, просить его разрешения на запись, просить его отказаться от гонорара по смежным правам, как вы просили об этом Мстислава Ростроповича. Сейджи Озаву, Валерия Гергиева, Барри Дугласа. Этот обязательный во всем мире гонорар, кстати, ни одна персона, появляющаяся в эфире телеканала "Культура", не получает. Смею заметить, из уважения к государству, к родной культуре, к общему делу и к карману зрителя-налогоплательщика. Для Артиста важно, чтобы миллионы зрителей нашей огромной страны услышали лучшее, чем мы располагаем. А ваша, Диана Александровна, задача и работа (опять повторю, оплачиваемая из нашего бюджета) - предоставить им это право.
Маэстро Лундстрему не до вашей суеты. Но от лица трех тысяч зрителей Большого зала Консерватории и Зала имени Чайковского, стоя аплодирующих нашему выдающемуся современнику, от лица многомиллионной телеаудитории я утверждаю: не оставить для истории эти концерты - преступление, а говоря юридическим языком, служебная халатность руководства музыкальной редакции канала "Культура".
Да, сегодня никто, кроме "Культуры", не снимает классических и джазовых концертов. К сожалению. Но я надеюсь, что наступит время, когда другие каналы поймут, что лучшие программы классической музыки и джаза - это не только престижно, но и выгодно. Или, как сказал Юрий Саульский: "Ведь есть программы рейтинговые, а есть программы влияния".
Понимаю, что после этих строк у меня появится несколько врагов и мстительных любителей интриг. Но нас больше. Нам "за державу обидно".

Майя Кочубеева

На первую страницу номера