ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 2 (60) - 26 января 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Приход грозного Y2K (кто знает, что это такое?) отозвался грандиозным пшиком. Единственное, что поломалось - американский спутник-шпион. Так ему и надо. На джазе же наступление трехнулевого года вообще пока никак не отозвалось и вряд ли отзовется, тем более что только окончательно помороченные навязчивой коммерческой пропагандой слабообразованных американцев граждане могут считать, что последнее число в сотне - 99 и дальше начинается уже следующая сотня. И в самом деле, ну как на протоджазе 1899 года отозвалось наступление года 1900? А никак. Как играли ребята в марширующих оркестрах да по кабакам, так и продолжали играть. На джазе сильно отозвалось другое событие, имевшее место в 1917 г., но вовсе не двойное свержение законной власти в далеком и холодном Петербурге, а, напротив, закрытие публичных домов в нью-орлеанском Сторивилле. Так гласит легенда: джазмены, потеряв работу в веселом квартале, вынуждены были тронуться в другие города - на жизнь зарабатывать. Историки доказали, что процесс этот был куда более постепенным, ну да ладно.
Мы это к тому, что влияние на историю музыки чаще всего оказывают огромные, с трудом поддающиеся анализу комплексы причин, главным образом, экстрамузыкального характера. Джаз в Нью-Орлеане развивался бы, наверное, не так и не тогда, если бы после испано-американской войны именно в этом городе чернокожим не были бы проданы по дешевке б/у военные духовые инструменты демобилизованной армии. Лицо современной популярной музыки (как поп-, так и рок) было бы совершенно иным, если бы фирма Decca в январе 1962 г. проявила чуть больше дальновидности и предложила бы контракт четырем развязным рокерам в черной коже из провинциального Ливерпуля, но сделала это EMI девятью месяцами позже, и все пошло, как пошло - а Decca для противовеса вынуждена была нанять совсем уж непотребную, по тогдашним понятиям, лондонскую блюзовую шпану... И кто знает, по какому пути пошло бы развитие джаза, если бы профсоюз музыкантов не объявил в 1942 году запрет на грамзапись, и у молодых черных виртуозов в Нью-Йорке оказалось бы меньше времени и сил, чтобы собираться в Minton's Playhouse и до одурения играть в очень быстрых темпах то, что на основной работе играть не приветствовалось... Так же и теперь. И наступление года с тремя нулями, и хронический кавказский синдром, и увлекательные приключения государственного бюджета Российской Федерации, и поломка спутника-шпиона, и популярность сенатора Гора в среде демократов Айовы, и включение Гонконга в состав Китайской Народной Республики - все это мелкие соломинки в комплексе причин, который воздействует на развитие музыки, джаза в том числе (как одного из высших, наиболее близких к божественной абстракции и в то же время совершенно земных видов музыкального искусства). Сюда же, в этот комплекс, ложатся усилия журналистов, амбиции Уинтона Марсалиса, дурное настроение Джо Ловано, опоздание какого-нибудь Лео Джонса на собственный концерт, в результате чего он потеряет контракт, четверка по английскому студента Новосибирской консерватории, в результате чего он сможет-таки грамотно заполнить заявление на обучение в Беркли, и т.п. Одно удовольствие представлять себе весь этот гигантский конгломерат - вплоть до чиха вахтерши бабы Светы в далеком ДК пищевиков. Чувствуешь себя этаким Хулио, извините, Кортасаром, мысленно воображающим одновременное движение сотен поездов по всей Земле. Млеешь от сопричастности Великому Ходу Истории. Ощущаешь себя очень важной соломинкой: вот пошел сегодня в клуб, именно моя входная плата оказалась необходимой для того, чтобы любимый трубач получил гонорар сполна, не поссорился с хозяином клуба и впоследствии показал в этом клубе сказочной красоты новую программу, которую, поссорившись с хозяином клуба, и не написал бы, так как ушел бы в глухой запой от огорчения...
Главное - не слишком увлекаться наблюдением за Шестеренками Галактики, а все же жить реальной жизнью.
Так что - к делу.
Как это было
в Москве
Герман Лукьянов, Вадим Ахметгареев, Юрий Юренков, Сергей ГоловняОсновное событие минувших семи дней - состоявшийся 20 января в Центральном Доме работников искусств творческий вечер флюгельгорниста и композитора Германа Лукьянова. Один из творческих лидеров советского джаза 60-80-х, в 90-е изредка появлявшийся то здесь, то там с очень камерными микро-составами, сделал "на пороге третьего тысячелетия" самый неожиданный ход - собрал новый состав своего самого легендарного детища - ансамбля "Каданс"! Об этом весьма важном событии рассказывает председатель Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов...>>>>
Как это было
в Нью-Йорке
Напомним, что в столице мирового джаза теперь работает наш корреспондент, в прошлом писавший для нас репортажи с московских концертов - Иван Шокин. Теперь Иван рассказывает нам о том. что происходит в самом сердце мирового джаза - да еще и на самом переднем крае, в стане новой импровизационной музыки, нового джаза и смежных/пограничных жанров. Сегодня - очередной обзор наиболее интересных из числа увиденных Иваном нью-йоркских джазовых событий минувшей недели...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
Кажется, полку наших собственных корреспондентов прибыло: естественный процесс разрастания российских пользователей Сети приносит нам новых внимательных и заинтересованных читателей, и некоторые из них, откликаясь на наши настойчивые призывы в конце каждого выпуска, решают стать не просто читателями, но и авторами "Полного джаза". Так держать! Сегодня - первая корреспонденция из одного из крупнейших городов Сибири, Омска...>>>>

14-16 января в Мурманске прошел первый джазовый фестиваль 2000 г. в России - традиционный международный джазовый фестиваль "Арктик Джаз-2000". Почему традиционный? Да потому, что проводился он в шестой раз. Первый фестиваль прошел летом 1990 года как фестиваль стран северного региона, и затем он проводился каждые два года , только был перенесен с летних месяцев на январь. Бессменным ведущим этих фестивалей был известный музыковед и музыкальный критик Владимир Фейертаг. За прошедшие десять лет в рамках фестиваля "Арктик джаз" выступали такие гранды российского джаза, как Георгий Гаранян и Давид Голощекин, такие звезды, как Даниил Крамер, Аркадий Шилклопер, Андрей Кондаков и многие другие. Из иностранных гостей - многочисленные джазовые составы, от полупрофессиональных до любительских, наших соседей из Норвегии, Швеции, Финляндии. На прошлом, 5-м фестивале "Арктик джаз-98 " с огромным успехом выступила американская певица Напуа Девой с фортепианным трио Андрея Кондакова. В нынешнем концерте Андрей Кондаков выступил с американской певицей из Сан-Франциско Дениз Перье, которая затем поехала петь в Москве и Питере. Эмоциональная, артистичная Дениз Перье выглядела, как экзотический тропический подснежник в белом безмолвии Арктики; успех ее выступления был оглушительным. Жаль, что, стараясь не выпячивать свою совершенно фантастическую технику, Андрей Кондаков старался быть не виртуозным импровизатором, а лишь аккомпаниатором примадонны. В роли мэтра российского джаза выступил знаменитый кларнетист Валерий Киселев из Москвы. Очень хорошо вписался в ткань фестиваля питерский вокальный ансамбль "Дайджест" - тоже давний участник нескольких фестивалей "Арктик джаз".
Если говорить о программе в целом, то на этот раз приоритет был отдан не гостям, а своим заполярным музыкантам. Несколько коллективов из Мурманска (в основном представители джазового клуба Мурманска), квартет из Североморска и Петрозаводска, плюс отдельный концерт местных юных дарований - лауреатов городского детского джаз-фестиваля и студентов музыкального училища. Вот только почему-то в этом году не было никого от наших ближайших соседей - норвежцев, финнов и шведов, которые всегда участвовали во всех предыдущих фестивалях.
Безусловным "хэдлайнером "фестиваля была довольно известная группа из Питера, играющая, как они сами определяют, "эйсид-джаз-фанк-фьюжн" - это культовая команда "Doo bop sound". Группа выступала в двух концертах, и восхищенная публика долго не отпускала их со сцены. Казалось, дух Майлса Дэвиса, в честь посмертного альбома которого названа команда, витал над сценой. И когда совершенно отвязная импровизация всех участников группы на фоне мощной и жесткой ритм секции превратила этот восхитительный коктейль из джаза, фанка, хард-рока и еще черт знает чего в финальный заключительный гимн фестивалю, показалось, что вечные арктические льды начали подтаивать, как кубики льда в коктейле "whiskey on the rocks". 

Валерий Рассолов, Мурманск

Что намечается:
московские анонсы
"Man Sound"31 января в клубе "Форте", в рамках "Гостиной Алексея Козлова" состоится встреча с вокальной группой из Киева "Man Sound" (не лишним будет напомнить что именно Алексей Семенович Козлов и Вячеслав Горский инициировали первый приезд Man Sound в Москву в конце 1997 г.). Начало в 20.30.

31 января в 16.00 по Москве на сервере "Джаз в России" начнется живой чат с петербургским пианистом Андреем Кондаковым и певицей из Сан-Франциско Дениз Перье, которая сейчас совершает вместе с Андреем турне по России. Ориентировочная продолжительность чата, как обычно - два часа. Готовьте вопросы!

Планируется чат и с гитаристом Полом Болленбэком, который будет играть в Москве 8 и 9 февраля (см. #1-2000). Если редакция сервера договорится с менеджментом Пола, то состоится этот чат 9 февраля опять-таки в 16.00 по Москве. Насчет того, что Пол не говорит по-русски, просим не беспокоиться - чат будет идти через переводчика.

А в это время
за бугром...
Джин ХаррисЕще одна чувствительная потеря в рядах старшего поколения джазменов: 16 января на 67-м году жизни умер самый знаменитый джазмен штата Айдахо, пианист Джин Харрис. Он умер в своем доме в Бойсе, столице Айдахо, так и не дождавшись пересадки желудка, в очереди на которую он стоял несколько лет. Харрис страдал тяжелейшим заболеванием, в результате которого функция желудка у него сохранялась в последние годы всего на два процента. Тем не менее он активнейшим образом гастролировал и записывался.
Джин Харрис родился в Бентон-Харборе, Мичиган, и играл в классическом джазовом стиле - с острым свингом и великолепным чувством блюза. С 1956 по 1970 он был участником знаменитого ансамбля Three Sounds - вместе с басистом Энди Симпкинсом и барабанщиком Биллом Дауди он выпустил множество записей на лейблах Blue Note и Verve. В 70-е он продолжал выпускать альбомы на Blue Note, уже под собственным именем, но дела у него шил уже не так блестяще, и в 1977 г. он переехал в Бойсе, где играл в отеле, совсем удалившись с большой сцены. Однако в середине 80-х его там обнаружил басист Рэй Браун. На лейбле Concord вышел блестящий альбом "Рэй Браун представляет Джина Харриса" (1985), после чего пианист вновь вернулся на широкую сцену. Он выпустил множество довольно успешных альбомов; один из них, "A Tribute To Count Basie" (1987), даже номиновался на "Грэмми". Харрис также входил в состав Philip Morris Superband, с которым уже в 90-е посещал Россию. С 1998 г. он проводил в университете Бойсе джазовый фестиваль своего имени - второй по размаху джазовый фестиваль в Айдахо (после фестиваля Лайонела Хэмптона, который проходит на триста километров севернее - в городишке Москоу).

И еще одна фигура из истории джаза ушла из жизни - Дорис Паркер, вдова легендарного альт-саксофониста Чарли Паркера. Смерть последовала в Нью-Йорке на 78-м году жизни от заболевания верхних дыхательных путей.
Дорис была третьей женой Паркера, официально они были женаты с 1948 по 1950 г., хотя познакомились еще в 1945 г. и год спустя уже жили вместе. Высокая (183 см.) красавица Дорис с 1944 г. работала в ночном клубе Three Deuces на Западной 52-й улице в Нью-Йорке, где постоянно выступал Паркер. Когда они стали жить вместе, она была с Бердом в худшие дни его жизни - например, когда в 1947 г. через несколько часов после записи композиции "Lover Man" его свалил нервный припадок, после которого он на шест месяцев попал в психиатрическую клинику Камарилло в Калифорнию. Дорис переехала в Лос-Анджелес, чтобы ухаживать за ним. Поженились они в Тихуане (Мексика), когда Паркер был на гастролях по Западному побережью с туром Jazz at the Philharmonic.
В конце 80-х - начале 90-х Дорис Паркер была весьма активна в организации различных мероприятий, связанных с памятью ее покойного мужа. Так, с 1989 г. в Нью-Йорке проходили организованные ей ежегодные бенефисы "Вечер с друзьями Чарли Паркера", где такие гиганты, как барабанщик Макс Роуч и трубач Дизззи Гиллеспи, играли без всяких гонораров, а вся прибыль поступала в благотворительную компанию Veritas, занимающуюся реабилитацией наркоманов в Верхнем Вест-Сайде. Она также участвовала в организации ежегодного джазового фестивалоя Чарли Паркера, который каждое лето проходит в нью-йоркском Томпкинс-Сквер Парке (в 1999 г. он состоялся уже в седьмой раз).

Уинтон МарсалисНачинается очередной всемирный тур джаз-оркестра нью-йоркского Линкольн-Центра, руководит которым трубач Уинтон Марсалис, одна из наиболее противоречивых и ярких фигур современного традиционного джаза. Маршрут тура начинается в Восточном полушарии: уже в феврале Lincoln Center Jazz Orchestra приедет (впервые в своей истории) в Китай, где их выступления должны были состояться еще летом прошлого года, но были отложены из-за бомбардировки американской авиацией китайского посольства в Белграде. С 15 февраля по 10 марта музыканты будут выступать в Шанхае, Бэйцзине (у нас почему-то именуемом Пекином, как столица Китая называется по-японски) и Гуанчжоу. Затем музыканты впервые посетят Новую Зеландию (Веллингтон и Окленд), Тайвань (Тайбэй), Гавайи (Гонолулу), а также сновь выступят в Австралии (Мельбурн, Канберра, Брисбэйн и Сидней) и Японии (Осака и Токио).
В репертуаре тура, наряду с фрагментами прошлогодней эллингтоновской программы - много сочинений участников оркестра, среди которых, помимо лидера - трубачи Сенека Блэк, Райан Кайсор, Маркус Принтап тромбонисты Винсент Чандлер, Андре Хэйворд и Рон Уэстрэй, саксофонисты Уэсс Андерсон, Уолтер Блэндинг-мл., Виктор Гойнз, Тед Нэш и Джо Темперли, пианист Фарид Баррон, басист Родни Уитакер и барабанщик Херлин Райли.

Текущая неделя ознаменовалась крупной презентацией британских джазовых лейблов на проходящей сейчас в Канне (Франция) крупнейшей ежегодной международной конференции музыкальной индустрии - MIDEM. Объединившись для такого случая, одиннадцать независимых британских фирма грамзаписи устроили презентацию Brit Jazz. Один из организаторов акции - джазовый контрабасист Малколм Криз, создатель лейбла Audio-b records (в его каталоге 21 альбом, спродюсированный самим Кризом). Он говорит, что джазовые музыканты Британии сами создают лейблы, поскольку убедились, что никто не сделает этого за них - еще пять лет назад на Британских островах не было еще ни одной независимой фирмы грамзаписи, которая специализировалась бы по джазу. Будучи профессиональными студийными музыкантами и зная изнутри, как работает рекорд-бизнес, основатели новых лейблов начинают свой бизнес, потому что, по словам г-на Криза, им "надоело, что никто не записывает очеь даже заслуживающие этого коллективы". "Есть множество британских джазовых музыкантов, которых никто не знает, хотя они - музыканты мирового класса", - объясняет Малколм Криз. - "И мы хотим изменить это положение вещей".
Помимо Audio-b records, в презентации принимают участие лейблы Flat Five, Provocateur Records, Dune и другие, с диапазоном специализации от диксиленда, традиционно весьма популярного в Англии, до эйсид-джаза и других суперсовременных стилистик (в том числе специфически британской - джей-лайф, представляющей собой сплав джаза, рэгги и хип-хопа).

Дэйв ЛибманИтак, в Нью-Орлеане завершилась 27-я ежегодная конференция Международной ассоциации джазовых преподавателей, в которой приняло участие несколько тысяч человек со всего света - преподавателей, журналистов и работников индустрии грамзаписи, производства аппаратуры и инструментов и т.п. 13 января в рамках конференции проводилось введение в Зал Славы Джазового Преподавания, членами которого в предшествовавшие годы уже были названы д-р Билли Тэйлор, Стэн Кентон, Кларк Терри, Мариан Макпартлэнд, Лайонел Хэмптон, Вуди Херман, Каунт Бэйси, Луис Армстронг, Дюк Эллингтон, Бенни Картер, Диззи Гиллеспи, Макс Роуч и Элла Фицджералд. На этот раз членом Зала Славы стал саксофонист Дэйв Либман. "Никогда не думал о себе как о каком-то старожиле-классике", - говорил по этому поводу сам Либман на церемонии. - "Я - из последнего поколения, пришедшего в джаз помимо нормального музыкального образования, самоучкой. Вслед за нами уже шли те, кто получил образование специально, чтобы играть джаз". 53-летний Либман, пришедший в джаз в 60-е на волне следования Джону Колтрейну, впрочем, как раз получил кое-какое музыкальное образование: в своем родном Бруклине он обучался немного игре на фортепиано, немного - на саксофоне. Но, конечно, его главным "университетом" было участие в ансамблях Элвина Джонса и Майлса Дэвиса и большой опыт участия в бесчисленных некоммерческих, авангардных проектах нью-йоркской "чердачной" сцены, в том числе в знаменитом музыкантском кооперативе "Free Life Communication" (по одной из версий перевода - "Бесплатная связь с жизнью"). "Играть с Майлсом означало учиться быть здесь в каждый конкретный момент - не оглядываться, не забегать вперед, но быть совершенно готовым ко всему, что может произойти прямо сейчас", - вспоминает Либман. - "Это совсем не то, чему можно научиться по книгам".
Вообще говоря, основная функция конференции, как обычно, заключалась в образовательных семинарах и бесчисленных новых контактах среди представителей индустрии, но все же самой главной частью события была музыка - столько джаза давно не звучало в Нью-Орлеане. Музыка звучала везде - в больших залах, таких, как Hyatt и титаническая арена Superdome, и в маленьких клубах .Конечно, выступала вся нью-орлеанская элита - представители семейства Марсалисов (ансамбль самого юного из братьев, барабанщика Джейсона, которому 24 года, вместе с которым в качестве специального гостя играл самый страший брат - саксофонист Брэнфорд Марсалис). Жаркие джем-сейшны представляли таких звезд, как Рой Харгроув или Стив Турре. Яркая молодая звезда традиционного джаза, трубач Николас Пэйтон, электризовал полуторатысячную аудиторию в "Хайятте", поразив всех своим длинным соло без аккомпанемента, где перетекали друг в друга простенькие ритмы негритянских колыбельных и высокая абстракция современного джаза. В том же зале саксофонист Джошуа Редман высмеивал современный рок-н-ролл - и это при том, что его собственный барабанщик Брайан Блэйд играл с такими титанами рока, как Боб Дилан и Джони Митчелл. В тот же вечер Редман играл в клубе House of Blues с ансамблем Роя Харгроува. Стив Слэджл, Дональд Харрисон, Джо Ловано, Джевон Джексон, оркестр Вуди Хермана - вот далеко не полный список тех, кто украсил своими выступлениями музыкальную жизнь Нью-Орлеана в эти дни.

Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 8 февраля)
  • "November" - Brian Ales, Intuition
  • "Spirit Song" - Kenny Barron, Verve
  • "Out-Hipped" - Barbara Dennerlein, Verve
  • "Soul on Soul" - Dave Douglas, RCA Victor
  • "Love Story" - Frank McComb, Columbia
  • "Beauty Secrets" - Kenny Werner, RCA Victor
  • "Malak" - Dhafer Youssef, Enja
Переиздания
(в продаже с 8 февраля)
  • "The Commodore Piano Anthology" - Various Artists, GRP
  • "Tenor Giants" - Coleman Hawkins and Chu Berry, GRP
  • "The Master Takes" - Billie Holiday, GRP
  • "My People" - Joe Zawinul, Zebra
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
  • "Джазовый будильник", Радио-1, суббота, 29 января, 9.05. Джазмены играют киномузыку: Старый Арбат, Ли Морган, Каунт Бэйси, Лора Шафран, Тони Беннет. 
  • "Вся музыка мира" - программа для коллекционеров звуковых ощущений; Радио России, в ночь с воскресенья на понедельник 30 января. Дуэт "Зикр" и французский саксофонист Daniel Kientzy, японский трубач Тошинори Кондо -вчера и сегодня. Сквозная тема - "Louie, Louie".

Полный путеводитель по джазу в российском эфире

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Дмитрий Ухов,
Иван Шокин,
Валерий Рассолов,
Юрий Поляков,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Reuters,
JazzE News,
Down Beat

Фото:
Павел Корбут,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!