502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #4
Нью-Йорк: нелегкий выбор
Неделя и на этот раз выдалась разнообразная. Несколько раз пришлось делать нелегкий выбор и, увы, чутье не подсказало - какой. Так, например, вместо блистательного трио Дейва Дагласа я, поддавшись рекламе, отправился слушать некогда очень популярную блюзовую певицу Одетту, которая после 14-летнего перерыва записала новый альбом "Blues Everywhere I Go", номинированный в этом году на премию "Грэмми". На разогреве был тоже популярный в прошлом Дейв Ван Ронк, но о нем говорить вообще не хочется. Заинтриговало меня еще и то, что концерт проходил все в том же Knitting Factory, который, судя по некоторым признакам, собирается расширять свои музыкальные привязанности и завоевывать популярность среди более почтенной публики. Тенденция, с одной стороны, конечно, положительная, ну а с другой - немного пугающая: вдруг в какой-то момент им надоест устраивать не приносящие доход концерты, что тогда? Впрочем, я отвлекся. Долго не задерживаясь на этом событии, скажу, что с голосом у Одетты все в порядке и аккомпанирующий ей пианист играет очень профессионально, но к живому настоящему блюзу это, к сожалению, отношения не имеет. Да, классический репертуар хорош, но отполированный, вылизанный и академически выверенный звук производит довольно угнетающее впечатление, хотя - наверное - это именно то, что нужно массовому слушателю: красиво и без лишних эмоций.
Ну а теперь - о более знаменательных и интересных событиях последней недели, проходивших все в том же Knitting Factory. Итак:
Джон МедескиНовый суперпроект - трио Джои Барона при участии Джона Медески и Марка Рибо. Все трое музыкантов сейчас на пике популярности. Достаточно вспомнить о том, что последний альбом трио Medeski Martin & Wood, в котором играет Джон, взлетел на первую строчку джазового чарта Биллборд, на всех концертах Marc Ribot Y Los Cubanos Postizos - аншлаги, ну а невероятное количество проектов, в которых занят Барон, говорит само за себя. Не было исключением и это выступление. Уже во время первого сета попасть в зал было довольно сложно, а к началу второго нельзя было даже войти в клуб.
Джои БаронУдарная установка Барона располагалась справа на авансцене, по левую сторону от нее были педали и стул Рибо, а в центре, чуть в глубине - огромный Хаммонд Б-3 Медески. Как обычно, с двадцатиминутным опозданием, музыканты вышли на сцену и, быстро поздоровавшись с несколько одуревшей от утомительного стояния публикой, стали играть. С первой же ноты стало ясно, что ансамбль впитал в себя все те стили и приемы, которыми знамениты его участники. Бешеные барабаны энергичного Джои Барона в сочетании с драйвом органа великолепного Джона Медески и вибрирующей гитарой безумного Марка Рибо мгновенно раскачали зал и продержали его, ни на секунду не отпуская, в состоянии близком к наркотическому в течении всего концерта. Стилистически описать их музыку довольно непросто. В основе лежат мощный ритм и уникальный саунд каждого из музыкантов, проецирующиеся на различные гармонические и мелодические формы композиций. В результате с формальной точки зрения мы слышим мелодии с характерными блюзовыми, фри-джазовыми, фольклорными, фанковыми и другими интонациями, соединение которых и создает неповторимый и легко узнаваемый звук.
Марк РибоК этому добавлю, что, как мне кажется, именно этот сплав представляет собой наиболее вероятный путь развития джаза в ближайшем будущем. Свежее и яркое звучание, имеющее при этом глубокие корни - вот ключ к успеху и причина популярности. Добавьте к этому некоторую танцевальность и незабываемый визуальный ряд, и станет ясно, почему на такие концерты собираются толпы. Судя по тому, что трио собирается выступать в Европе, проект этот не разовый, хотя на частые выступления рассчитывать не приходится - слишком уж плотный концертный график у музыкантов. Впрочем, загадывать не буду: концерты записывались и снимались на видео, так что, возможно, мы скоро увидим его запись в каком-нибудь виде.
Три следующих события связывает участие в них кларнетиста (и иногда саксофониста) Криса Спида. Все увиденное происходило в течении двух дней в разных залах клуба. В воскресенье прошел двойной концерт трио Бена Перовского и квартета Pachora. 
Хотя в афишах Ben Perowsky Trio было заявлено вторым, выступали музыканты в первом отделении. Прием этот довольно стандартный, заставляющий слушателей, пришедших послушать одних музыкантов, для начала высидеть других, с выступления которых они, возможно, и ушли бы, будь те вторыми. Видимо, оказаться в такой ситуации лидеру трио, барабанщику Бену Перовскому, пробурчавшему что-то вроде "это все подстроено специально, только вот Крису все равно", было не очень приятно. Положа руку на сердце, я в каком-то смысле с ним согласен - так поступать некрасиво, хотя, возможно, я бы и не досидел до конца их выступления. Перовский, Спид и третий участник трио - контрабасист Скотт Колли - играют довольно типичный для клуба фри-джаз, в котором с легкостью переплетаются собственные композиции с обработками Хендрикса, Мессиана, фольклорных и рок-н-ролльных мелодий. То ли от того, что я немного устал от такой музыки, то ли от того, что сами музыканты были в не очень хорошем настроении, концерт прозвучал излишне серьезно и размыто. Хотя играли довольно долго, ощущение, что это разогревающая группа, так меня и не покинуло, и в результате впечатления чего-то цельного, завершенного так и не возникло.
"Pachora"Во втором отделении к кларнетисту Спиду присоединились остальные участники ансамбля Pachora: Брэд Шепик - тэмпура и электро-саз, Скули Сверринсон - бас-гитара и Джим Блэк - думбек, барабаны и перкуссия. Использование столь замысловатых инструментов объясняется тем, что квартет играет обработанные турецкие, балканские и ближневосточные мелодии. И если раньше в основном все аранжировки и мелодии сочинял Спид, то теперь в группе нет лидера, и на последнем, только что вышедшем альбоме все музыканты заняты примерно в одинаковой степени. Удивляет, с какой легкостью им удалось переработать материал так, что он зазвучал, с одной стороны, современно, а с другой - остался близким к оригиналу. Одно из подтверждений того, насколько хороши аранжировки - в том, что кроме народных и стилизованных под народные мелодий в репертуаре квартета есть непонятно как попавшая туда песня Дэвида Боуи "The Man Who Sold The World", которая не только не выпадает из общей программы, но совершенно гармонично в ней растворяется. Отдельного внимания заслуживает барабанщик-перкуссионист Джим Блэк, играющий на концерте на всех перечисленных инструментах практически одновременно; впрочем, все четверо музыкантов виртуозно владеют инструментами. Добавлю еще то, что участием в этом проекте внимание к народной музыке участниками квартета не ограничено. Так, например, существует трио Брэда Шепика с необычным для Нью-Йорка названием "Tridruga", в котором играет на аккордеоне Юрий Лемешев. А о другом фольклорном проекте речь пойдет ниже.
Крис СпидГруппа Skaros, концерт которой прошел в старом офисе клуба во вторник - еще один ансамбль Криса Спида, исполняющий македонскую, греческую, турецкую и другую восточно-европейскую музыку. В его репертуаре, кроме народных, есть и авторские композиции Тейла Огненовского, Тассоса Халкиаса и Феруса Мустафова. Кроме кларнета Спида, думбека и перкуссии Блэка, в группе - скрипка, тупан (большой барабан), уд и джумбуш (струнные щипковые инструменты). Звучание ансамбля намного более аутентичное (нежели у Pachora), чему в немалой степени способствует характерный восточный вокал певицы, присоединившейся к ансамблю после нескольких инструментальных композиций. Не могу сказать, что мелодии так же легко запоминаются и столько же легко узнаваемы, как и композиции из репертуара квартета Pachora. Но такая музыка обладает каким-то непонятным магическим одурманивающим действием, заставляющим слушателя погружаться в нее и плыть в волнах монотонного усыпляющего звука. Неудивительно, что немногочисленная публика как завороженная внимала музыкантам, забыв обо всем. Лишь очнувшись во время антракта, слушатели стали судорожно допивать включенный в стоимость билета напиток. Впрочем, спиртное и не должно сочетаться с тем, что мы слушали, а то, что вполне с такой музыкой сочетается - запрещено законом. А к музыкантам этим мы, я надеюсь, мы еще вернемся - в скором будущем состоятся несколько концертов еще одного их проекта, рассказ о котором я пока приберегу.
Что нам готовит следующая неделя, я пока не знаю, но наверняка что-нибудь примечательное будет.

Иван Шокин, собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке

На первую страницу номера