<% set DB=Server.CreateObject("ADODB.Connection") DB.Open "Ukho99",,1 %> П О Л Н Ы Й   Д Ж А З  - Выпуск # 4 (63) - 16 февраля 2000 г.
        ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 5 (63) - 16 февраля 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Время (скажем жуткую банальность) течет неумолимо. Не успели мы оглянуться (скажем банальность еще более ужасную), как прошел еще один год... Ровно год назад "Полный джаз" на время подсокращал свои объемы и регулярность выхода, поскольку его редактор ездил в США на фестиваль Лайонела Хэмптона. И вот - опять. 23-26 февраля в городе Москва, штат Айдахо, пройдет XXXIII международный джазовый фестиваль Лайонела Хэмптона, в котором примут участие десятки ведущих джазовых музыкантов США, а также гости из России (саксофонист Игорь Бутман) и Украины (вокальная группа Man Sound). Список же американских участников внушает большое почтение: тут и трио Рэя Брауна, и Дайана Кролл, и Дэвид Санчес, и Джо Ловано, и Ал Грей, и Джеймс Муди, и звездная ритм-секция - Крисчен Макбрайд и Луис Нэш... Ну и, естественно, сам патрон фестиваля -91-летний вибрафонист Лайонел Хэмптон, последний ветеран свинговой эры... Редактор "Полного джаза" - единственный российский журналист, получивший (второй год подряд) приглашение освещать это событие.
Засим порядок выхода "Полного джаза" в ближайшие три недели будет вот каким. Следующий, шестой номер выйдет 23 февраля в несколько сокращенном по сравнению с обычным объеме. Затем последует одна неделя перерыва. Седьмой номер (также в сокращенном объеме, но зато уже с первыми материалами с Хэмптоновского фестиваля) появится 9 марта (поскольку 8 марта в России - выходной). И, наконец, начиная с восьмого номера, который выйдет 15 марта, "Полный джаз" опять войдет в обычный график выхода.
Пока же - к делу.
Как это было
в Нью-Йорке
На переднем крае развития мирового джаза, в Нью-Йорке, продолжает работать наш собственный корреспондент Иван Шокин. Новый джаз, новая импровизационная музыка, самые разные ответвления и направления этно-джаза и других авангардных направлений доминируют в его сообщениях; сегодня он объясняет, почему...>>>>
Говорите,
вас слушают
Дэйв ДугласСегодня мы слушаем одного из самых интересных, многоликих и творчески многообразных джазовых музыкантов последних лет - нью-йоркского трубача Дэйва Дугласа. Дуглас уже давно известен не только как блестящий сайдмен, не только как участник неоднократно признававшегося лучшим малым составом нового джаза (и вообще джаза) квартета Джона Зорна Masada, но и как интересный лидер, играющий буквально все - от би-бопа до импровизаций на основе балканского фольклора. Новая перемена в его жизни - он подписал контракт с большой корпорацией грамзаписи...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
10 февраля в Тольятти в рамках празднования 20-летия творческой деятельности тольяттинской филармонии прошел концерт филармонического джазового оркестра, лауреата конкурса им. Олега Лундстрема.
Оркестр под управлением Валерия Мурзова блестяще провел публику по всей истории джаза. В маленьком полуторачасовом концерте зрители услышали би-боп, буги, свинг, фьюжн. Старшее поколение обрадовалось новой встрече с "Серенадой солнечной долины" и "Чикаго" в исполнении Александра Новикова. Но изюминкой концерта стал уже хорошо известный в Тольятти саксофонист из Вологды Сергей Кузнецов. Зрители убедились, что он играет не только мэйнстрим, что не чужды ему и новые течения в джазе. Пиком концерта стала мелодия "Зоокомпоненты" в стиле нео-боп. Музыканты и зрители разошлись довольные друг другом.

Татьяна Востроилова, Тольятти

Что намечается:
московские анонсы
Алексей КозловНеугомонный Алексей Козлов объявил о создании нового музыкального проекта, который будет называться "Алексей Козлов и Funky Jazz Quintet". Пресс-релиз гласит, что "в составе - Дмитрий Илугдин (фортепиано), Виталий Головнев (труба), Евгений Шариков (бас-гитара), Юрий Семенов (ударные) и Алексей Козлов (альт-саксофон). Возможно, на ударных будет иногда играть Владимир Васильков - пионер фанки-барабанов в СССР. В программе - пьесы из репертуара братьев Эддерли, Хораса Сильвера и "Jazz Messengers"..." Интересно, что состав проекта заметно пересекается с ныне действующим составом "Арсенала", где Алексей Семенович продолжает играть фьюжн.
Мнение
"Австрия нам по большому счету незнакома, и джаз ихний тоже". Это утверждение я прочел в материале Алексея Баташева, излагающего содержание письма Александра Фишера. Из текста не вполне ясно, кто это - "мы" ? Те, кому "Австрия не знакома" и кто считает, что в "Англии" либо трэд, либо авангард покруче яиц (пардон, но так у "них" - то ли Фишера, то ли Баташева - А.Ф.)" Следующая за этой фраза "Романо-германцев можно пропустить, им не до того" - мне вообще не понятна. Как-то не хочется думать, что Алексей Баташев так считает. Наверное, все-таки, неточно выразился. Кто такие "романо-германцы" - если по языку, то и австрийцы и англичане из той же группы. 
Поскольку наш трубач давно уже живет в "стране Вальтера Фогельвейде и Штрауса" (по определению Баташева - более, чем странному, на мой взгляд, если учесть, что история классической музыки знает две "Венских школы"), то будем считать, что "мы" - это, все-таки, Баташев о себе.
Алексей Николаевич!
Зачем же так?
В Советском Союзе в 1989 году выступал очень перспективный ансамбль Ton-Art. Он - и правда - впоследствии сделал карьеру (одна из самых престижных европейских фирм Hat-Art, сами знаете, абы кого подписывать не будет). Эта же Hat Art один за другим выпускает диски трубача/флюгельгорниста/серьезного композитора Франца Когльманна - так сказать, австрийского Лукьянова.
И он тоже был - в прошлом году -у нас по случаю Дней Вены в Москве и играл - надо же, такое совпадение - в Малом Манеже, в том же Георгиевском переулке, где и Ваша, как я понимаю, штаб-квартира - Союз профессиональных литераторов, если не ошибаюсь.
Напомню Ваши слова: "Маттиас Рюгг вряд ли смог появиться в Англии, там либо трэд, либо авангард покруче яиц". Но ведь Вы не можете не знать, что Вена для "Художественного оркестра" - база, в нем немало американцев, сам Рюгг - швейцарец (в начале 90-х он патриотически собрал такой же оркестр из одних своих земляков, а те , в свою очередь, раскошелились и даже выпустили компакт-диск)? Кстати, там отчетливо произносят "Рюэгг".
С певицей Сайнхо выступал на фестивале в Таллине - еще в советские времена - один из двух известных и в Штатах братьев Мутшпиль, а именно- тромбонист Вольфганг.
Я понимаю, "Саинхо и компания" для Вас, может, и не джаз, но у нас были не только "крутые" австрийцы, но и вполне умеренные - слегка электрическая группа басиста по имени Karl Sayer.
Кроме упомянутого Вами же "Маттиаса Рюгга" - как видите- я назвал только тех, кого лично слышал на нашей территории. Можно ли после этого говорить, что "Австрия нам не знакома"?
Не говоря уже о том, что ровно два года назад там состоялся Фестиваль нашего нового джаза. По этому поводу венский журнал Jazz-Live посвятил русскому джазу номер (1997 №117).В числе авторов - один из организаторов этого фестиваля Николай Дмитриев, Владимир Корнеев, Дмитрий Ухов, Ганс Кумпф и местный автор - Эмануэль Венгер.
И как вы лихо обошлись с "Англией"!
Так вот, в Великобритании "трэда" сейчас мало, очень мало, можно сказать, в бой идут одни "старики"! Крутого авангарда, пожалуй, поболе будет - это да!
Но неужто "умеренные" оттуда вам не знакомы - ни белый Томми Смит, ни черный Кортни Пайн, ни две пары братьев - традиционалистов - Faiweather и джаз-рокеров - Mondesir, ни Джанго Бейтс с супергруппой Human Chain? А юный баловень судьбы Джейсон Ребелло, британский телеведущий, как у нас Бутман? Впрочем, это эйсид-джаз, вы его, наверное, презираете. Зато ветераны Иен Карр и Майк Вестбрук тоже давно уже играют легкую музыку. А британская специальность- женщины-духовики - саксофонистка Барбара Томпсон, тромбонистка Эми Уайтхед, фаготистка Линдсей Купер (тоже у нас была с проектом "O, Moscow"). Впрочем, последняя - авангардистка. По крайней мере, по жизни. А помните отличный биг-бэнд Brotherhood of Breath - из южноафриканских эмигрантов? А ребята, которые с Григорием Файном записывались?
А скрипач Найджел Кеннеди, сын Джонни Данкворта - контрабасист Алек... Впрочем, из Ваших комментариев можно заключить, что показатель признания - гастроли по нашей с Вами родине. Найджел Кеннеди собирался, да не доехал. Но разве Вы не были в Студии "Москворечье" на отличной группе саксофонистов Itchy Fingers и не Вы ли вели концерт Джона -как его бишь - Сермана или Шурмана с Карин Крог -в ЦДХ?
Если - наоборот - успех делается только в Америке, то в голову приходит - да хоть бы Энди Шеппард, я слышал его в трио со Стивом Своллоу и Карлой Блей, а также - Гэри Бертоном. Последний-то уж точно никак не авангардист. 
Или, может, я вас не понял, вы что-то другое имели в виду? Если - да, то, может, объяснитесь, что именно? 
Задавая этот вопрос, я подписываюсь не настоящим своим именем (и очень прошу редакцию его не выдавать!), а то еще подумают, что это я так выпендриваюсь, в смысле - хочу эрудицией блеснуть. Ни в коем разе! Просто истина - всегда дороже.

Альберт Филоненко

А в это время
за бугром...
Ларри Карлтон7 марта выйдет первый за последние три года альбом гитариста Ларри Карлтона. Он будет называться "Fingerprints" ("Отпечатки пальцев"), и рекламный сингл с него уже рассылается по радиостанциям США компанией Warner Bros., которая выпускает записи Карлтона. Причем отмечено, что сингл этот звучит не только на радиостанциях тех форматов, что включают музыку smooth jazz, но и на сугубо "попсовых". Дело в том , что заглавная композиция альбома - вокальная, поет в ней Майкл Макдоналд, и, кроме того, гитар звучит две - на одной играет Карлтон, на второй - суперзвезда кантри-музыки Винс Джилл. Warner Bros сделали для рекламы сингла весьма удачный ход, признанный в радиоиндустрии "идеей недели": вместе с синглом радиостанции получают пакетик с "набором для снятия отпечатков пальцев", который можно дариь слушателям в качестве приза в какой-нибудь викторине; оценив привлекательность безделушки для жадных до необычных вещиц (да еще на халяву!) американских слушателей, радиостанции обратились на Warner Bros с просьбой прислать еще таких наборов. так что теперь лейбл разослал их уже намного больше, чем собственно синглов.
Кроме того, к выходу нового альбома Карлтона приурочен запуск его собственного вебсайта. Там обещаются архивы, новости его творчества, советы гитаристам и т.п.
В поддержку нового альбома Ларри 10 февраля сыграл концерт в клубе Blue Note в Нью-Йорке; концерт транслировался в Интернет живьем, более того - в течение ближайших двух недель его еще можно увидеть на сайте "Блю Ноут" в записи.
В планах Карлтона на это год - несколько сольных турне в поддержку альбома. Предыдущие два года он гастролировал в основном с группой Fourplay. В 2000-м Карлтон, кроме США, будет гастролировать в Европе и Японии.
Приятно, черт возьми, что хоть какие-то более или менее джазовые музыканты ведут жизнь по тем же образцам, что и представители более денежных прикладных жанров!

Уинтон Марсалис1 февраля в Нью-Йорке состоялась пресс-конференция, на которой руководство Линкольн-центра сообщило о планах программы "Джаз в Линкольн-Центре" (J@LC) на сезон 2000-20001 г. В планах центра - свыше 450 музыкальных, учебных и вещательных мероприятий по всему миру (почти полтора в день!).
В пресс-конференции участвовали председатель правления J@LC Гордон Джей Дэвис, арт-директор J@LC трубач Уинтон Марсалис и исполнительный директор Центра Роб Гибсон, а присутствовали все 55 сотрудников J@LC. Было сообщено ,что на следующий сезон J@LC готовит специальные программы, посвященные 100-летию со дня рождения трубача и певца Луиса Армстронга. Первым из этого цикла станет концерт Джаз-оркестра Линкольн-Центра п/у Уинтона Марсалиса в парке Либерти-Стейт в Нью-Джерси как раз 4 июля - в тот день, который и есть столетний юбилей Армстронга (если, конечно, верить ему самому в отношении даты его появления на свет - разные исторические источники дают разброс в несколько лет). А в декабре оркестр даст четыре концерта у себя дома, в Линкольн-центре, один из которых - 13 декабря - будет транслироваться по сети Национального общественного радио США. Ну, а собственно концертный сезон откроется в Линкольн-центре 24 сентября исполнением того, что можно смело сравнивать с привычным москвичам циклом "Немое кино - говорящая музыка": на экране будет демонстрироваться немой фильм 1925 года "Body And Soul" (режиссер Оскар Мишо), а оркестр Линкольн-центра будет играть музыкальную сиюту, только что специально написанную для этого немого фильма тромбонистом оркестра J@LC Уайклиффом Гордоном... По образцу того, как оркестр Марсалиса исполнял в Москве его произведения с симфоническим оркестром, в следующем сезоне будет предпринято исполнение его новейшего опуса "All Rise" с симфоническим оркестром в Праге (премьера состоялась в декабре минувшего года в Нью-Йорке, помимо J@LC играл Нью-Йоркский филармонический оркестр, а пел хор Моргановского университета штата).
И еще одна новость, уже не касающаяся следующего концертного сезона: 5 апреля будет объявлено о планах по постройке нового здания для J@LC, которое будет располагаться на площади Коламбус-Серкл (юго-западный угол Центрального парка, где пересекаются 60 улица, Бродвей и 8 авеню).

Рано утром 4 февраля в университетской клинике в Гамбурге скончался выдающийся европейский джазовый критик, теоретик и историк джаза Иоахим-Эрнст Берендт. Ему было 77 лет. Он умер от тяжелых травм, полученных днем раньше, когда на улице его сбила машина. Берендт направлялся пешком на презентацию своей новой книги "Только ходить", посвященной не джазу, а его воззрениям на отношения человека и природы.
Он был соучредителем радиостанции "Suedwestrundfunk" в Баден-Бадене, где провел более десяти тысяч выпусков своих авторских джазовых радиопрограмм. Он был автором нескольких книг о джазе - "Вариации джаза" (1956), "Я слышу - следовательно, существую" (1996) и самой популярной - "Книга о джазе" (1952), переведенной на 18 языков и изданной в полутора миллионах экземпляров по всему миру. Он был также заметным продюсером: получив от американского журнала "Jazz and Pop" титул лучшего европейского джазового продюсера еще в 1970 г., он спродюсировал свыше 250 альбомов для таких лейблов, как MPS, Atlantic и Electrola.

6 февраля в Вестминстере (Колорадо, США) на 87-м году жизни скончался барабанщик Гас Джонсон. Начиная с 1938 г. он играл в оркестре Джея Макшэнна в Канзас-Сити (одновременно с никому еще не известным саксофонистом по имени Чарли Паркер).
Гас Джонсон-мл. родился 15 ноября 1913 г. в Тайлере, штат Техас, где еще в детстве изучил игру на фортепиано, контрабасе и ударных. Уже в 9-летнем возрасте в Хьюстоне он начал профессиональную музыкальную карьеру. Закончив школу, он поселился в Канзас-сити, где работал в ведущих джазовых оркестрах города и гастролировал по всему Среднему Западу. Его работу в оркестре Макшэнна прервала только служба в армии во время Второй мировой, но после войны он вернулся в оркестр. В начале 50-х он был барабанщиком у Каунта Бэйси; в 50-е и 60-е работал в ансамблях таких звезд, как Джонни Ходжес, Моуз Аллисон и Бак Клэйтон. Кроме того, он выступал и записывался с оркестрами Дюка Эллингтона, Вуди Хермана, аккомпанирующими ансамблями Билли Холидэй, Эллы Фицджералд, Лены Хорн, Коулмена Хокинса, Лестера Янга, Джерри Маллигена и даже с Джоном Колтрейном!С 1969 по 1974 г. он был членом известного ансамбля направления "диксиленд ривайвл" - World's Greatest Jazz Band. В более поздние годы он переехал в Колорадо, где был непременным участником местных джазовых мероприятий. В 90-е он уже не выступал, так как страдал болезнью Альцгеймера.

Арне Домнерус11 февраля в брюссельском театре "Королевский цирк" состоялось вручение европейской джазовой премии "Eurodjango", названной в честь гитариста Джанго Рейнхардта - первого европейского джазмена, вошедшего в мировую джазовую историю. Премию, которую учредил базирующийся в Бельгии Европейский джазовый фонд, получили три музыканта - французский пианист Мишель Петруччиани (в категории "Специальная награда" - посмертно), шведский ветеран саксофона, 75-летний Арне Домнерус (в категории "Знаменитый музыкант") и молодая пианистка из Бельгии Натали Лорье (в категории "Новый европейский талант"). Премии вручал председатель комитета "Евроджанго" - французский пианист Марсьял Соляль.

Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 28 февраля)
  • "Celebrating the Music of Weather Report" - Various Artists, Telarc Jazz
  • "Perceptual" - Brian Blade Fellowship, ECM
  • "Prime Directive" - Dave Holland, ECM
  • "Tales of Rohnlief" - Joe Maneri, Barre Phillips and Mat Maneri, ECM
  • "The Invisible Hand" - Greg Osby, Blue Note
  • "Drawn Inward" - Evan Parker Electro-Acoustic Ensemble, ECM
  • "Towards the Margins" - Evan Parker Electro-Acoustic Ensemble, ECM
  • "Kisses in the Rain" - John Pizzarelli, Telarc Jazz
Переиздания
(в продаже с 28 февраля)
  • "Great Jazz Vocalists Sing Hoagy Carmichael" - Various Artists, Blue Note
  • "Clifford Brown and Max Roach" - Clifford Brown and Max Roach, Verve
  • "Hoagy Sings Carmichael" - Hoagy Carmichael, Blue Note
  • "Award Winner" - Stan Getz, Verve
  • "Traveling Light" - Peggy Lee, Blue Note (single-CD compilation drawn from Mosaicуs Complete Peggy Lee and Julie Christy Capitol Transcription Services box)
  • "Sound of the Trio" - Oscar Peterson, Verve
  • "With Clifford Brown" - Sarah Vaughan, Verve
  • "Laughing to Keep from Crying" - Lester Young, Verve
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:

Внимание - с15 февраля джаза на "Радио-1" вдвое больше!
"Джазовый будильник" плавно перетекает в "Джаз около полуночи с Дмитрием Уховым" и будет выходить по вторникам и четвергам в 23.30. Во вторник сохраняется девиз "Будильника" - "Джаз для всех и каждого". По четвергам - для знатоков и коллекционеров: редкости звукозаписи, интервью, анонсы и т.п. Принимаются заявки.

  • 17 февраля - расширенная программа "Малоизвестные пианисты": Герман Лукьянов, Майлз Дэйвис, Арчи Шепп, Чарли Мингус, Джек ДеДжонетт.
    22 февраля - даты круглые и квадратные: современный джаз. Хозяин медной горы - Роб Макконнел, Пол Разерфорд и Кенни Уилер, Боб Стюарт.
    24 февраля - филофоническая редкость: История джаза по Бобу Тиле(Bob Thiele) - альбом Emergency - оркестр Тома Скотта, Джона Картера , Джо Пасс с архаическим блюзом и другие.
  • "Вся музыка мира", Радио России, 20 февраля (в ночь с воскресенья на понедельник):
    Джулия Дрисколл-Типпет -40 лет на сцене. Сквозная тема - "Лиможский рынок" из "Картинок с выставки" Модеста Мусоргского, в том числе и редкая запись Ральфа Бернса.

Полный путеводитель по джазу в российском эфире

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Иван Шокин,
Татьяна Востроилова,
Альберт Филоненко,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Down Beat,
JazzE.com,
 CDNow Jazz,
Associated Press

Фото:
Павел Корбут,
Ли Фридландер,
Мелисса Кей Коэн,
Джоанн Сэвио,
 архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

Читательское жюри премии "Джаз'Ухо-99" (наивысшие достижения российского джаза за 1999 г.)
Музыкант года
выбрать из списка <% str = "SELECT DISTINCT name FROM favorit ORDER BY name" set rec = DB.Execute(str) Response.Write "" %>
добавить нового
Альбом года
выбрать из списка <% str = "SELECT DISTINCT name FROM album ORDER BY name" set rec = DB.Execute(str) Response.Write "" %>
добавить новый
Музыкант, заслуживающий более широкого признания
выбрать из списка <% str = "SELECT DISTINCT name FROM autor ORDER BY name" set rec = DB.Execute(str) Response.Write "" %>
добавить нового
Представьтесь, пожалуйста:
Ваше имя
Ваш e-mail
 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
         <% set rec = nothing set DB = nothing %>