ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #5
Дейв Дуглас выходит в люди


Дэйв Дуглас8 февраля альбом нью-йорскского трубача Дейва Дугласа впервые вышел не на независимой фирме грамзаписи (вроде Soul Note или Knitting Factory, где выходили его прежние записи), а на мэйджор-лейбле RCA-BMG. Альбом называется "Soul On Soul" и записан в составе секстета Дугласа, с которым он в последние месяцы регулярно работает: саксофонисты Крис Спид (из группы Pachora) и Грег Тарди, тромбонист Джошуа Роузман, пианист Юри Кэйн, басист Джеймс Джинус и барабанщик Джои Барон. Альбом состоит из девяти оригинальных композиций Дугласа и четырех пьес пианистки Мэри-Лу Уильямс, которой посвящен этот альбом.
37-летний Дуглас - один из ведущих музыкантов т.н. downtown-авангарда, развивающегося в Нью-Йорке экспериментального направления нового джаза и новой импровизационной музыки. Пожалуй, он один из наиболее удачливых и популярных музыкантов этого направления. Продолжая оставаться одним из участников таких, например, радикальных проектов, как Masada саксофониста Джона Зорна, Дуглас уверенно шагает и к более широкому признанию, нежели только довольно узкий круг знатоков и ценителей авангарда.
Дуглас вовсе не "человек ниоткуда": он играл в ансамблях таких разных музыкантов, как пианист Хорас Силвер и саксофонист Джон Зорн, начиная с 1987 г., а с 1993 записывался как лидер. Однако решающим для него стал 1999 г. Он получил Нью-йоркскую джазовую премию как "джазовый музыкант года", такое же звание от журнала Jazz Times, а от журнала DownBeat - звание "музыканта, заслуживающего более широкого признания". И именно в 99-м он подписал свой первый контракт с крупной фирмой - RCA; контракт рассчитан на выпуск четырех альбомов. Первый из них и есть "Soul On Soul".
Ниже - текст интервью, которое Дуглас дал нью-йоркскому журналисту Джеффри Хаймсу (JazzE.com news).

Почему ты перешел на мэйджор-лэйбл?
Дэйв Дуглас- У меня были отличные отношения с независимыми лейблами. Они давали мне делать ту музыку, которую я хотел делать, но одно было ужасно - что мои пластинки трудно было найти в продаже. Я и теперь делаю ту музыку, которую хочу делать. Я сам продюсирую свои альбомы. Единственное - они будут более доступны для публики... Я со своим секстетом постоянно делаю записи, каждая из которых призвана отдать дань уважения джазовым гигантам прошлого. Альбом 95-го года "In Our Lifetime" был посвящено Букер Литтлу, "Stargazer" 97-го - Уэйну Шортеру; новый альбом посвящен Мэри Лу Уильямс. 
Очень интересно входить в резонанс с этими композиторами. Вот как я это делаю: достаю все записи музыканта, какие могу найти, и полностью исследую его музыку. Я по слуху расписываю на ноты массу их музыки, чтобы посмотреть, какие элементы они используют, какие - нет. И, когда я пишу собственные композиции для альбома, я держу в голове, что такие элементы могут быть, а другие - нет.
Например, самая первая тема альбома - "Blue Heaven" - использует такую же последовательность аккордов, какую Мэри-Лу использовала, играя старую песню "My Blue Heaven". Я использовал эту последовательность и создал что-то новое, но вполне в ее духе. Еще пример: ее "Waltz Boogie" было, наверное, первым буги-вуги, написанным в размере трех четвертей. Но она играла это как соло на фортепиано. Мы же решили сделать более открытую форму - у нас в этой теме играет соло барабарнщик Джои Барон, так что дух пьесы изменился.
Надо отметить, что альбомы Дугласа не перестали выходить на независимых лейблах: только что вышел альбом "Leap of Faith" на лейбле Arabesque, где он записан в квартете (Джеймс Джинус, барабанщик Бен Перовски и саксофонист Крис Поттер). Этот альбом выдержан в духе покойного трубача Лестера Боуи - от комедии до катарсиса в танцевальных ритмах .Вот что говорит о Боуи Дуглас:
Дэйв Дуглас
- Лестер был очень значительной фигурой для американской музыки. Правда, его, наверное, не воспринимали настолько серьезно, насколько надо было бы - из-за его юмора. Он был одним из первых, кто использовал нетрадиционные звуки трубы, а кроме того, он исполнял музыку очень театрализованно, визуализованно. Наверное, самое важное, что он сделал - он размыл грани между "высоким" и "низким" в искусстве, и это повлияло почти на каждого музыканта, кто появился после него. На меня это точно повлияло.
Проекты Дугласа очень разнообразны. В мае независимый лейбл Hat Art Records переиздает "Constellations", второй альбом возглавляемого Дугласом Tiny Bell Trio (с гитаристом Брэдом Шепиком и барабанщиком Джимом Блэком), которое сам Дэйв называет ансамблем "джаз-Балкан-импровизации". Примерно в это же время компания GM Records переиздаст "Today, This Moment" ансамбля Mosaic Sextet, в котором Дуглас участвовал в конце 80-х гг. А в июне на фестивале JVC в Нью-Йорке он представит новый нонет (ансамбль из девяти музыкантов) под называнием Witness, в составе которого будут труба, саксофон, тромбон, скрипка. виолончель, бас, вибрафон, барабаны и электронные клавишные. На октябрь запланирован выход на RCA второго из четырех контрактных альбомов, названия у которого пока нет, но записывать его будет Charms of the Night Sky - квартет Дугласа с участием скрипача Марка Фелдмана, басиста Грега Кэна и аккордеониста Гая Клусевсека. Как ему удается сочетать столь разные проекты?
- Мне нравится играть со множеством разных музыкантов. Это дает мне, как композитору, толчок к тому, чтоб по-разному писать. Не знаю, зачем бы было нужно выпускать столько записей, если бы они все звучали одинаково. Но я выпускаю их, потому что каждая из этих записей - отдельный, особый взгляд на мир.
Я начал свою музыкальную карьеру с желанием все, что можно, собрать в один проект, но обнаружил ,что это невозможно, потому что всего слишком много. Другие музыканты подробно развивают что-то одно, я уважаю это и восхищаюсь этим. Но я - личность многозадачная. И я легко теряю удовлетворенность. Если я нахожу решение одной проблемы, то на следующий день появляется еще одна проблема, которую надо решать.
Вот так собираешь группу и пытаешься объединить в ней свои идеи, но не все они срабатывают. Ты собираешь еще одну группу, чтобы несработавшие идеи попробовать реализовать там. И все равно что-то остается упущенным, так что приходится собирать еще одну группу. И так далее...

На первую страницу номера