ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #8
Джаз - смазка демократии?
Алексеq КозловВ понедельник "Музыкальной гостиную" Алексея Козлова в клубе "Форте" заполнили нестареющие поклонники "Арсенала", любители джаза, а также необычная для клуба публика - сравнительно новые русские: редакция журнала "Советник" (есть, оказывается, и такой),факультет прикладной политологии ВШЭ (высшая школа экономики, я думаю, а вы что подумали?) во главе с деканом и консалтинговая группа "ИМИДЖ-Контакт". Нет, это было не спецобслуживание по случаю юбилея ВШЭ; и говорили (по крайней мере, вслух) не о том, как причесывать политиков и воздействовать на масс-медиа. А вроде бы - о джазе. Само мероприятие тоже называлось весьма экстравагантно - "Jazz &PR" и больше было похоже на заседание кафедры в каком-нибудь вузе (на фуршет с красным вином предусмотрительно пригласили уже потом и в отдельную от музыки залу).
Слушали два доклада - самого г-на Козлова, не только музыканта, но и в прошлом - теоретика дизайна, а также профессионального любителя джаза - писателя Кабакова.
Доклад Козлова состоял из двух частей: сначала он изложил свою типологию культуры, которую представил в виде равностороннего треугольника:
И как-то над ними помещаются еще субкультура и авангард.
Джаз, по мнению докладчика, плавно перемещается из одного в другое и даже в третье. Причем главным дифференцирующим признаком служит наличие "содержания". У культуры есть содержание, у массовой культуры его нет. Согласно Козлову, можно представить себе государство (докладчика потом поправили - не государство, а общество) без настоящей культуры, а только - с массовой (как наше теперешнее), и - наоборот - без массовой, как мусульманские страны. Маэстро возразили, и он согласился, что забыл: кроме поп-культуры, есть еще культура популярная ( правда, на взгляд автора этих строк, так и не произнес главного - к последней относится в массе своей и джаз).
Далее Козлов классифицировал. Во-первых, людей, пишущих о джазе, а во-вторых - нас, людей джаза. По типам: профессионалы - те, для кого джаз - средство, а не цель (вроде "стиляг" 50-х), менеджеры и т.п. и, наконец, не музыканты, а знатоки-ценители "из своих". Представитель последнего типа, согласно А.Козлову, и был приглашен им в качестве содокладчика. Называя друг друга по имени-отчеству (я впервые узнал, что у Кабакова оно тоже есть и тоже- на "А".) они обменялись мнениями. Причем во многом они друг с другом не совпадали: Козлов сделав вывод, что у нас в масс-медиа заправляет только первоначальный капитал, подверг критике положение дел в наших масс-медиа (попутно классифицировав и пишущих о джазе) и шоу-бинесе. У настоящей культуры денег нет и - прозрачный намек - пиарщики должны помогать выбивать их у государства. На что А.А. Кабаков (вполне резонно, на наш взгляд) возразил, что - лучше у государства денег не брать. Оно обязательно попросит их отработать, и еще не известно, каким образом.
Вторая часть доклада Алексея Козлова представляла собой беглый обзор истории американского джаза. Но писатель Кабаков придал его сообщению местный колорит, прочтя отрывок из своей повести о "комсомольско-молодежных кафе". И уточнил, что джаз в те 60-е годы привлекал не сам по себе. а служил, как сказали бы социологи, наряду с другими атрибутами - средством социальной идентификации.
В общем, подытожил г-н Декан, джаз - это "закрытое сообщество, ставящее своей целью преобразование общества и им преследуемое".
Ну и ладно, "хоть горшком назови".
Надо признаться, однако, я представлял себе пиарщиков совсем другими - не то, чтобы этакими разбитными прагматиками, а... нет, не могу подобрать нужного определения. В общем, мне казалось, что они могут мыслить гораздо целенаправленнее и "глобальнее". Может, дело в том, что о джазе в общем и целом они имеют не менее смутное представление, чем та элита, чьи заказы они выполняют, и "народ", с которым и они и их заказчики работают. Никто не развил предложенную организаторами вечера/встречи/заседания формулу - мол, общее у джаза и PR - то, что и то и другое приводят к гармонии социальную и внутриличностную коммуникацию. А что, неплохо звучит?
Но до этого так и не добрались. Даже когда зашла речь о культурологе Маршале Маклюэне, никто так и не вспомнил, что именно он первым воспользовался джазовой терминологией, подразделяя массовые коммуникации на Hot ("горячие") и Cool - соответственно - "холодные". 
Странно, что ни разу не всплыло имя президента Клинтона, которому - как Льву Толстому -подают пахать (пардон, импровизировать), ни госдеповскую доктрину "джазменов - послов доброй воли", ни - наоборот - оперу Дэйва Брубека "Настоящие послы".
Зато на фразу маэстро Козлова "Джаз - PR-инструмент свободного общества" ответили другой, вроде бы принадлежащей Индире Ганди: "PR- смазка демократии". Из чего следовала далеко идущая аналогия: джаз - тоже такая же смазка. А совсем и не центр социальной консолидации и даже не стимул сотворчества с аудиторией (А.Кабаков). Но тоже, наверное, неплохо, если учесть переносное значение космополитического слова schmalz и - наоборот - русский глагол "подмазать".
Ну да ладно. В том, что такие контакты приносят несомненную пользу - как и вообще вся общественная деятельность Алексея Козлова - сомневаться не приходится. Они помогают открывать перед джазом, говоря словами PR, новые социальные горизонты.

Дмитрий Ухов

На первую страницу номера