ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 9 (67) - 22 марта 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Что есть основная форма бытования джаза? Клубы, концерты, фестивали или пластинки? Или так сформулируем: когда мы слышим настоящий джаз - когда музыкант играет в полутемной студии перед тремя своими музыкантами и двумя людьми за пультом, чувствуя дискомфорт из-за хрипящих наушников и неудобного стула (или, наоборот, чувствуя значительный комфорт - зависит от студии, времени года и массы других причин), а мы потом слушаем записанные звуки, не видя его, не чувствуя "обстоятельств времени и места"? Или когда мы сидим в заполненном клубами ароматного (для некурящих вариант - отвратительного) табачного дыма небольшом помещении в компании двадцати, пятидесяти, ста таких же посетителей, которые разговаривают, пьют, иногда даже едят, а в конце соло относительно дружно поворачиваются к сцене и, торопливо проглатывая недопрожеванную свиную рульку, нестройно аплодируют и, освободив полость рта, одобрительно что-то восклицают? Или когда в концертном зале, опять-таки полутемном, те же (как правило) люди, только в несколько большем количестве (обычно все-таки больше ста), сидят смирно, почти не шевелясь, и - если дело происходит в Москве, а не в каком-нибудь другом городе - не улыбаясь и не выказывая ничем своего сопереживания происходящему на сцене, а в антракте идут в фойе пить разбавленный водопроводной водой спрайт и есть бутерброды, цена которых заставляет предположить, что их несколько раз обвезли вокруг территории РФ на самолете? Или же на фестивале, что в России (за исключением редких в провинции и представленных в Москве в единственном числе мероприятий под открытым небом) почти всегда выглядит так же, как и "просто" концерт, только на сцене за вечер успевает смениться впятеро больше музыкантов? Не дает ответа. Вероятнее всего, ситуация здесь все еще та же, что и с жизнью на Марсе: ответ науке неизвестен. Скорее всего, это четыре ипостаси одного и того же явления, и не познав всех четырех - невозможно приблизиться к пониманию явления в целом. А может, наоборот: если каким-то чудом умудриться сравнить степень понимания джаза у всех, кто его слушает, то вдруг окажется, что лучше всего его понимает восемнадцатилетний Вася в городе Заборове, который бесконечно слушает на кассетнике Sanyo единственную кассету с надписью шариковой ручкой "Mails Deivis - Kind оф Blu". Бог его знает. Главное - стремиться. Как справедливо заметил большой защитник чести советского джаза А.Б.Градский (почему защитник - см. рассказ Юрия Маркина): "И сказал начальник нашей главной партии: главное - искать, а вовсе не найти!" Процесс чаще всего куда важнее результата, тем более в таком неопределенном и зыбком виде искусства, как джаз. И еще одна цитата - на этот раз из самой солнечной книги А. и Б. Стругацких: "Познание бесконечности требует бесконечного времени... А потому работай, не работай - все едино!". Вооруженные этой вдохновляющей теорией, мы переходим к делу.
Как это было
в Москве
Редакция, честно сказать, не ожидала, что скромный материал Владимира Мощенко, опубликованный в #8, вызовет такую лавину читательских откликов. Почему редакция не ожидала? Потому что не была на концерте памяти Исаака Дунаевского в зале им. Чайковского, прошедшем еще в феврале. Получив материал г-на Мощенко об этом концерте, мы просто с удовольствием его опубликовали.
И тут читателей прорвало. Статья послужила поводом к крупному скандалу в форуме "Разговоры о джазе". Один из читателей прямо упрекает г-на Мощенко, мягко говоря, в неточности (а редакцию - в потворствовании малокомпетентному автору). Цитируем часть послания читателя Funt:
"...Читаю (материал г-на Мощенко - ред.) дальше: "...Вот почему Зал Чайковского был переполнен." ...Еле брови со лба соскреб от удивления. Народ из зала повалил через пятнадцать-двадцать минут после начала концерта, в общем, сразу, как только сам Олег Лундстрем ушел, сыграв только одно произведение. Его понять можно - человек в годах. О том, что после перерыва осталась треть от тех, кто был (а если до антракта еще было ползала - хорошо), я надеюсь, вы сами догадались. Далее : " ...убедителен был Сергей Манукян, дуэт с которым составила Ирина Томаева." Г-жа Томаева вступить смогла только раза с восьмого. По залу уже тихий гул пошел, а голова Манукяна, я думал, отвалится - так он активно кивал, делая знак Томаевой, что вступать-то надо... "Открытием концерта стал артист театра "Летучая мышь" баритон Александр Маракулин". "Открытие" пару раз таких "петухов" дало, что и глухие передернулись. Напоследок остается лишь добавить, что публика осталась недовольна, громко вопрошая из зала г-на Баташева "Когда джаз будет ? Музыку давай!" В угоду этой ненасытной аудитории пришлось даже отменить показ одного киноролика. Вот "таким был этот концерт, еще раз доказавший, что песня Дунаевского нам жить и любить помогает. Еще как помогает!" Г-да редакторы, гнать пинками авторов таких строк надо с вашего сайта, пока "слава" не разлетелась далеко. Я ничего не имею против Дунаевского, а тем более против Олега Лундстрема и его оркестра. Кстати, я только из-за Лундстрема пришел на этот концерт. Но надо было афишу видеть: здоровенными буквами написано "Исаак Дунаевский", и мелко приписано "и его время"... Люди не фильмы смотреть и не рассказы слушать туда пришли , а МУЗЫКУ Дунаевского и в исполнении оркестра Олега Лундстрема слушать..."
Такое вот мнение. И ладно бы - одно! Буквально через пару дней мы получили уже целую статью-опровержение - от читателей, не от гг. профессиональных авторов. Поскольку а) читателям виднее - мы-то на концерте не были; б) мы поощряем плюрализьм и т.п.; в) мы сами побуждаем читателей становиться отчасти писателями, то есть присылать нам собственные материалы. Итак, по поводу многострадального концерта-юбилея Дунаевского - наша читательница Галина Облезова...>>>>
Н-да... Похоже, мы и впрямь несколько просчитались с материалом г-на Мощенко: зная, что он много работал как джазовый публицист (и что его много публиковало, например, наше братское издание - "Джаз-квадрат"), мы не стали перепроверять изложенные им факты. Но, впрочем, разве мы обычно не доверяем нашим авторам? Разве мы звоним или пишем кому-то с просьбой подтвердить, правду ли написал автор? Да ни в жизнь. Не бывает такого. Мы всегда уверены, что автор достаточно компетентен и непредвзят. Значит, на этот раз мы ошиблись в авторе, вот и все. Жаль.

Феликс Лахути16 марта в клубе "Birdland" скромно и без особой помпы праздновал свой день рождения скрипач Феликс Лахути. Точнее сказать, даже не праздновал, а просто играл программу "Oriental Moods" из нового, еще не вышедшего альбома в составе джаз-квартета бас-гитариста Александра Ростоцкого.
Уютная обстановка небольшого зала, двадцать внимательных, увлеченный качественным саундом слушателей, отлично подготовленная двухчасовая программа (правда, с перерывом) - вот, видимо, все, что надо джазмену, дабы отметить свой очередной день рождения. В этом ему также помогали клавишник Юрий Погиба, барабанщик Дмитрий Власенко и вышеупомянутый Алекс Ростоцкий.
Появившийся на джазовой сцене сравнительно недавно, всего года четыре назад, но уже успевший и "в попсу сходить" (вспомним клип "Браво", где он играет коротенькое соло), скрипач демонстрировал на своей электроскрипке всякие звуковые чудеса, да и вообще играл здорово.
Не было громких слов, задушевных разговоров о джазе и сердечных поздравлений, зато было много музыки - собственно, чего все и ждали. Поэтому рассказывать не о чем, кроме как о собственном восхищении. Музыканты исполнили несколько длинных композиций, в которых чувствовалась попытка (и удачная!) объединить восточную культуру - арабские, индийские и китайские мотивы - в джазе. Насколько им это удалось, судили зрители, выражая свое искреннее одобрение частыми аплодисментами. В середине вечера квартет сыграл русскую тему Александра Ростоцкого, представленную зрителям как "Кривичи, или славянское племя, которое жило на Волге".
В благодарности слушателей сомневаться не приходилось. Даже заключительные слова Ростоцкого: "На этом все..." - воспринимались как шутка. Казалось бы, ансамбль еще слушать да слушать, поэтому присутствующие не преминули воспользоваться правом всех зрителей и вызвали музыкантов на бис. Конечно, отказать маленькой, но восторженной аудитории было невозможно, поэтому коллектив исполнил еще одну композицию, теперь уже заключительную. На этом действительно все!

Галина Козорезова

Как это было
в Нью-Йорке
Пока в Москве лениво сыплется легкий снег и столь же лениво подтаивают мощные сугробы, столица мирового джаза живет уже по весенним правилам - температура 10-15 градусов тепла и общее оживление... Впрочем, бывают ли в джазовой жизни Нью-Йорка периоды БЕЗ оживления? Разве что август... Во всяком случае, очередная порция сводок с передовой развития импровизационной музыки от нашего собственного корреспондента в Нью-Йорке Ивана Шокина позволяет заключить, что жизнь там бурлит вовсю...>>>>

Начиная с сегодняшнего выпуска, мы приступаем к сотрудничеству с еще одним очень интересным автором, живущим в Нью-Йорке. Этот человек когда-то был руководителем одного из лучших и наиболее популярных джазовых составов б. СССР - ансамбля "Аллегро", в котором играли такие звезды, как Бутман, Гурбелошвили, Двоскин... да. пожалуй, перечисление может оказаться длинноватым! Короче, это - пианист и композитор Николай Левиновский, живущий ныне в Нью-Йорке. Интересующимся его творческим путем можем порекомендовать его персональную страницу на нашем сервере, мы же обращаемся к его имени совсем за другим. На протяжении нескольких лет Левиновский вел джазовую рубрику в нью-йоркской русскоязычной газете "Новое русское слово". И, хотя сейчас его рубрика в "НРС" больше не выходит, мы сочли, что познакомиться с его исследованиями нью-йоркской джазовой жизни конца 90-х нашим читателям может оказаться весьма интересно и полезно. Естественно, с момента публикации первых его материалов в "НРС" прошло уже три с половиной года, так что некоторая фактография может оказаться уже, используя английское слово, outdated; но тенденции-то, тенденции - они никуда не девались! Тем более что Николай Левиновский пообещал нам, что со временем, если читателям окажутся интересны его материалы, он время от времени будет писать специально для нас (и нашего братского издания "Джаз-квадрат") и новые тексты, восполняя таким образом некоторый дефицит материалов о современном нью-йоркском джазовом мэйнстриме. Итак, первый материал - сегодня; в 1996-м он как раз открывал новую рубрику "Мир джаза" в "Новом русском слове"...>>>>

Говорите,
вас слушают
Давид СанчесСегодня мы слушаем музыканта относительно молодого - ему в этом году исполняется 32 - но уже хорошо известного и даже, в некотором смысле, модного. Он - из числа молодых саксофонистов, пришедших на широкую джазовую сцену в начале 90-х и в значительной степени и составивших собой джазовое поколение 90-х. Причем - в этом его своеобразие - он не американского, а пуэрториканского происхождения и, соответственно, вносит в свою игру много элементов музыки своей родной страны. И еще одно очень положительное его качество: в отличие от столь многих музыкантов своего поколения, он умеет играть не только громко и напористо, не только быть все время в состоянии неконтролируемой музыкальной истерики. Он весьма тонок, изобретателен и изыскан в своей игре. Иначе бы его не приглашали для записи такие звезды, как Артуро Сандоваль, Рой Харгроув, "Мингус биг-бэнд", Том Харрел, Рой Хэйнз, Кенни Баррон... Короче говоря, это - саксофонист Давид Санчес. Именно Давид - так он сам произносит свое имя...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
Как мы и обещали в предыдущем выпуске, сегодня мы второй раз обращаемся к теме прошедшего в Дзержинске Нижегородской области детского фестиваля "Пусть всегда будет джаз!". На этот раз о фестивале со своей точки зрения рассказывает его ведущий - екатеринбуржец Валентин Морозов...>>>>
Что намечается:
московские анонсы
5 апреля в концертном зале им. Чайковского состоится концерт биг-бэнда Игоря Бутмана. Солист - Сергей Мазаев. Начало концерта в 19.00. Справки по телефону 305-1693 (Фаина Антонова, директор биг-бэнда Игоря Бутмана).

Шестого апреля в Центральном Доме кинематографистов пройдет концерт "Джаз из России", организованный уфимским саксофонистом Олегом Киреевым, с недавних пор работающим в столице. Концерт будет состоять из двух отделений: в первом Олег будет играть с фьюжн-группой V.I.P. (Алексей Сысоев - клавишные, Олег Осенков - бас, Игорь Игнатов - барабаны), во втором - с проектом пианиста Андрея Разина "Второе приближение". Олег недавно начал сотрудничать с "ВП", но единственный пока совместный концерт в Доме композиторов показал значительный потенциал этого сотрудничества. В составе "Приближения" сейчас трое: сам Разин, певица Татьяна Комова и басист Игорь Иванушкин. Дом кинематографистов находится на Большой Васильевской улице (недалеко от метро "Белорусская-кольцевая"), начало - 18.30.

Кстати, Олег с того же вечера - 6 апреля - запускает цикл джазовых вечеров "Олег Киреев приглашает друзей" в московском клубе "Art-Garbage/Запасник". В первый вечер он выступит там сам с трио гитариста Алексея Кузнецова (Игорь Кондур - контрабас и Эдуард Зизак - ударные). Следующие вечера цикла в апреле: 13.04 - трубач Владимир Галактионов (в сопровождении трио гитариста Константина Серова), 20.04 - альт-саксофонист Александр Осейчук и его "Зеленая Волна", 27.04 - вокалист и клавишник Сергей Манукян (Олег примет участие в этом концерте вместе с барабанщиком Вано Авалиани). Концерты в этом клубе начинаются в 22.00, адрес - Старосадский пер., 5 (метро "Китай-город").

27 марта в "Гостиной Алексея Козлова" в клубе "Форте" будет вечер с выступлением дуэта под названием "Шафран", состоящего, по определению самого Алексея Семеновича, "из наших, российских индусов - Виталия Быкова, играющего на ситаре, и Сергея Мардояна - на табла и других подобных инструментах." Во втором отделении вечера будет "Арс Нова Трио" Алексея Козлова, возможен также джем с "индусами".

Чтение
Чет БейкерСегодня мы вновь воспроизводим текст, впервые опубликованный не нами - впрочем, именно для этого и существует рубрика "Чтение". В отличие от многих других материалов этой рубрики, этот был напечатан недавно - всего несколько недель назад. Мы с гордостью представляем вам одного из лучших московских музыкальных журналистов - одного из тех, кто никогда не пятнал себя коммерческим сотрудничеством с "акулками" новорусского шоу-бизнеса. Итак, Артем Липатов из еженедельника "Алфавит" рассказывает об одном из самых культовых джазовых музыкантов всех времен - трубаче по имени Чет Бейкер...>>>> 
Мнения
Сегодня мы публикуем весьма необычный для нашего журнала документ - донос. Кто скажет, что в истории джаза в России было мало доносов? Никто этого не скажет, потому что все мы живем (или жили) в родном Отечестве и хорошо себе представляем важность роли этого немудрящего жанра в отечественной истории. Больше того, те, кто работал в советское время в средствах массовой информации, знают, что доносы (точнее, копии посланного в ЦК, КГБ, КНК, ОБХСС и т.п.) поступали туда пачками, тоннами и километрами и что писали их вовсе не обязательно патологические типы. Тем интереснее узнать, что жанр продолжает, пусть и не так кустисто и колосисто, существовать и сейчас и что в "нашем дружном джазовом сообществе" и сейчас есть любители накатать телегу куда следует. Тем парадоксальнее публикуемый текст, что он не направлен "против буржуазной заразы джаза" - наоборот, написан он (буквально пару недель назад) от лица людей, называющих себя поклонниками или, вернее, коллекционерами джаза, и направлен на то, чтобы упорядочить и всемерно улучшить положение джаза на "Радио России"! Но вот какими средствами?..>>>>
А в это время
за бугром...
Джим Галлоуэй21 марта в Торонто было объявлено об отмене одного из двух крупнейших в Канаде джазовых фестивалей - Du Maurier Toronto Jazz Festival. Это связано с тем, что в Канаде только что принят законодательный акт, ограничивающий участие табачных компаний в спонсировании культурных мероприятий. А фестиваль в Торонто, который проходит в этом крупнейшем городе Канады каждое лето в течение 10 дней, с самого начала своего существования (1987) почти полностью финансируется компанией Imperial Tobacco Ltd., выпускающей популярные в Канаде сигареты Du Maurier. По новому закону Du Maurier должны будут ограничить свое участие в финансировании фестиваля с одного миллиона до 250 тысяч канадских долларов (т.е. с 680 до 170 тысяч долларов США), а найти замену столь крупной сумме в не очень большой срок оказалось невозможным. Арт-директор фестиваля Джим Галлоуэй заявил журналистам, что "заявление об отмене фестиваля сделано уже без всякой надежды на изменение ситуации". "Если бы тут летал ангел," продолжал Галлоуэй, "ему остается примерно неделя, чтобы объявиться у нас в офисе с миллионом долларов". Продюсер фестиваля Патрик Тейлор добавил, что о грозящих переменах в законодательстве было известно заранее, но два года интенсивной работы с возможными спонсорами не дали ничего. Полная стоимость фестиваля колеблется между полутора и двумя миллионами канадских долларов; между тем, кроме остающейся четверти миллиона от табачной компании, все остальные спонсорские вливания не достигают и трехсот тысяч канадских долларов.
Организаторы заявляют, что не могут избрать путь проведения фестиваля в "экономичном" - урезанном - виде. "На протяжении тринадцати лет мы устанавливали высокий стандарт проведения фестиваля, соответствия которому люди вправе ждать и в этот раз, так что нет никакого смысла проводить в этом году ухудшенный вариант фестиваля", подчеркнул Тейлор.
Подробности: www.tojazz.com

Артуро СандовальВ начале марта в Майами (Флорида) телекомпания HBO начала производство биографического фильма о живущем ныне в США кубинском трубаче Артуро Сандовале. Фильм будет называться "Гаванский ноктюрн". В роли Артуро - кубинско-американский актер Энди Гарсия. Съемки будут проходить в южной Флориде и на острове Пуэрто-Рико (который, видимо, будет играть роль Кубы). Известно, что Гарсия уже брал уроки игры на трубе у самого Сандоваля, чтобы выглядеть на экране как профессиональный трубач. Фильм будет посвящен истории восхождения Артуро к славе и его трениям с кубинскими властями, из-за которых он в 1990 г. бросил свой процветающий (и всемирно знаменитый) ансамбль Irakere и во время гастролей в Испании попросил убежища в посольстве США. Правда, неизвестно, будет ли отражена в фильме пятилетняя битва Сандоваля за гражданство США, в котором ему неизменно отказывали вплоть до 1998 г. на том основании, что он в свое время был членом Компартии Кубы (хотя общеизвестно, что невозможно было получить разрешение на гастроли вне Кубы, не став членом коммунистической партии).

Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 28 марта)
  • "Turbulent Flow" - Mark Shim, Blue Note
  • "Unsung Heroes" - Tierney Sutton, Telarc Jazz
Переиздания
(в продаже с 28 марта)
  • "Blue '70s" - Various Artists, Blue Note
  • "Steeping Into Tomorrow" - Donald Byrd, Blue Note
  • "Heart String" - Earl Klugh, Blue Note
  • "Nouveau Flamenco" - Ottmar Liebert, Higher Octave (five bonus tracks)
  • "Love Songs" - Najee, Blue Note
  • "Live at the Lighthouse" - Three Sounds, Blue Note (eight bonus tracks)
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Артем Липатов,
Николай Левиновский,
Иван Шокин
Галина Облезова, Валентин Морозов,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Down Beat,
Billboard Online
Reuters

Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!