ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #10
Сегодняшние мысли о завтрашнем джазе
Оказывается, в Беларуси есть свой детский джазовый конкурс, только широкая музыкальная общественность об этом ничего не знает. А он - IV-й открытый конкурс эстрадной и джазовой музыки "Я играю джаз" - камерно завершился в Минске 25 марта, зародив немало мыслей и мыслишек. Даже чувств - сюда можно отнести благодарность организатору конкурса Василию Конозу, большому энтузиасту, а также руководителю оркестра Дворца молодежи.
Но это светлое чувство тут же заглушается циничной мыслью: нужно бы все сделать по-другому. То есть, идея замечательна и такой конкурс необходим в любом виде, но... Вот, например, подбор участников - явно бессистемный в настоящем варианте - должен быть более требовательным. А то, конечно, полезно тренировать в себе гуманные чувства к детям, но радоваться редкой чистой ноте, изданной их инструментами, - напряжение какое, да и очень все это смахивает на самодеятельность. Отношение учащихся академических музыкальных заведений к джазовому искусству вырисовывается обидное.
Надо бы посадить на сцену грамотную ритм-группу - для создания правдоподобного джазового контекста. А сможет или не сможет солист в нем органично существовать - вот вам и критерий. Аккомпанирующий же состав прошедшего конкурса невольно провоцировал участников на постоянную борьбу с неподъемным ритмо-гармоническим грузом.
Любят ли белорусские дети и подростки джаз? Трудно сказать: как можно любить то, чего не знаешь? Мыслишка: особенно мало любят эту непростую музыку белорусские девочки, похоже, не представляющие, что за синкопы они старательно выигрывают в своих "сборных" пьесах (то есть, пьесах, разученных по общественным сборникам джазовых композиций).
Но это не их вина (хотя кое-что могло бы исправить усердное слушание музыки): ну не преподают детям в Беларуси джаз! Если в Москве отметили 25-летие джазового образования, то у нас его еще и не начинали - отдельные преподаватели-энтузиасты общей картины не меняют.
Зато выявилась плодовитая джазовая династия: на конкурсе в нескольких номинациях лауреатами стали братья Михновичи - достойные сыновья своих отцов. Звук трубы Дмитрия - безусловное продолжение отцовского музыкального призыва (отец Вячеслав Михнович - трубач, дирижер, руководитель эстрадного оркестра минского музыкального училища), а Володя (сын барановичского саксофониста Владимира Михновича) и вовсе - будущий мультиинструменталист. Пока он продемонстрировал, на что способен в джазе с саксофоном и за роялем, а дальше... Дальше - все Михновичи соберутся вместе и сыграют квинтетом (в Барановичах у Владимира есть еще один сын-саксофонист Руслан Михнович). Надо бы заглянуть в Книгу рекордов Гиннеса... (Есть еще семейство Марсалисов, отец и сыновья: трубач, саксофонист, тромбонист и младшенький-барабанщик - ред.)
Ценные призы, общественный резонанс - для детей такой же мощный стимул к участию в подобном конкурсе, как и для взрослых. Но ничего этого нет - то есть, нет на это дела. Наше джазовое "завтра" пока (будем надеяться) предоставлено самому себе. Опасная ситуация: практика показывает, что без активного вмешательства со стороны ничего может и не измениться. Но где же искать того доброго бородатого дядю, который выложит пухлую пачку денег и решительно скажет: "Детям!"?
(От редактора, тихо и печально: и в самом деле - ГДЕ?)

Анна Аладова, "Jazz-квадрат" - 
специально для "Полного джаза"

На первую страницу номера