502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #10
Валерий Киселев: зачем в джазе кларнет
Евгений Печников и Валерий Киселев24 марта в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки состоялся вечер "Кларнет в джазе". Тема вечера имеет свою длинную и драматическую историю. Поначалу среди лидеров в джазе было много кларнетистов, заметную роль они играли и в биг-бэндах. И в тридцатые годы одним из лидеров в мировом джазе был Бенни Гудмен, знаменитый кларнетист... Но в сороковые-пятидесятые годы кларнет ушел на второй план. Фактически исчез из джаза как за границей, так и у нас. Часть кларнетистов, которые блистали на сцене, стали саксофонистами. В том числе и небезызвестный Александр Осейчук.
Теперь вновь возрождаются многие направления, и кларнет занимает свое достойное место. И, как кажется многим, сегодня в России одним из лучших мастеров джазового кларнета можно назвать Валерия Киселева, который играл во многих ансамблях, в том числе в оркестре Олега Лундстрема. За годы его присутствия на джазовой сцене очень повысилась планка исполнителя-виртуоза. Поэтому музыкант стал не просто тем, кто обладает техникой игры, будь то саксофон, гобой или английские рожки, а умельцем - мастером играть необычайно выразительно, с точными интонациями, четкими группировками и движениями в музыке. По-видимому, Валерий Киселев достиг определенных высот в джазовом искусстве, ведь его талант признан. Напомню, что он играет различную музыку. Не остался без внимания ценителей джаза и прекрасный дуэт Валерия Киселева и пианиста Евгения Печникова, который нашел себя еще и как саксофонист. В паре они играют разные программы, в том числе и джазовую классику.
Итак, вернусь к самому концерту, целью которого было не просто представить зрителям очередную программу, а еще и помочь разобраться: какова же истинная роль кларнета в джазе? В этом нам помогали (помимо уже упомянутого мной кларнетиста Валерия Киселева) пианист Лев Кушнир, контрабасист Игорь Кондур, барабанщик Федор Андреев и самый маститый в коллективе джазмен, гитарист Алексей Кузнецов - все это вместе джаз-ансамбль "Аккорд", титулованный коллектив, выступавший на многих международных фестивалях. 
Выступлению предшествовала длинная речь: сам Киселев поблагодарил всех гостей, которые пришли в зал. А благодарить было кого: свободных мест в Музее музыкальной культуры не было, так что кому-то пришлось сидеть на принесенных из-за сцены стульях. Как видим, аншлаги бывают не только на выступлениях поп-звезд. "Это совершенно неожиданно. Я рассчитывал максимум на два ряда!" - поделился со зрителями искренне удивленный кларнетист. И добавил: "Вторая неожиданность - это то, что вместо инструмента я взял в руки микрофон". Небольшое познавательное "вокальное" выступление Валерия Киселева позволило поклонникам джазовой музыки узнать точку зрения мастера на роль кларнетиста в джазе, что называется, из первых уст. "Я делю всех кларнетистов на две категории: первая категория - те, кто играли Моцарта и Вебера, вторая - кларнетисты "от саксофона". Вот между этими двумя категориями большая разница, потому что - если не вдаваться в подробности - саксофон подразумевает более свободную постановку", - рассказал нам своего рода "виновник торжества". И напомнил известную байку-фразу: "У этого трубача отвратительный слух. Из него выйдет хороший джазовый музыкант". Звучит как наставление молодым виртуозам, еще не нашедшим себя в каком-то определенном музыкальном жанре. 
В начале коллектив сыграл две пьесы Дюка Эллингтона, которые были аранжированы Киселевым. Первая композиция - сюита "Эхо Гарлема", из которой были сыграны две первые части. Далее кларнетист представил нам еще один инструмент - бас-кларнет (существует еще и кларнет-пикколо, альтовый кларнет и т.п.). В середине программы зрители услышали известную тему "It's All Right With Me" ("Со мной все в порядке"). Влияние Бенни Гудмена было подчеркнуто сыгранной в заключение балладой Гордона "Goodbye", обычно исполнявшаяся великим кларнетистом в конце программы. Так символически закончился очередной тематический вечер в Музее музыкальной культуры, где регулярно проходят концерты самой разной музыки, и джаз в программах Музея занимает далеко не последнее место.

Галина Козорезова

На первую страницу номера