ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Обзор джазовой жизни Выпуск #7 - 2 декабря 1998

Настоящий сибирский праздник

Игорь Бутман     В последний день ноября в нашей сверхглубинке состоялся очередной джазовый праздник (а они бывают почти ежемесячно). Благодаря усилиям нашего местного, но довольно известного и за пределами местности, музыканта - басиста Асхата Сайфуллина - в Томск нынче залетела яркая звезда международного джаза - Игорь Бутман. Игорь уже не в первый раз музицирует в Томске. Но если в прошлые заезды он со своими американскими друзьями выступал в небольших клубных аудиториях, то теперь концерт состоялся во вместительном зале драматического театра, участвовали уже сибирские джазмены. Зал был полон, и ложи тоже "поблескивали".
    Из зауральских музыкантов прежде всего стоит назвать новосибирца, выдающегося мастера вибрафона Игоря Уварова. Как когда-то от вибрафона Леонида Гарина (он в 1968 году вместе с Виктором Прудовским тоже был у нас, в организованном тогда джаз-клубе), я получаю удовольствие от звучания "живьем" только уваровского вибрафона. Я рад, что он после длительного перерыва, связанного с болезнью, вновь вернулся на джазовую сцену и радует джазфэнов прозрачными, таинственными звуками, как может только он -  Уваров. Игорь и сам пишет музыку. Среди номеров концерта была его прелестная вещь - "В ожидании прекрасного".
    Ритм-группу составили два томских музыканта: уже упомянутый Асхат Сайфуллин (контрабас) и Евгений Миронов (рояль). На барабанах - новосибирец Владимир Кирпичев. Эта тройка джазменов составляет основу томского ансамбля "Hot Siberian Jazz". Название, конечно, с небольшой тенденцией, но они уже побывали на родине джаза, записали неплохой CD, и у них, я думаю, есть светлое будущее.
    А писать о главном госте... не хватает слов (их сказано немало на страницах "Джаза в России" или минского "Jazz-Квадрата"). Просто очередное потрясение нашей не очень искушенной и нечасто одариваемой такими выступлениями, но очень гостеприимной публики. Бутман бросал собравшихся то в жар, то в холод. Ну, к холоду-то мы привыкли, а вот от жаркой игры Игоря публика просто бесновалась, и храм Мельпомены будто слегка пошатывался. Для разогрева музыканты поведали о том, "как высоко луна". Затем - нежная уваровская "В ожидании прекрасного", после нее обрушился "Блюз усталого мужчины", где Бутман просто вынимал душу у слушателей и делал с нею, что хотел. И вдруг настроение сменилось его "Ностальгией", которую зал принял, затаив дыхание, настолько она была красива и отвечала чувству, помянутому в названии.
    Первое отделение закончилось утверждением Эллингтона, что "без свинга нет джаза". Публика опять разогрелась и ушла к буфетным стойкам обмениваться впечатлениями. Вторая часть концерта почти целиком была отдана музыке, которая пришла в джаз в начале 50-годов из Латинской Америки. Звуки босса-новы сотрясали стены зала и тела слушателей. Здесь Бутман выложил весь арсенал искусства владения своим инструментом. Играл длинные пассажи в качестве зачина к очередному номеру один, без сопровождения (что-то от Кешавана Маслака, который в одиночку может провести целый концерт, держа слушателей "в кайфе"). Затем вступали остальные музыканты. Но: вот здесь не всегда ощущалась единство и слитность на сцене. Нашей ритм-группе нелегко было поспеть за напором звуков, извергаемых из раструба саксофона. Маэстро часто оглядывался, ища надежную ритмическую опору себе, и показывал глазами, жестами, что если уж согласились играть со звездой, то держите, мол, уровень! Видно, не зря Бутман все же предпочитает в гастрольных поездках иметь более надежную ритм-секцию из-за океана и, чаще, людей с темной кожей. Но те ребята стоят немалых денег.
    Конечно, по окончании концерта просто так музыкантов не отпустили со сцены, и Бутман "на бис" вместе с сибирскими друзьями окончательно раздавил лавиной звуков всех находящихся в зале.
    Так что спасибо двум Игорям за эти минуты счастья в наше малопонятное и холодное время. Что до меня, то я бы получил, может быть, большее удовольствие, если бы на сцене были только два Игоря, да не обидятся мои томские друзья.

Валерий Рыбаков, Томск.

назад к обзору