ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #12
"Бирштонас 2000" - джазовое "сегодня" Литвы
Логотип фестиваляС 24 по 26 марта 2000 года в маленьком литовском курортном городке на берегу Нямунаса в 11-й раз проводился международный джазовый фестиваль "Бирштонас". Между тем от первого года проведения его отделяют отнюдь не 11 лет. "Бирштонас" - бьеннале, и в 2000 году праздновал свое 20-летие. На сегодня это старейший литовский джаз фестиваль.
Фестиваль в Бирштонасе может похвастаться (хотя он - абсолютно не хвастливое или амбициозное мероприятие) особой нежностью и трепетным уважением к себе как со стороны музыкантов-участников, так и публики, которая съезжается в Бирштонас на три фестивальных дня как минимум со всей Литвы, как максимум - со всех близлежащих к этой прибалтийской республике территорий. О сцене "Бирштонаса" музыканты вспоминают с какой-то сыновней любовью и трепетной ностальгией: почти 90% сегодняшних звезд литовского джаза дебютировало когда-то на сцене культурного центра этого городка. И потом на протяжении всей своей музыкальной карьеры с перерывом в два, четыре, шесть лет они возвращались сюда, чтобы доказать публике и самим себе, что их джазовый дебют на этой сцене был оправдан.
Ностальгия джазовой публики по Бирштонасу не менее мила. Представьте: малюсенький, даже по литовским меркам, одноэтажный городок в сосновом бору на берегу широкой важной реки. Утром здесь тебя будит птичья болтовня и пересвист. После 18 часов джазового трудодня не спится: день, вечер и половина ночи посвящены здесь только джазу, который будоражит и заводит, и только истинно джазовое снадобье - пиво, принятое в определенных количествах, способно сменить состояние с "джаза" на "сон".
Сама атмосфера фестиваля лишена всяких амбиций, напыщенности, звездности. После предъявления на входе живописного билета, в котором проставляется символический прокол, назад дороги нет. Впереди - джазовая резервация, в которой дозволено все: свободный вход-выход за кулисы, в зал - из зала, курение и распитие спиртных напитков разной крепости в джаз-квадратном дворике в самом центре культурного центра. "Стопорнув" своего кумира за рукав, прямо здесь можно отпраздновать знакомство с ним, обменяться впечатления и отправиться за новыми в концертный зал, где часовые выступления участников прерываются лишь пивными - чайными - кофейными - 100-граммовыми паузами. В общем, полный джаз!
Приз БирштонасаСхема концертов "Бирштонаса" не меняется десятилетиями: начало в 19:00 в последнюю пятницу марта, затем в субботу три концерта (в 12, 16 и 20 часов), последний из которых заканчивается выступлением "звезды", как правило, уже воскресным утром. И затем в воскресенье еще два концерта - в 14 и 18 часов. Последнее фестивальное действо венчается традиционной церемонией вручения из рук директора культурного центра Бирштонаса и директора фестиваля господина Зигмаса Вилейкиса статуэтки "Гран-при" за весомый вклад в дело литовского джаза за последние два года.
Понятно, к XI фестивалю все "титаны" и "динозавры" литовского джаза этим "Grammy" уже почтены: "Его Неопознанное Величество" Владимир Чекасин, саксофонист-ас Витаутас Лабутис, мастер тромбона и волынки Скирмантас Саснаускас, ну и Неда - флейтистка, вокалистка и просто очень талантливая девушка. Забегая вперед, сообщу, что обладателем "Гран-при" за джазовую двухлетку 1998-2000 годов стал композитор, клавишник и лидер секстета имени самого себя Валериус РамошкаДайнюс Пулаускас - одно из самых яркий открытий литовского джаза последних лет. Композитор, собравший вокруг себя самых профессиональных литовских джазменов, так сказать "средневозрастного поколения" (Витаутас Лабутис -саксофоны, Валериус Рамошка - труба, Владислав Борковский - бас-гитара, Аркадий Готесман - перкуссия, Линас Буда - ударные). Убедивший эту компанию "избранных" играть исключительно его авторскую музыку (эдакое пограничье импровизационной музыки, фьюжн и джаз-рока), записать за два года три CD, выступить на всевозможных джаз фестивалях мира...
В случае с Литвой даже самая коммерчески прибыльная группа из самых перспективных музыкантов никак не может оказаться в ситуации "вне конкуренции": в литовском джазе умудряются наступать друг другу на пятки не только сзади, но и спереди. Здесь каждое поколение джазовых музыкантов представлено асами в своей возрастной категории. По крайней мере, такое впечатление складывается после многократного посещения литовских джаз фестивалей. Так исторически сложилось, что именно фестиваль "Бирштонас" являет собой парад всех стоящих внимания джазовых музыкантов всех возрастов: от учеников музыкальной школы до звезд мирового уровня. И хотя в три фестивальных дня никак нельзя вместить выступления всех стоящих внимания литовских джазменов, за пару лет посещения этого мероприятия картину сложить можно вполне верную. Этим-то "Бирштонас" и ценен в первую очередь...
Квартет Игоря Бутмана в БирштонасеЧто интересное было в этом году... Во-первых, число представленных за три дня проекта - 23, из которых только три - не литовские и два - совместные. Из "не литовских" - "The Werner - Lindgren Project" (Швеция), "Christian Leile Group" (Дания, студенты консерватории Копенгагена) и квартет Игоря Бутмана (Россия) - повышенное внимание публики заслужил только последний. Некоторая холодность и настороженность зала (ну, это понятно - русские в Литве) стали таять с первыми же звуками бутмановского тенор-саксофона и первыми фортепианными пассажами Ивана Фармаковского (перед квартетом Бутмана выступал литовский виртуоз фортепиано Артурас Анусаускас. Что важно, после него русский пианист выглядел ничуть не хуже). До размера квартета компанию Бутману и Фармаковскому составили: басист Сергей Хутас и ударник Эдуард Зизак. Кстати, квартет Игоря Бутмана настолько очаровал литовскую публику, что через месяц они снова встретятся уже в рамках одного из самых крупных джаз фестивалей Европы - "Kaunas Jazz 2000".
Теперь что касается литовских проектов: как всегда полная палитра стилей. Традиционно открывал фестиваль диксиленд с соответствующим ему "старинным" репертуаром. Своего рода "баловство" молодых литовских джаз-профессионалов, объединившихся в "Диксиленд Даниэлиуса Праспаляускиса", уже увенчалось записью CD с подборкой лучшего из репертуаров диксилендов мира и Литвы. Примечательно, что половина участников диксиленда в дальнейшем была замечена за исполнением отчаянной "собачатины": "из огня да в полымя", что называется...
Кстати, фестиваль был отмечен выступлением пяти биг-бендов: молодежного центра, Каролинской музыкальной школы, Литовской музыкальной академии, Литовского радио и телевидения и знаменитого Каунасского биг-бенда. Два последние представили совместные проекты соответственно с литовской рок-певицей Роситой Чивилите и норвежским саксофонистом Бринком Йонсеном, в своей игре ориентированном на Стэна Гетца и Декстера Гордона. Но наибольшим откровением стало выступление биг-бенда Каролинской музыкальной школы: для ребят 10-15 лет, уже наделенных профессиональным багажом и пока еще не обремененных набором шаблонов и штампов - это дебютное выступление на сцене фестиваля было настоящим праздником. Даже самые "запыленные" вещи игрались с профессиональным азартом, блеском в глазах и энтузиазмом. В фестивальных кулуарах именно этот концерт окрестили "лучшим". Ибо именно такое ощущение невесомой радости и легкой зависти к новому поколению все реже удается поймать именно на концертах биг-бэндов... 
Те выпускники вильнюсской музыкальной академии и консерватории, что еще недавно дебютировали на фестивале в составах своих учебных заведений, сегодня без тени робости играют в проектах самых признанных мастеров литовского джаза и являются создателями собственных проектов. Саксофонисты Людас Моцкунас, Римвидас Пауликас и Ян Максимович, трубачи Ауримас Римейкис и Доминикас Вишняускас (сын знаменитого литовского саксофониста Пятраса Вишняускаса), совсем юный ударник Мариус Алекса - эти имена стоит запомнить уже сейчас. Чтобы лет через пять-десять, когда именно они будут представлять цвет литовского джаза, не оказаться отставшим от времени.
А то, что творил на сцене "Бирштонаса" нынешний "цвет и гордость", в жанре репортажа с фестиваля описать просто невозможно: практически каждый мэтр представлял новый проект, заслуживающий отдельной статьи и глубокой музыковедческой оценки. Поэтому ограничусь лишь кратким перечислением для полноты картины: квартет пианиста Арунаса Шляустаса (в прошлом лауреата многих фортепианных конкурсов), квартет Пятраса Вишняускаса, исполнивший новое творение "Путь"("Road op.2"), трио Людас Моцкунас - Аркадий Готесман - Йаак Сооаар, "Vilnius Jazz" квартет и Неда (исполнив "Samba de Janeiro" в джазе, они просто "взорвали" зал!), сольный проект Артураса Анусаускаса (фортепиано), проект "Vision I" Арвидаса Йофе, квартет Гражвидаса Янушкявичуса, "Лучшая джаз группа Западной Литвы" - "Doudi Jazz Band" (лидер - Витаутас Грубляускас несколько лет является по совместительству директором джаз фестиваля в Клайпеде). Ну, и, наконец, нынешние герои фестиваля и литовского джаза - "Секстет Дайнюса Пулаускаса".

Анастасия Костюкович
(журнал "Джаз-квадрат", специально для "Полного джаза")

На первую страницу номера