ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #12
Нью-Йорк: Броненосец Potemkin
Paradox TrioСегодня концертов в обзоре не будет. Не то чтобы в городе ничего не происходило, просто я никуда не ходил - времени не было. Но если речь не о концертах, то о чем же, спросит читатель? О кино. Точнее, не о кино вообще, а о том, как я смотрел фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин" в еврейском культурном центре "Макор". Фильм, который все давно знают наизусть, как известно, немой. Показами классических немых фильмов с оригинальным музыкальным сопровождением, регулярно проходившими в ЦДХ, а теперь не менее регулярно - в "Доме", в Москве никого не удивишь, но здесь такие в прямом смысле слова мультимедийные программы более редки, хотя и не менее популярны. На этот раз свою музыкальную версию одного из самых известных советских фильмов представлял квартет Matt Darriau's Paradox Trio.

кадр из фильмаНадо сказать, что я до самого последнего момента не был уверен, что этот проект все-таки состоится. Дело в том, что в апреле каждый четверг Мэтт Дарриу выступает в пивном баре клуба Knitting Factory со своим эллингтоновским ансамблем Ballin' The Jack, а играть сразу в двух местах музыканты не умеют даже в Нью-Йорке. Однако проблему частично удалось решить, перенеся сеансы на полчаса назад. Впрочем, на концерт в клуб Мэтт все равно опоздал, но музыканты и вшестером справлялись неплохо, так что ничего страшного не произошло.
кадр из фильмаВ "Макоре", в отличие от концерта в Knitting Factory две недели назад (см. "Полный джаз" # 10), Paradox Trio играл в полном составе. (М-да, хорошо американцам с их английским, а что делать нам? Как склонять название Paradox Trio, когда это квартет?) Чего можно было ожидать от группы, играющей клезмер и взявшейся написать музыку к фильму, действие которого происходит в Одессе? Ясное дело, народных еврейских мелодий в характерном нью-йоркском исполнении. Но Дарриу не был бы самим собой, если бы пошел по такому простейшему пути. Практически никакого фольклора в его версии фильма не было. Чуть-чуть только в сценах жизни Одессы и морских пейзажах. Да еще немного "Интернационала" в кульминационных революционных сценах. Все остальное - авторское.
кадр из фильмаБолее того, никакой импровизации тоже не было. Музыканты играли по нотам без пауз и без заполнения пустот неопределенными звуками в ожидании очередного эпизода. Не знаю, как можно написать звуковое сопровождение к уже смонтированному фильму, да еще сыграть его живьем, но Paradox Trio это удалось. Удивительно, что с музыкальной точки зрения это произведение можно рассматривать не только как саундтрек, но и совершенно отдельно от фильма. Получилось что-то вроде революционной сюиты, которая, кстати, очень мало похожа на то, что Мэтт Дарриу и компания записывали и исполняли до сих пор. Многое из того, что обычно используют музыканты, отсутствовало или почти не использовалось: не было саза Брэда Шепика, почти не играл на думбеке Сейдо Салифоски, предпочитая нормальную ударную установку, да и сам Дарриу по большей части играл на кларнете и саксофонах, а не на народных духовых. Кроме этого, было много совсем уж нехарактерных для Paradox Trio виолончельных, гитарных и саксофонно-кларнетных соло. Надеюсь, единственным исполнением в "Макоре" этот проект не закончится.
кадр из фильмаИ еще одно: очень, доложу я вам, интересно смотреть фильм "Броненосец Потемкин" с английскими титрами. Появляется какой-то новый, явно непредусмотренный режиссером взгляд со стороны. Радости, впрочем, это переосмысление классики не приносит. Скорее наоборот - фильм получается еще более страшным.

Итак, до следующего раза. Концертов должно быть очень много, а что из них попадет в обзор - вы узнаете, как обычно, через неделю.

Иван Шокин, собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке

На первую страницу номера