ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 13 (71) - 19 апреля 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Иногда кажется, что диалог в принципе невозможен. А все почему? А все потому, что словом "джаз" разные люди называют разные вещи. Представим себе, что именно называет словом "джаз" поклонник диксилендов, а что - любитель авангарда. Добавим сюда тех, кто на дух не приемлет ни первого, ни второго, а слушает, к примеру, только бибоп и иже с ним. Добавим сюда тех, кто при сахариново-сладких звуках Kenny G уверенно произносит слово "Джаз". Добавим сюда тот джаз, пока не начался про который пел БГ, и тот, которым назвал акустический альбом Константин Кинчев (тот, что "Алиса"). Сложим и разделим на... Ой, не получается ничего.
И, что главное, все они (за исключением, наверное, БГ и Кинчева, которым вообще-то джаз, видимо, по барабану) уверенно судят весь этот джаз по своим, только своим и исключительно своим меркам.
То есть, услышав яростный свист и вопли авангарда, любитель бибопа вздрагивает, крестится, сплевывает и, набрав в грудь побольше воздуха, разражается пронзительным лозунгом: "Это не джаз!". Услышав же струящиеся альтерации бибопа, любитель авангарда снисходительно усмехается, похлопывает бибоп по плечу и говорит ехидно: "это, типа, джаз". Любитель дискиленда ничего не говорит по их поводу, а только мрачно отворачивается туда, где меланхолически стучит банджо и гукает геликон.
При этом где-то поблизости бродит еще пара любителей всякой разной актуальной музыки, и у одного из них в плейере перебирает струны многочисленных многокилометровых гитар King Crimson (или, если он любитель музыки уж очень актуальной, то Projeckt Two), зато у другого заунывно бренчит на арабской лютне некий этно-джаз. Услышав это бренчание, любитель авангарда опять снисходительно ухмыляется, любитель диксиленда досадливо машет рукой, а вот любитель бибопа багровеет, уста его отверзаются, и он страшно провозглашает: "А вот это вообще не джаз!".
Любитель же Кенни Гэ со скуки зевает, оживляясь только тогда, когда сладкое мяуканье из его радиоприемничка (Боже, за что ж так возлюблен этот розовый сироп частью отечественного радиовещания) периодически заглушает альтерации, вопли, бренчание и геликон.
Вот это и есть та джазовая аудитория, с которой мы непрестанно имеем дело.
Пару лет назад, когда джазовые журналисты впервые обсуждали идею присуждения профессиональной премии, вполне серьезно выдвигалось предложение разделить, так сказать, новый джаз и просто джаз. И премии вручать отдельные. Остановило только то, что, раздели мы отечественных музыкантов еще и по такому признаку, в каждой категории останется ровно по полтора претендента. Конкурса не выйдет.
Что делать - так и непонятно.
Как это было
в Москве
Одно из важных событий, не вошедших в предыдущий номер "Полного джаза" по причине перегруженности последнего - московская часть проходящего в Москве и Петербурге IV Международного фестиваля Сергея Курехина. По причине многожанровости этого фестиваля далеко не все в его программе относится к предмету нашего ведения, а на часть событий мы просто не попали, но что видел наш корреспондент - о том расскажем...>>>>

И еще одно событие - пожалуй, центральное за отчетные семь дней: в Москве впервые за долгие годы выступило Moscow Art Trio. В честь своего 10-летия прославленный в Европе новоджазовый коллектив играл в городе своего рождения новую, странную, необычную программу...>>>>

Как это было
в Нью-Йорке
"Полный джаз" - единственное русское джазовое издание, имеющее постоянного корреспондента в Нью-Йорке, и гордится этим до неприличия. Больше того, собственный корреспондент "Полного джаза" в Нью-Йорке Иван Шокин - корреспондент особенный: он, как всем уже известно, главным образом отслеживает даже не джаз как таковой, а downtown-авангард, т.е. передовой отряд поисковых направлений импровизационной музыки. В очередных заметках с передовой Иван рассказывает о наступлении Большого Сезона в столице мирового джаза...>>>>

Мы продолжаем публиковать статьи живущего в Нью-Йорке пианиста, композитора и бэндлидера Николая Левиновского, публиковавшиеся в 1996-97 гг. в нью-йоркской газете "Новое русское слово". Сегодня - речь о новом наступлении моды на биг-бэнды...>>>>

Москва - это вам
еще не все 
Большой Сезон грянул не только в Москве, но и по всей стране. Апрель - традиционно фестивальный месяц. Ну, а где не нашлось денег для фестиваля, проводят менее крупные, но ничуть не менее интересные мероприятия. Вот, например, в Ярославле 16 апреля прошла презентация первого в истории города джазового CD...>>>>
Что намечается:
московские анонсы
27 апреля известный продюсер Михаил Грин открывает джазовый сезон в московском клубе "Маска". По четвергам с 20.00 там будут выступать составы, хорошо знакомые завсегдатаям недавно закрывшегося клуба "Birdland". Открывает цикл легендарное "Супертрио" - Владимир Данилин, Алексей Кузнецов, Алекс Ростоцкий. А 4 мая в "Маске" выступит любимец московских слушателей - саксофонист Майк Эллис (США) в сопровождении трио Льва Кушнира.
Адрес клуба "Маска": Смоленский б-р 15, тел. 241-58-42.

В рамках VII Московского фестиваля студенческого творчества "Фестос -2000" в московском "Класс-центре" Сергея Казарновского сегодня вечером начинается "Весенний студенческий джаз". Это подразделение "Фестоса" посвящается 100-летию со дня рождения Исаака Дунаевского и 25-летию профессионального джазового образования в России. В концертах принимают участие студенты:

  • Российской академии музыки им. Гнесиных
  • Московского государственного института музыки им. А.Шнитке
  • Московского областного высшего училища (колледжа) искусств
  • Государственного музыкального училища джазового искусства
  • Московского физико-технического института
  • Московского государственного университета культуры и искусств
  • Эстрадно-джазового колледжа "Консорт"
  • Московского колледжа импровизационной музыки
  • Военно-дирижерского факультета при МГК им. Чайковского
  • Государственной еврейской академии им. Маймонида
  • Московского педагогического государственного университета
  • Московской академии МВД России
  • Государственной школы-комплекса №686 - "Класс-центра" музыкально-драматического искусства
  • Высшей школы изящных искусств

Концерты состоятся в Государственной школе-комплексе №686 - "Класс-центре" музыкально-драматического искусства по адресу: ул. Большая Академическая, д. 11-а. Проезд: ст. метро "Войковская", далее автобусами 179, 191, 282 до ост. "Управа".
19 и 20 апреля начало в 18:00, 21 и 22 апреля - в 17:00. 22 апреля - гала-концерт лауреатов. Вход свободный. Справки по тел. 156-39-55, 156-38-76.

Игорь Бойко - "Импровизация на электрогитаре - Часть 1"В издательстве "Хобби-центр" вышла книга "Импровизация на электрогитаре - Часть 1: Вспомогательные ноты и отклонения в импровизации". Автор книги - известный московский фьюжн-гитарист Игорь Бойко. Анонсируя эту, несомненно, чрезвычайно полезную для молодых гитаристов книгу, издатель, в частности, пишет, что она "явилась результатом осмысления автором своей богатой концертной и педагогической практики. Предлагаемый читателю материал относится к самым современным и передовым направлениям импровизационной 
музыки. Однако лежащие в его основе теоретические положения могут быть применены практически в любом из существующих музыкальных течений. Книга адресована самому широкому кругу любителей музыки, студентам музыкальных учебных заведений, а также профессиональным музыкантам и педагогам."

А в это время
за бугром...
Medeski Martin & Wood25 апреля на лейбле Blue Note выйдет полностью акустический концертный альбом трио Medeski Martin & Wood. Альбом будет называться "Tonic" - по имени нью-йоркского клуба, где и был записан в марте прошлого года. По случаю выхода нового альбома трио (клавишник Джон Медески, басист Крис Вуд и барабанщик Билли Мартин) отправляется в двухмесячный тур по США. Он уже начался концертами в нью-йоркском Центре искусств Энджела Оренсанца 12-16 апреля (см. "Как это было в Нью-Йорке"). В программе тура, кроме всего прочего, выступления на фестивалях в Мемфисе (Beale Street Music Festival) и Нью-Орлеане (два, акустическое и электрическое, на Jazz & Heritage Festival). Затем группа вернется к работе над электрическим студийным альбомом, выход которого запланирован на осень 2000 г. (также на Blue Note).

"Queen Elizabeth 2"XVIII Плавающий джаз-фестиваль пройдет на борту легендарного трансатлантического лайнера "Queen Elizabeth 2", принадлежащего американского судоходной компании "Кьюнард". Корабль отправится из Нью-Йорка в Лондон с заходом в Бостон 5 июня, рейс продлится семь дней. Это, безусловно, развлечение для Очень Богатых, но "Кьюнард" ввел теперь и более демократичный тариф - поездка в трюмной каюте (без иллюминатора) обойдется в без пяти тысячу долларов, что вполне по карману среднему американскому отдыхающему (тем более, что в этот тариф входит питание, портовые сборы, да еще и авиабилет из Лондона назад в США). В фестивале же, который будет проходить с полудня до глубокой ночи сразу в нескольких помещениях на борту огромного лайнера, будет принимать участие трио пианиста Дейва Брубека, биг-бэнд барабанщика Луи Беллсона, трио пианиста д-ра Били Тэйлора, ансамбль вокалиста и гитариста Джона Пиццарелли, квартет альт-саксофонист Лу Доналдсона с участием Лонни Смита на органе Hammond B-3, квартет британской вокалистки Стэйси Кент, квартет Уорена Ваше, квартет вокалиста Джеффри Смита, гитаристы Джек Уилкинс и Джимми Бруно, трио Кенни Дрю, ряд других известных музыкантов, а также целый оркестр студентов нью-йоркского университета Новой школы. 
В следующем рейсе "Королевы Елизаветы II", который начнется в нью-йоркском порту 19 июня, на борту пройдет фестиваль танцевальных биг-бэндов, а на октябрь запланировано сразу несколько джазовых круизов, среди которых - XIX (и уже десятидневный, в рейсе Майами - Саутгемптон) Плавающий джазовый фестиваль с участием Фила Вудса, Роя Харгроува, братьев Хит, Джо Темперли и многих других.

Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 25 апреля)
  • "19th Hole" - Various Artists, Concord Jazz
  • "A Day of Jazz" - Various Artists, Concord Jazz
  • "Jazz for Dads" - Various Artists, Concord Jazz
  • "Jazz in the Afternoon" - Various Artists, Concord Jazz
  • "Music That Inspired the Motion Picture Bossa Nova" - Various Artists, Verve
  • "Monty Meets Sly and Robbie" - Monty Alexander, Telarc Jazz
  • "Here's to You, Charlie Brown: 50 Great Years" - David Benoit, GRP
  • "Alive" - Thomas Chapin, Knitting Factory Works
  • "Tales of the Phatman" - Gene Dunlap Band, Avenue Jazz
  • "An Affair with Strauss" - Franz Koglmann, Between the Lines
  • "Crawfish Lady" - Bryan Lee, Justin Time
  • "Here's the Deal" - Liquid Soul, Shanachie
  • "52nd Street Themes" - Joe Lovano, Blue Note
  • "Look Who's Here" - Russell Malone, Verve
  • "Tonic" - Medeski, Martin and Wood, Blue Note
  • "Iffy" - Chris Speed, Knitting Factory Works
  • "Infinitesimal Flash" - John Tchicai, Buzz
Переиздания
(в продаже с 25 апреля)
  • Duo Exchange" - Rashied Ali and Frank Lowe, Knitting Factory Works
  • "Our Mr. Brooks" - Cecil Brooks III, 32 Jazz
  • "Word from Bird" - Teddy Charles, Koch Jazz
  • "Dancing in Your Head" - Ornette Coleman, Verve
  • "Dizzy for President" - Dizzy Gillespie, Knitting Factory Works
  • "Daddy Plays the Horn" - Dexter Gordon, Avenue Jazz
  • "Pygmy Rodeo" - Ronald Shannon Jackson and the Decoding Society, Knitting Factory Works
  • "Carmen McRae" - Carmen McRae, Avenue Jazz
  • "In a Crowd" - The Modern Jazz Quartet, Knitting Factory Works
  • "Jack Montrose with Bob Gordon" - Jack Montrose, Koch Jazz
  • "In Style" - Sonny Stitt, 32 Jazz
  • "Knight Music" - George Wallington, Koch Jazz
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
  • "Вся музыка мира" (Радио России), в ночь с воскресенья на понедельник, 23 апреля, 0.30. Румынский электроакустический авангард, Майк Эллис, правдивая история шумовой музыки ЗГА/Ветрофония - сквозная тема "Riders on a Storm".
  • "Джаз около полуночи" (Радио-1), вторник, 25 апреля, 23.30.
    Индоджаз: Л.Субраманиам, Мукта, Трилок Гурту, Викки Рай
    Четверг, 27 апреля, 23.20
    Новый блюз на Telarc'е: Джон Праймер, Терри Эванс, Джеймс Коттон, Сэм Лэй.

В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:

  • "Джазофон" (Маяк), суббота, 22 апреля, 23.35.
    Юбилеи Джимми Нуна и Пола Чемберса
    "Джазофон" (Маяк), воскресенье, 23 апреля, 23.35.
    Вокалисты: Кэб Кэллоуэй, Ди Ди Бриджуотер, Ф.Астер, Т.Беннетт, Дж.Хартман
  • "Под знаком джаза" (Радио России), среда, 26 апреля, 18.35.
    Фестиваль SKIF-4: K.&J.Tippett, С.Курехин, Боян Z, Э.Измайлов
  • "Джаз и не только" ("АСТ Прометей" - 29 дециметровый канал, Подмосковье, города России, СНГ - кроме Москвы), 21 апреля, пятница, 21.45 - Американцы в России: Дейв Брубек, Рита Грэхэм, Пол Болленбэк, Хор геев из Лос-Анджелеса, Эвелин Уайт, Денис Перье. Повторы - 21/22 апреля, суббота/воскресенье, 03.00, и 24 апреля, понедельник - 05.30
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Иван Шокин
Николай Левиновский,
Олег Лопанин,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Billboard Online,
Down Beat, PRNewswire,

Фото:
Павел Корбут,
Кирстен Сортон,
Дункан П. Шидт,
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.