ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #14
Понедельник - день свинга

орфография первой публикации сохранена

Николай ЛевиновскийЯнварь в Нью-Йорке был полон джазовых событий разного калибра, из которых, пожалуй, самым значительным стал юбилей '"Вангард-оркестра", одного из ветеранов нью-йоркского джаза, вот уже 30 лет (!) каждый понедельник выходящего на сцену клуба "Вилледж Вангард".
История этого оркестра уходит в 60-е годы, когда Тед Джонс, бывший трубач оркестра Каунта Бейси, и Мел Луис, бывший ударник Стена Кентона, организовали собственный биг-бенд. Новый коллектив, хоть и не сразу, завоевал огромную популярность и авторитет в мире джаза.
Великолепные аранжировки Теда Джонса и Боба Брукмайера и блестящий состав музыкантов превращали выступления этого оркестра в настоящий праздник для подлинных ценителей джаза. Мне посчастливилось быть свидетелем триумфальных гастролей оркестра Теда Джонса - Мела Луиса в Москве весной 1972 года.

К сожалению, этот коллектив по финансовым причинам прожил недолго. Тед Джонс уехал в Данию, где возглавил оркестр радио, затем вернулся в США, где и умер в 1986 году.
Мел Луис ненадолго пережил своего партнера. В 1990 году оркестр осиротел, казалось, окончательно, но музыканты нашли в себе силы не только сохранить коллектив, но и успешно продолжить дело, начатое его основателями.
Так случилось, что с этим оркестром судьба сводила меня довольно близко, и не один раз. Впервые это .произошло в Москве в 1972 г. Американские артисты пожелали исполнить в своем концерте что-нибудь из сочинений советских авторов. Выбор, в числе прочих, пал на меня, тогда еще молодого, можно сказать, начинающего композитора. Я ликовал от счастья, но тут вмешалось одно известное учреждение, и... комментарии излишни. "Вторая попытка" состоялась почти 20 лет спустя в Нью-Йорке и окончилась прямо-таки фатально - в день репетиции скоропостижно скончался Мел Луис. Лишь недавно мне выпало счастье услышать, наконец, свои партитуры в исполнении этого великолепного коллектива. Почти 25-летняя эпопея завершилась.
Нынешний "Вангард-оркестр" - прямой потомок биг-бенда Теда Джонса - Мела Луиса, возглавляемый на кооперативных началах группой музыкантов. В оркестре нет громких имен, но о его прочной репутации красноречиво свидетельствует заполненный до отказа клуб - любители джаза знают, "кто есть кто".
Если попытаться определить творческое кредо оркестра, то скажем так: хранить старое, развивать новое. Основу репертуара попрежнему составляют неувядаемые пьесы Теда Джонса, но и для новых сочинений двери широко открыты. А пишут сегодня для оркестра такие композиторы, как Джим Мак-Нили, Кенни Вернер, Эд Ньюмейстер и другие.
Звуковая палитра оркестра простирается от тончайших "пианиссимо" до мощных "тутти" - кажется, энергетические ресурсы оркестра неисчерпаемы. Оркестровая ткань проработана столь тщательно, что даже в сложных полифонических наслоениях прослушиваются все детали партитуры.
Артисты оркестра, как и полагается в джазе, - великолепные солисты-импровизаторы. Мастерство музыкантов столь высоко, что трудно выделить кого-либо. Назовем некоторых: виртуоз-тромбонист Джон Моска, саксофонисты Ралф Лалама и Гери Смулиан,трубачи Алекс Норрис и Райан Кайзер (последний, кстати, является победителем международного джазового конкурса). Барабанщик Джон Райли - блестящий мастер биг-бенда. Он ведет свою партию строго, без излишеств, расставляет, где нужно, акценты, контролирует динамику, "цементирует" сложные ритмические .фрагменты - словом, отлично делает все то, что положено делать ударнику. Басист Деннис Ирвин выглядит скромно, но проделывает огромную работу по поддержанию постоянного четкого бита, без которого жизнь биг-бенда невозможна.
Посетители, заполнившие клуб вечером 31 января, стали слушателями и зрителями своеобразного юбилейного "шоу" - к оркестру присоединились его бывшие участники: ветеран-саксофонист Джерри Доджион, к слову, исполнивший чудесное соло на;.. флейте, басист Руфус Рид, пианист Харолд Данко и уникальный трубач - "верхолаз" Джон Фаддис, свободно чувствующий себя в "стратосферных" регистрах.
Оркестр предложил вниманию публики специально составленную программу, хронологически охватившую весь 30-летний творческий Путь коллектива - от пьес основателя оркестра Теда Джонса, как, например, Don't get sassy - блестящего образца мощного свинга, до тонкой импрессионистической композиции Мери Мак-Партленд Ambiance - где-то на грани "фри-джаза", и сложной, несколько "многословной" пьесы пианиста оркестра Джима Мак-Нили Paper spoon ("Бумажная ложка") - неясно, что автор хотел сказать этим названием.
Но, в конце концов, музыка говорит сама за себя, и заинтересованному слушателю она скажет много - о том, что мир образов современного джаза широк и многообразен, что джазу доступны лирика и философия, патетика и драма, едкий сарказм и добрая улыбка.
Я люблю джаз-оркестр. Люблю проникаться его атмосферой, когда все участники - словно семья, люблю излучение неповторимой энергии, которую вырабатывает этот единый организм, люблю писать для оркестра и потом слушать, как нотные знаки, словно по волшебству, "оживают" и "говорят". И если меня спросят, где все это можно увидеть и услышать, я без колебаний отвечу - "Вилледж Вангард", в понедельник вечером.

Николай Левиновский
Первая публикация: "Новое Русское Слово" (Нью-Йорк), 1996

На первую страницу номера