502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 15 (73) - 3 мая 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Даже многодневные праздники (для большинства торжественно разросшиеся в небольшие каникулы) не сбили гребня Большого сезона. Первый пик вроде схлынул, но впереди - "Богема Джазз", впритык за ней - "Джазовая провинция", затем (все уже, наверное, слышали?) - приезд Кенни Гарретта и фестивали памяти Луи Армстронга сначала в Москве, а потом и Петербурге (а в Петердурге, говорят, будет аж Арчи Шепп...). Все еще некогда остановиться, оглянуться, утереть трудовой пот со лба и начать делать выводы. А уже хочется. Но еще пока некогда. Хотя вот, скажем, очередное скромное "Слово к читателям", пару номеров назад посвященное мучительному вопросу о возможности/невозможности диалога между разными подклассами джазового сообщества, уже опять (как и полгода назад - в случае с дискуссией о сущности джазовой журналистики) грозит породить длинный спор, во всяком случае - письма уже поступают... Но некогда пока. Некогда. Все еще у нас будет - кое-что даже прямо на следующей неделе: и премьеры новых рубрик, и, наконец, накопившиеся в неимоверных количествах новые рецензии, и анонсы новых, вот-вот выходящих отечественных (!) CD...
Ай, ладно. Давайте пока к делу.
Как это было
в Москве
Леонид Винцкевич21 апреля в Центре искусств ЦДХ в очередной раз было подтверждено печальное правило: на самые интересные события в Москве приходит меньше всего народу.
Концерт был объявлен как выступление легендарного дуэта Винцкевич-Саарсалу, но эстонская звезда, тенор-саксофонист Лембит Саарсалу не успел вовремя получить российскую визу (Господи, дай такую фразу кому прочитать пятнадцать лет назад, а?), так что на сцене было трио: за роялем - сам маэстро, заслуженный артист России, арт-директор фестиваля "Джазовая провинция", главное действующее лицо джазовой жизни Курска - Леонид Винцкевич; с альт- и сопрано-саксофонами - его сын, незаурядный музыкант, прошлогодний выпускник РАМ им. Гнесиных Николай Винцкевич, и еще один курянин - за барабанами, Николай Емельянов, постоянный участник курского трио Леонида Винцкевича.
В полутысячном зале было около тридцати человек. Рекорд позапрошлого сезона, когда на уникальное воссоединение Вячеслава Гайворонского и Владимира Волкова пришло 60, побит.
И это при том, что показанная программа была воистину уникальна - наверное, да простят меня ревнители, благодаря отсутствию на сцене Саарсалу. Лембит - прекрасный музыкант, наверное, лучший в своей стране, заслуживающий только лучших оценок. Однако в сотрудничестве с ним (которое само по себе достойно всяческого уважения) Леонид Винцкевич раньше почти не проявлял каких-то своих музыкальных сторон, которые были показаны им теперь.
Эта программа именно этим трио была буквально только что записана в студии Курской филармонии и сведена в Москве звукорежиссером Ольгой Мошковой. Видимо, это будет следующая пластинка Винцкевича.
Николай ВинцкевичПрограмма полностью авторская, хотя то и дело в ее тематическом материале мелькают какие-то мучительно знакомые мелодические обороты, попевки, отрывки. Леонид объясняет это так: "Это - музыка из нашего детства, а мы принадлежим к разным поколениям, так что и музыкальные впечатления детства у нас разные...". То, кажется, из далекого кухонного репродуктора начинает играть "Ария индийского гостя" ("Не счесть алмазов в каменных пещерах..."), то какая-то поломанная кукла за шкафом раз за разом вызванивает оборванную, отрывистую колыбельную (Винцкевич-старший, поставив на рояль самодельный "металлофон", длинной палочкой упорно выстукивает ломаный пунктир нереальной мелодии), то саксофон, кажется, начинает задом наперед перебирать тона мелодии какого-то дворового романса, а получается все равно блюз... Серьезный шаг вперед для Винцкевича-младшего: сложнейший авторский текст, частично выписанный (и очень подробно), частично - импровизируемый, подается им с редкостной для его возраста умудренностью (хотя, конечно, нет предела совершенствованию, особенно - техническому). Совсем по-новому показал себя Емельянов: очень мало жестких восьмидольных фьюжн-ритмов, очень много перкуссивной, сонористической игры, временами образующей с фортепианно-саксофонной основой почти мучительно органичную ткань.
Программа альбома, в записи идущая чуть меньше часа, на сцене продолжалась около семидесяти минут и субъективно была воспринята на едином дыхании, как единое, редкостное для нашего джаза целое.
Потом еще был добротный стандарт "In The Wee Small Hours Of The Morning" и блюз, изысканно сыгранный Винцкевичами вместе с находящимся сейчас в Москве их прошлогодним знакомым по "Джазовой провинции" - американским саксофонистом Майком Эллисом; но это все уже было необязательно.
Событие состоялось, хотя свидетелями ему были столь немногие.

Виталий Соломонов и Пол Болленбэк30 апреля и 1 мая в "Ле клубе" играл уже приезжавший в Россию в текущем сезоне нью-йоркский гитарист Пол Болленбэк. На этот раз Пол был в нашей стране по приглашению петербургского пианиста Андрея Кондакова, много играл с ним по провинции (Новокузнецк, Днепропетровск...) и столицам (Петербург, Москва) и в первый вечер в "Ле Клубе" выступил тоже с ним - плюс контрабасист Виталий Соломонов и барбанщик Эдаурд Зизак, уже тоже имеющие опыт работы с Полом.
Что можно сказать о Болленбэке такого, что мы еще не сказали о нем в рецензии на его предыдущий, зимний концерт в Москве? Он еще раз подтвердил свою репутацию технически совершенного (в отличие от, увы, столь многих своих джазовых коллег, в том числе и в США), ритмически изощренного и энергетически изысканного гитариста. Он продемонстрировал во всем блеске свою импровизационную технику, в прошлый раз как-то временами терявшуюся за сокрушительными фонтанами саксофона Игоря Бутмана. Его вкус и умение играть, а главное - мыслить столь длинными и замысловатыми фразами, целыми ритмомелодическими конструкциями, достоин всяческого восхищения. Более того, особенно интересными оказались его диалоги с фортепиано Андрея Кондакова (в "Ле Клубе" опять убрали за сцену инвалидный рояль, поставив ему на смену не менее инвалидное пианино, звучащее - особенно при затейливой настройке звука - сплошным несмолкающим воем; однако Андрей, даже для невооруженного глаза заметно мучившийся от этого инструмента, сумел-таки его победить и играть так, будто перед ним если не "Стэйнвей", то по крайней мере "Бехштейн", хотя и не самый лучший). Временами, при всех достоинствах ритм-секции - одной из лучших в Москве - ее хотелось остановить и слушать только причудливые диалоги гитары и фортепиано.
Во втором отделении к ансамблю добавился сопрано-саксофон - соотечественник и земляк Пола Майк Эллис, привычный уже персонаж московской джазовой жизни. Временами он не дотягивал до уровня двух солистов, временами - был вполне убедителен и точен.
На второй вечер Пол играл уже без Андрея, но зато с целым биг-бэндом - оркестром Игоря Бутмана, в который влился в качестве "специального гостя". Было сыграно много хорошего оркестрового материала, и Болленбэк всякий раз, выходя на соло, оказывался на своем месте, однако первый вечер по уровню музыкального материала был как-то интереснее. Возможно, потому, что тогда звучали в основном оригиналы обоих - и пианиста, и гитариста.

Еще одно событие - и снова ЦДХ: здесь проходила презентация кассетного альома (формат непризнанный, но, увы, все еще живучий по дешевизне своей) дуэта "Романтики Джаза". О том, кто такие эти "Романтики" - в материале нашего внештатного корреспондента...>>>>

Как это было
в Нью-Йорке
Иван Шокин, собственный корреспондент "Полного джаза" в Нью-Йорке, в новых поисках будущего импровизационной музыки с удивлением обнаруживает в Мекке авангарда вполне мэйнстримовый коллектив, а в симфоническом зале - танцевальные постановки под джазовый аккомпанемент...>>>>
Говорите -
вас слушают
Сегодня мы слушаем музыканта, который, с одной стороны, давно и прочно входит в число самых известных мировых музыкантов, а с другой - в когорте этих всемирно известных все время оказывается как-то на периферии массового сознания. Поскольку у него только что очень кстати вышел новый, чрезвычайно интересный (и сразу вызвавший споры: почтенный DownBeat за что-то влепил ему три балла из пяти) альбом, очень кстати было бы побеседовать с ним. Это - пианист Кенни Баррон...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
Хотя концерт британского саксофониста Кортни Пайна в московском зале им. Чайковского прошел не очень удачно, в других городах России, судя по всему, впечатления слушателей оказались более положительными. Из Нижнего Новгорода о концертах Пайна сообщает Сергей Баженов...>>>>

С 30 июня по 2 июля в Санкт-Петербурге и Выборге пройдет Международный музыкальный фестиваль "Золотая труба Армстронга", который организует возглавляемая Владимиром Фейертагом компания "Интерджаз".
Программа фестиваля:

  • 30.06, Евангелическо-лютеранская церковь (Невский, 22) - вечер негритянской вокальной музыки (госпел и спиричуэлы). Inside Gospel Singers (USA), Debora Cameron (USA) с вокальной группой "Remake" (С-Пб), Григорием Воскобойником (контрабас) и Марком Бернстайном (саксофон, США).
  • 01.07 - городской празник в честь Луи Армстронга: 14.00-18.00 - Манежная площадь. Brevis Big Band (военный бэнд, С-Пб), диксиленд Алексея Канунникова (С-Пб), Karelina Dive Dixie Band (Петрозаводск), Strange Fruits Dixieland Band (С-Пб) - этот состав будет плавать по каналам в центре города с портретом Сачмо на знамени. Кроме того: Brass With Difference (dixie-funk-sextet, США), New Orleans Express (Швеция), квинтет "Джон Кихот" (Норвегия), Swingin' Blues Band (Латвия), ансамбль "Ренессанс" (Минск), диксиленд "Норд" (Кировск). В тот же день, 18.00 - 24.00, Измайловский парк - городское гулянье: "Ленинградский диксиленд", Эстонско-российский квартет (Голощекин - Багиров, Унт - Васильев), Inside Gospel Singers (США), Debora Cameron, Marc Bernstein and friends; вокальная группа "Дайджест" (С-Пб), "Горячая девятка" Всеволода Данилочкина (Москва) плюс несколько ансамблей из перечисленных в дневной программе.
  • 02.07 - объединение с ежегодным фестивалем "Серенада выборгской крепости". Выборг, 14.00 - 19.00: вокальная группа "Remake", диксиленд Алексея Канунникова, New Orleans Express (Швеция), квинтет "Джон Кихот" (Норвегия), квинтет "Mainstreamers" (Дания) и др.
Что намечается:
московские анонсы
"Богема Джазз 2000"Полностью оформилось расписание второго фестиваля "Богема Джазз", который пройдет в ЦДХ и на ряде клубных площадок 16-20 мая. Вот как оно выглядит:

 

16 мая 
ЦДХ, 18.30 - Торжественное открытие фестиваля
Вручение премии "Богема Джазз"
Участники концерта: Аркадий Шилклопер (валторна), Даниил Крамер (фортепиано), Валентина Пономарева (вокал), "Вермишель Оркестра" (Санкт-Петербург), Энвер Измайлов (гитара, Крым), "Тригон" (Молдова), Дениз Перье (вокал, США), Андрей Кондаков (фортепиано, Санкт-Петербург), Саския Лару (труба, Нидерланды), Дафна Юссеф (уд, вокал, Тунис), ансамбль "Семейная традиция" и другие.
Клуб "Форте", 21.00 - Дениз Перье
Клуб "Китайский летчик Джао Да", 22.00 - Энвер Измайлов
17 мая
ЦДХ, 18.30 - День джазового мэйнстрима
Участники: Даниил Крамер (рояль) - Сергей Манукян (клавишные, вокал)
Овальный зал Антрепризы МСМ, 19.00 - "Второе приближение" Андрея Разина (фортепиано) с участием Олега Киреева (саксофон, Уфа) и Майка Эллиса (саксофон, США)
Клуб "Форте", 21.00 - Саския Лару (труба, Нидерланды)
Клуб "Гран-При", 23.00 - Дениз Перье (вокал, США)
18 мая 
ЦДХ, 18.30 - День мирового джаза
Участники: Аркадий Шилклопер (валторна, альпийский рог), Даффа Юссеф (вокал, уд, Тунис), Владимир Волков (контрабас, С-Пб.), Олег Балтага (ударные, Молдова)
Клуб "Форте", 21.00 - Герман Лукьянов и "Каданс Миллениум"
Клуб "Дом", 19.00 - "Вермишель Оркестра" (Санкт-Петербург)
Клуб "Пропаганда" 22.00 - Саския Лару (труба, Нидерланды)
19 мая 
ЦДХ, 18.30 - День этнического джаза
Участники: Ришад Шафи (ударные) и группа "Гунеш" (Туркменистан), "Тригон" (Молдова), Энвер Измайлов (гитара, Крым)
Клуб "Форте", 21.00 - Алексей Козлов и джаз-рок ансамбль "Арсенал"
Клуб "Бункер", 23.00 - "Orbit Experience" (Германия)
"Ритм Блюз Кафе", 22.00 - Дениз Перье (вокал, США)
Клуб "Гран-При", 23.00 - Саския Лару (труба, Нидерланды)
Клуб "Край", 22.00 - "Вермишель Оркестра" (С-Пб.)
20 мая
ЦДХ, 18.30 - День эйсид-джаза
Участники: группы "Orbit Experience" (Германия), "V&F Project", "Matrix", "МАЛЕР И Я"
Таганский парк, 15.00 - День детского джаза
Клуб "Форте", 21.00 - "Orbit Experience" (Германия)
Клуб "Бункер", 24.00 - Дениз Перье (вокал,США)
Клуб "Запасник", 22.00 - "Вермишель Оркестра"
21 мая
Закрытие фестиваля.
Концерт всех звезд. (билеты не продаются).

Билеты на фестиваль "Богема Джазз 2000" можно уже сейчас зарезервировать на сайте компании.

4 мая в программе "Олег Киреев приглашает друзей", каждый четверг проходящей в клубе "Art-Garbage", будет играть московский фьюжн-гитарист Игорь Бойко. 11 мая в этой же программе выступает петербургский гитарист Гасан Багиров.

12 мая в Центральном Доме кинематографистов пройдет заключительный концерт цикла "Джаз из России", проводимый Российским Фондом культуры. На этот раз концерт посвящен 20-летию джаз-клуба города Обнинска (Московская область), где регулярно проводятся фестивали, новогодние и иные джазовые вечеринки и "ночники", где побывала вся элита российского джаза и многие заграничные коллективы, включая американцев и даже австралийцев. В концерте примут участие ветераны обнинского джаза - контрабасист Давид Гонюх и пианист Алексей Анохин, а также москвичи - гитарист Алексей Кузнецов, валторнист Аркадий Шилклопер, проект "Второе приближение" - и американский саксофонист Майк Эллис. Вход - по пригласительным билетам, которые еще можно получить в Фонде культуры (тел. 202-5279).

14 мая в 14.00 в Большом зале Консерватории состоится заключительный концерт филармонического абонемента Алексея Баташева "Джаз для всех" (внимание! билеты - от 15 рублей!). Концерт называется "Великий Сачмо" и посвящен столетию трубача Луи Армстронга. Предполагается парад трубачей и выступление ансамблей Moscow Band Владимира Лебедева, Miss Jazz Владимира Сидорковича, "Джаз-ансамбль XXI век" Петра Петрухина и Moscow Ragtime Band Константина Гевондяна.

15 мая в 19.00 в ГЦКЗ "Россия" состоится концерт "Гершвин - любовь моя" с участием оркестра Олега Лундстрема, академического пианиста Николая Петрова и американской вокалистки Дениз Перье. Это первый концерт цикла "Это - джаз", который будет проходить в сезоне 2000/01 годов.

Чтение
Сегодня мы воспроизводим материал, только что опубликованный первым российским профессиональным изданием для тех, кто работает со звуком - журналом "Звукорежиссер". Он посвящен, как и следует ожидать, одновременно джазу и звукорежиссуре, а именно - тому, как в США озвучивают джазовые фестивали, проходящие на стадионах...>>>>
А в это время
за бугром...
Тито Пуэнте14 апреля в Вашингтоне в рамках празднования 200-летия Библиотеки Конгресса США состоялось награждение выдающегося мастера латиноамериканского джаза - перкуссиониста Тито Пуэнте. 84-летнему ветерану Библиотекой было присвоено звание "Живой Легенды". В тот день этой награды удостоилось множество ветеранов американской культуры - от комика Билла Косби и продюсера Ахмета Эртегана до фолк-певца Пита Сигера, продюсера Куинси Джонса и блюзмена Би Би Кинга. Сюда же, в общую кучу с китайским виолончелистом Йо-Йо Ма и карибским певцом Харри Белафонте, Библиотека запихала генерала Колина Пауэлла (победителя Ирака в "Буре в пустыне") и боксера Мухаммеда Али, тоже, видимо, больших деятелей культуры. Поясняя это положение, глава Библиотеки Джеймс Биллингтон сказал: "Мы выражаем признательность множеству американцев, которые стали живыми легендами благодаря разнообразным вкладам своего творчества в американскую жизнь". Видимо, чтобы отмести упреки в присуждении звания профессиональным убийцам-военным и профессиональным мордобойцам-боксерам, он пояснил, что в число этих "творческих легенд" входят "спортивные фигуры и служители общества". Ну-ну.
Тем не менее Тито Пуэнте можно от души поздравить: это незаурядный музыкант и впрямь заслужил награду.
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова
  • "Вся музыка мира", Радио России - в ночь с 7 на 8 мая, 0.30: гости "Альтернативы" - итальянская электроника, Международный оркестр терменвоксов и др.
    Сквозная тема: Stormy Weather - Квинси Джоунс, Этта Джеймс, Ройял Краун Ревю.
  • "Джаз около полуночи", Радио-1, 23.30:
    4 мая - Джей Джей Джонсон и Диззи Гиллеспи "Perceptions"
    9 мая - Гитарная ностальгия: наши за границей- Игорь Григорьев, Николай Громин, Борис Лебединский
    11 мая - Уинтон Марсалис: 5 лет и один вечер в клубе "Виллидж Вэнгард"
    16 мая - даты круглые и квадратные 1: Мэри Лу Уильямс, Пегги Ли, Кинг Оливер, Арти Шоу и др.
    18 мая - даты круглые и квадратные 2: Харри Беккет - Джанго Бейтс, Дейв Маккенна, Уоллес Руни, Алек Данкворт, ДиДи Бриджуотер - Хорас Сильвер
    23 мая - даты круглые и квадратные 3: Джон Льюис, Майк Зверин и Секстет из Orchestra USA и др.
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Иван Шокин,
Наталья Кузнецова,
Сергей Баженов,
Дрю Уилер,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Down Beat 

Фото:
Павел Корбут,
архив сервера "Джаз в России",
Кирилл Мошков

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.