ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #15
И это был джаз: презентация "Романтиков"
Олег Киреев и Александр Виницкий27 апреля в ЦДХ в рамках программы "Джаз Пик" Алексея Баташева (он в момент проведения концерта находился на музыкальном фестивале в Екатеринбурге, так что его в роли ведущего заменял радио- и тележурналист Михаил Митропольский) прошла презентация нового альбома дуэта "Романтики джаза". Альбом , правда , вышел не на диске, а на аудиокассете, но талант музыкантов от этого не меньше.
Часто бывает, что два разных во всем музыканта объединяются и играют дуэтом. Иногда получается неожиданно эффектно.
"Романтики джаза" - это саксофонист Олег Киреев и гитарист Александр Виницкий. Музыканты действительно очень различные.
Олег Киреев - нынешний идеологический лидер башкирского джаза - прославился в конце 80-х в группе "Орлан", в своей родной Уфе. Затем Олег переехал в Польшу и, наконец, остановился на Москве, где теперь живет и работает. Его игра - это нервы и мощная энергетика. Олег старается не стоять в своем развитии на месте и играет как с закоренелыми авангардистами, так и с настоящими романтиками - каков, например, Александр Виницкий.
Этот музыкант играет на классической гитаре. Много лет он сотрудничал с самой нетипичной, самой особняком стоящей певицей бывшей "советской эстрады" - Еленой Камбуровой. В его игре - мягкость и лирическое начало. Он - автор большинства композиций на новом альбоме. Конечно, есть на кассете и композиции других авторов (Дюка Эллингтона, например), но представлены они в виде аранжировки Виницкого.
Теперь, наконец, о самой музыке.
По словам самих музыкантов, их фаворитом стала композиция " Путешествие во времени". "Она нам близка по духу" - пояснил Олег Киреев. Вещь очень необычная, но даже самый неискушенный слушатель поймет, что это действительно путешествие во времени: от древних баллад до современного авангарда. Похоже, что любимая пьеса музыкантов пришлась по вкусу и публике.
Как часто бывает, звучание гитары могло подчас показаться фоном для мощных и пронзительных звуков саксофона. Но это не означало вторичность гитары в дуэте. Был момент, когда Киреев отошел в тень (то есть просто ушел со сцены в гримерку), предупредив, что далее будут две композиции без его участия. Возможно, публика ничего особенного и не ожидала ("разве это будет джаз?!"), но результат, похоже, поразил и самого Александра Виницкого. Самые бурные аплодисменты были именно после этих композиций.
В первой пьесе музыкант соединил фрагменты классической музыки (композитор Маро Джиллиани) и "Mercy, Mercy, Mercy" Джо Завинула. Можно сказать, что эта композиция - настоящая находка для романтика.
"Жду известий"- его вторая сольная вещь. Она впечатлила еще больше. Александр Виницкий, конечно, обещал, что гитару будет использовать не только как щипковый, но и как ударный инструмент, но ожидать, что получится настоящий "человек-оркестр", не приходилось! 
"Мне бесконечно жаль..." Все знают, что это строчки из романса; но это еще и название пьесы, которая прозвучала в исполнении "Романтиков". Однако сюрпризы не кончились, Олег Киреев, войдя в азарт, даже спел один куплет. Эффект неожиданности сыграл свою роль, но и без того эта вещь имела бы такой же успех у публики.
Создавалось такое впечатление, что музыканты имели скрытое намерение удивлять сидящих в зале каждой следующей композицией. Но то единое целое, в которое сложились и арабские мотивы, и авангард, и баллады, и классика, и романсы, и классический джаз (в "Джазовой Опере", посвященной Элле Фитцджеральд), получилось необыкновенно гармоничным. И это был джаз!
Романтика в джазе - явление не частое, особенно так открыто декларируемая, в таком виде и в таком количестве; но она есть. В нынешней малоромантической реальности это очень приятно.

Наталья Кузнецова

На первую страницу номера