ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 16 (74) - 10 мая 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Такой интенсивности джазовой и смежной с нею жизни, какая наличествовала с 20-х чисел апреля и продолжает наличествовать сейчас, Москва не знала давно. Руки у нас, честно сказать, опустились отображать эту жизнь оперативно - просто из-за того, что мероприятий оказывается на порядок больше, чем тех, кто мог или хотел бы о них оперативно написать. Так что в следующем номере ожидайте просто большого обзорного материала, быть может - в полюбившейся многим форме фотоочерка. Там будет и про великолепных поляков, и про пол-Vienna Art Orchestra, и про Майка Эллиса с оркестром и ансамблем Дмитрия Покровского - это все вершины "Альтернативы-2000"; там же будет и про те мероприятия, что назначены на текущую неделю.
Мы же пока выделим вот что. 19 мая в не задействованном в нынешней джазовой жизни клубе Nostalgie Московская ассоциация джазовых журналистов будет вручать очередную - третью по счету - профессиональную джазовую премию "Джаз'Ухо", на этот раз - за 1999 год. В этом году Ассоциация охватила значительное количество экспертов (не только своих членов), которые, заполнив специальные анкеты, выделили своих кандидатов на получение премии по нескольким номинациям. Как один голос эксперта будет засчитано и решение читательского жюри "Полного джаза" (голосование в сегодняшнем номере журнала - последнее в этом сезоне).
Не будем распространяться по поводу всемирно-исторического значения этой премии. В конце концов, это всего лишь частное мнение небольшой общественной организации, да и область, в которой вручается премия, по размаху может быть сравнена с индустрией производства оловянных солдатиков, а по значимости для развития человечества - с наукой об истории царства Элам. И тем не менее - каждый раз все как-то с удивлением это понимаешь - джаз в России все еще есть и делает вид, что собирается быть и впредь. На узенькой, теряющейся в глубине былинных сказаний о 1 октября 1922 г. тропке развития этого странного искусства в этой - такой неритмичной - стране каждый след хорошо заметен и остается надолго, как рубчатые отпечатки Армстронга (не Луи, а Нила) и Олдрина в лунной пыли. Остается, по крайней мере, пока не прилетит луноход и не затопчет. Так что в роли такого следа на тропке грядущее событие достаточно значимо.
Впрочем, имена лауреатов мы узнаем уже после выхода следующего номера. Так что - терпение...
Как это было
в Нью-Йорке
Бесстрашный исследователь дебрей даунтаун-авангарда Иван Шокин не боится забредать на самый передний край развития импровизационной музыки - столь передний, что и джазом-то эту музыку временами страшно назвать. Там, на передовой, что-то рвется и визжит, не знающие пути малоопытные разведчики падают в воронки и съезжают в полузасыпанные вчерашние окопы - один только Шокин храбро проползает меж проволочных заграждений, при неверных бликах осветительных ракет нанося на полевую карту схему пути для нас, где-то позади выглядывающих из безопасных традиционных блиндажей...>>>>

Мы продолжаем публиковать статьи живущего в Нью-Йорке пианиста, композитора и бэндлидера Николая Левиновского, выходившие в 1996-97 гг. в нью-йоркской газете "Новое русское слово". Сегодня - речь о мероприятии, некая тень которого коснулась и российской сцены. Николай Левиновский побывал на премьере григовско-эллингтоновского "Пер Гюнта", которого исполняли Нью-йоркский филармонический оркестр п/у Курта Мазура и джазовый оркестр Линкольн-центра п/у Уинтона Марсалиса. Тем интереснее этот текст, что Марсалис привозил это свое детище и в Россию: в Москве он играл его в паре с Российским национальным оркестром, и мы публиковали репортаж с этого события. Интересно сравнить впечатления...>>>>

Говорите -
вас слушают
Сегодня мы начинаем слушать американских коллег - джазовых журналистов, рассказывающих о последних тенденциях в джазовой звукозаписи. Это - первая часть коллективного интервью, которое полностью будет опубликовано в №4 журнала "Звукорежиссер" ...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
20-23 апреля в Новокузнецке проходил юбилейный, XV Международный джазовый фестиваль "Джаз у старой крепости", в этом году собравший особенно интересные и многообразные джазовые силы со всего мира. Интересно все-таки получается: и город не областной, и населения чуть за полмиллиона, а фестиваль - покруче, чем в областных-столичных-миллионных. А все почему? А все потому, что в городе есть энтузиаст невероятной пробивной силы - пианист Анатолий Берестов, президент джаз-клуба "Геликон"...>>>>

При этом в джазовой столице Сибири - Новосибирске - свой собственный фестиваль так и не состоялся: финансы предпочли романсовый жанр. Но это не значит, что джазовой жизни в Новосибирске нет: как раз этот город - один из немногих за пределами Москвобурга, где джазовая жизнь происходит постоянно. О двух интересных событиях расказывает корреспондент газеты "Новая Сибирь" Юлия Латыпова...>>>>

И, для комплекта - еще одно подтверждение исключительной джазовости всей земли Сибирской. Отличные музыканты из России и Украины - ростовчанин Виктор Бударин, Валерий Колесников из Донецка, целый ряд блестящих сибиряков - собрались в Томске. Оттуда - репортаж нашего собственного корреспондента Валерия Рыбакова...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
"Богема Джазз 2000"Пресс-конференция оргкомитета II фестиваля "Богема Джазз 2000" состоится в здании Московской городской думы (Петровка, 22) 15 мая. Начало - в 11.30.

Заявки на аккредитацию на пресс-конференцию и на фестиваль: компания "Богема Мьюзик", Ольга Головина, Валентина Грамоткова: тел. 973-7101, факс 973-7102, e-mail - bmr@boheme.ru
16 мая 
ЦДХ, 18.30 - Торжественное открытие фестиваля
Вручение премии "Богема Джазз"
Участники концерта: Аркадий Шилклопер (валторна), Даниил Крамер (фортепиано), Валентина Пономарева (вокал), "Вермишель Оркестра" (Санкт-Петербург), Энвер Измайлов (гитара, Крым), "Тригон" (Молдова), Дениз Перье (вокал, США), Андрей Кондаков (фортепиано, Санкт-Петербург), Саския Лару (труба, Нидерланды), Дафна Юссеф (уд, вокал, Тунис), ансамбль "Семейная традиция" и другие.
Клуб "Форте", 21.00 - Дениз Перье
Клуб "Китайский летчик Джао Да", 22.00 - Энвер Измайлов
17 мая
ЦДХ, 18.30 - День джазового мэйнстрима
Участники: Даниил Крамер (рояль) - Сергей Манукян (клавишные, вокал)
Овальный зал Антрепризы МСМ, 19.00 - "Второе приближение" Андрея Разина (фортепиано) с участием Олега Киреева (саксофон, Уфа) и Майка Эллиса (саксофон, США)
Клуб "Форте", 21.00 - Саския Лару (труба, Нидерланды)
Клуб "Гран-При", 23.00 - Дениз Перье (вокал, США)
18 мая 
ЦДХ, 18.30 - День мирового джаза
Участники: Аркадий Шилклопер (валторна, альпийский рог), Даффа Юссеф (вокал, уд, Тунис), Владимир Волков (контрабас, С-Пб.), Олег Балтага (ударные, Молдова)
Клуб "Форте", 21.00 - Герман Лукьянов и "Каданс Миллениум"
Клуб "Дом", 19.00 - "Вермишель Оркестра" (Санкт-Петербург)
Клуб "Пропаганда" 22.00 - Саския Лару (труба, Нидерланды)
19 мая 
ЦДХ, 18.30 - День этнического джаза
Участники: Ришад Шафи (ударные) и группа "Гунеш" (Туркменистан), "Тригон" (Молдова), Энвер Измайлов (гитара, Крым)
Клуб "Форте", 21.00 - Алексей Козлов и джаз-рок ансамбль "Арсенал"
Клуб "Бункер", 23.00 - "Orbit Experience" (Германия)
"Ритм Блюз Кафе", 22.00 - Дениз Перье (вокал, США)
Клуб "Гран-При", 23.00 - Саския Лару (труба, Нидерланды)
Клуб "Край", 22.00 - "Вермишель Оркестра" (С-Пб.)
20 мая
ЦДХ, 18.30 - День эйсид-джаза
Участники: группы "Orbit Experience" (Германия), "V&F Project", "Matrix", "МАЛЕР И Я"
Таганский парк, 15.00 - День детского джаза
Клуб "Форте", 21.00 - "Orbit Experience" (Германия)
Клуб "Бункер", 24.00 - Дениз Перье (вокал,США)
Клуб "Запасник", 22.00 - "Вермишель Оркестра"
21 мая
Закрытие фестиваля.
Концерт всех звезд. (билеты не продаются).

Билеты на фестиваль "Богема Джазз 2000" можно уже сейчас зарезервировать на сайте компании.

Впервые после долгого перерыва, после памятных концертов Дейва Брубека, Диззи Гиллеспи и фестиваля 1994 г. в Государственном центральном концертном зале "Россия" звучит джаз! 15 мая на сцену выйдут легендарный оркестр Олега Лундстрема, сам Маэстро, выдающийся русский академический пианист Николай Петров и гостья из США - певица Дениз Перрье. "Гершвин - любовь моя!" - так называется первый вечер из серии концертов "Это - джаз", который представляют ГЦКЗ "Россия", ТВЦ, Издательский дом "Пушкинская площадь" и Алексей Баташев при поддержке компании "Хеннесси". 
По этому случаю в Москву прибудет выдающийся джазовый фотограф Марек Каревич и представит свою однодневную эксклюзивную фотовыставку "This Is Jazz".
Заказ и доставка билетов - по тел. 298-2966.
Пресс-конференция состоится 12 мая в 14.00 в ГЦКЗ "Россия". Аккредитация по тел. 298-1042.
За более полной информацией обращайтесь: пейджер 9747400 для аб. 38591 или по электронной почте - alexeybatashev@jazz.ru.

Джазология
Сегодня у нас - премьера новой рубрики, которую мы планируем сделать двухнедельной (в очередь с уже привычной на этом месте рубрикой "Чтение"). Идею этой рубрики выдвинул патриарх отечественной джазовой науки Леонид Борисович Переверзев. С его участием в ноябре-декабре прошлого года на страницах "Полного джаза" уже прошла интересная дискуссия об особенностях восприятия музыки теми, кто о музыке пишет профессионально. В течение же последнего месяца между редакцией и Л.Б.Переверзевым развернулась оживленная переписка. результат которой и есть рождение новой рубрики.
Полностью сознавая честь публиковать на своих страницах строки, написанные фактическим родоначальником джазовой теории в нашей стране, мы предоставляем Леониду Борисовичу почетное право открыть рубрику и разъяснить смысл ее и суть...>>>>
А в это время
за бугром...
Тери Торнтон3 мая в Инглвуде (Нью-Джерси) умерла джазовая певица Тери Торнтон. Смерть последовала от рака на 66 году жизни.
Тери Торнтон родилась 1 ноября 1934 г. в Детройте. В детстве она пела в госпел-группе вместе со своей матерью и бабушкой. С 1956 г. она работала профессионально на джазовой сцене. первый большой успех пришел к ней в 1960 г., когда саксофонист Джони Гриффин привел ее на фирму Riverside Records. Выпущенные этим лейблом альбомы "Devil May Care" и "Lullaby of the Leaves" имели большой успех в США и Европе. Она много гастролировала и даже выступала в одной из самых популярных телепрограмм тех лет - The Tonight Show, однако ее альбом 1963 г. "Open Highway" (Columbia) оказался последним на два десятилетия, так как Тери оставила музыку, чтобы заниматься исключительно своей семьей.
Ее возвращение на сцену состоялось в Нью-Йорке в середине 80-х. Однако от работы в клубах под собственный аккомпанемент на фортепиано она вновь перешла к грамзаписи только в 1999 г., когда лейбл Verve выпустил ее альбом-возращение - "I'll Be Easy To Find". Альбом вышел после того, как в 1998 г. она неожиданно для себя победила в престижном конкурсе им. Телониуса Монка; однако уже тогда она знала, что у нее рак.

Джоуна (Jonah) Джонс30 апреля в Манхэттене (Нью-Йорк) на 92-м году жизни скончался ветеран джазовой трубы Джоуна (Jonah) Джонс. Его карьера началась еще в 20-х, когда он плавал по Миссисипи в составе одного из характерных для той эпохи "пароходных оркестров". В 30-е в качестве сайдмена он участвовал в популярных свинговых оркестрах. Его подлинная популярность началась в 50-е, когда он один за другими стал выпускать хорошо продававшиеся альбомы традиционного джаза, благодаря которым он стал известен далеко за пределами узкого круга любителей джаза.
Джонс родился в Луисвилле (Кентукки) в 1909 г. и, как множество музыкантов его поколения, начал знакомство с музыкой с выступлений в церкви. К джазу его повернуло знакомство с пластинками Луи Армстронга. В 30-е, работая на Среднем Западе США, он выступал с такими известным бэндлидерами, как Хорас Хендерсон, Джимми Лансфорд, Стафф Смит. Затем, по мере роста признания его профессионального уровня, он переходил во все более известные оркестры: играл у старшего и более знаменитого из братьев Хендерсонов - Флетчера, а затем - в 1941-1952 гг. - у Кэба Кэллоуэя.
В 50-е он работал у пианиста Эрла Хайнса, гастролировал по Европе, однако подлинную массовую популярность ему принесло изменение манеры игры - от открытого, яркого традиционного звука он перешел к пронзительному звучанию засурдиненной трубы. В конце 50-х его собственный квартет уже работал в популярном тогда нью-йоркском клубе Embers двадцать недель в год, а его альбомы продавались стотысячными тиражами. В 1959 г. он получил "Грэмми" за альбом "I Dig Chicks" (буквально - "Я врубаюсь в чувих"), 11 композиций которого были названы одиннадцатью женскими именами.
Он продолжал выступать до конца 80-х. В 1993 г. он удалился на пенсию, сыграв свой последний концерт в рамках устроенного для него Джазовым Фондом Америки бенефиса в нью-йоркском клубе Blue Note.

Рецензии
Сегодня мы изучаем три новых альбома - один из числа модных "трибьютов", посвященный музыке одной из лучши групп джаз-рока; один - тоже трибьют, но посвященный музыке... "Битлз"; и третий - исторический сборник величайшей джазовой певицы...>>>>
Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 16 мая)
  • "Colors of Latin Jazz complications subtitled A Latin Vibe, Cubop, From Samba to Bomba, Sol Sauce, Corcovado and Sabroso" - Various Artists, Concord Special Products
  • "JazzTimes Superband" - Bob Berg, Randy Brecker, Joey DeFrancesco and Dennis Chambers, Concord Jazz
  • "Epigraohs" - Ketil Bjornstad and David Darling, ECM
  • "Serenade in Blue" - Ithamara Koorax, Milestone
  • "Viva Brazil" - Tania Maria, Concord Picante
  • "Culmination" - Sam Rivers, RCA Victor
  • "From the Green Hill" - Thomasz Stanko, ECM
  • "A Song for George Lewis" - Dr. Michael White, Basin Street
  • "Passages" - Steve Wilson, Concord Jazz
Переиздания
(в продаже с 16 мая)
  • "For the Love of Miles" - Various Artists, 32 Jazz
  • "You Can't Name Your Own Tune" - Barry Altschul, 32 Jazz
  • "Fancy Pants" - Count Basie, Original Jazz Classics
  • "This Is the Life" - Freddy Cole, 32 Jazz
  • "Ascension" - John Coltrane, Impulse!
  • "Impressions" - John Coltrane, Impulse!
  • "Interstellar Space" - John Coltrane, Impulse!
  • "Kulu Se Mama" - John Coltrane, Impulse!
  • "New Thing at Newport" - John Coltrane and Archie Shepp, Impulse!
  • "Roy Eldridge and His Little Jazz, Volume One" - Roy Eldridge, RCA Victor
  • "Pleyel Jazz Concert 1948" - Dizzy Gillespie, RCA Victor
  • "Tangerine" - Dexter Gordon, Original Jazz Classics
  • "In Japan" - Joe Henderson, Original Jazz Classics
  • "Brand New" - Woody Herman, Original Jazz Classics
  • "The Complete Capitol Recordings of Woody Herman" - Woody Herman, Mosaic (six CDs)
  • "Lockin' Horns" - Willis Jackson and Von Freeman, 32 Jazz
  • "Eximious" - Joe Pass Trio, Original Jazz Classics
  • "Feeling Free" - Barney Kessell, Original Jazz Classics
  • "Piano Solo" - Thelonious Monk, RCA Victor
  • "Pleyel Concert, Volume One" - Gerry Mulligan, RCA Victor
  • "Oscar Peterson and Jon Faddis" - Oscar Peterson and Jon Faddis, Original Jazz Classics
  • "Blue Odyssey" - Houston Person, Original Jazz Classics
  • "Open Your Eyes You Can Fly" - Flora Purim, Original Jazz Classics
  • "Visits Paris, Volume Two" - Jimmy Raney, RCA Victor
  • "Inner Voices" - McCoy Tyner, Original Jazz Classics
  • "The London Sessions" - Mary Lou Williams, RCA Victor
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова
  • "Вся музыка мира", "Радио России", в ночь с воскресенья на понедельник, 0.30
    14 мая - "Альтернатива-2000", предварительные итоги. Открытие: эксклюзив - дуэты Терри Райли и Владимира Волкова и "In C". Фортепиано ХХI века - Томоко Макуяма, Мэри Ли

Авторские программы Сергея Беличенко на новосибирском ГТРК:

  • 17 мая, "Джазовая Среда", 21.00 - 23.00 (местное), УКВ 4,33 (69,26 МГц)
    Самый восточный фестиваль - Ангарск! Новости мирового джаза. День рождения Джекки Маклина. Анонс: Выступление в Концертном зале "Эфир": 18.05 - блюз-секстет "Собаки дождя". 20.05 - Ансамбль Вячеслава Кокалина в МЗФ! Мастера джаза: Джимми Рашинг. Новинки: Новый диск пианиста Питера Делано.
  • 21 мая, "Джазовая Среда", 11.10 - 12.00 (местное), радиотрансляционная сеть и параллельно УКВ 4,42 (67,26 МГц, волна "Маяка")
    Новости отечественного и сибирского джаза. Анонсы: 23.05 - Наталья Соболева с квартетом Сергея Беличенко в ДК имени Чкалова. 25.05 - квартет "Новое поколение" и ансамбль джазового импровизационного балета "Вампитер" в КЗ "Эфир". Фестиваль в Ангарске! Владимир Данилин.
  • 24 мая, "Джазовая Среда", 21.00 - 23.00 (местное), УКВ 4,33 (69,26 мгц)
    Отчет о фестивале в Ангарске! Новости мирового джаза. Дни рождения Майлса Дэвиса и Ди Ди Бриджоутер (50 лет!). Анонс: Выступление 25.05 - квартета "Новое Поколение" и Балета "Вампитер" в концертном зале "Эфир".30.05 - Наталья Соболева с детьми в МЗФ! День Рождения Арчи Шеппа. Наш архив: Интервью Барбана с Арчи Шеппом (ВВС, 1992). Новинки: Новый диск Лонни Листон Смит.
  • 28 мая, "Джазовая Среда", 11.10 - 12.00 (местное), радиотрансляционная сеть и параллельно УКВ 4,42 (67,26 МГц, волна "Маяка").
    Отчет о фестивале в Ангарске. Новости отечественного и сибирского джаза. Концерты в МЗФ "Юная джазовая кровь" 30.05 и 1.06. День рождения Сиднея Беше. Забываемые имена: пианист Владимир Виттих.
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Иван Шокин,
Леонид Переверзев,
 Алексей Баташев,
Сергей Беличенко,
Валерий Рыбаков,
Константин Волков,
Юлия Латыпова,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Down Beat
JazzE.com,
Billboard Online


Фото:
Павел Корбут,
Константин Крупенин,
Алексей Лузик,
Corbis,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.