502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #16
Что меняется в записи джаза? 
Американские джазовые журналисты о современных тенденциях
Неузнаваемо изменившие облик звукозаписывающей индустрии, новые технические средства последних двух десятилетий - прежде всего цифровые технологии - в той или иной степени затронули развитие практически всех видов музыкального искусства. Это естественно: новые выразительные средства в звукозаписи порождают новую эстетику звучания, иногда - новую эстетику жанра в целом. Случается, что и эстетику целого вида музыкального искусства - так, например, происходит в рок-музыке: десятилетие за десятилетием ее звуковая эстетика меняется вслед за развитием технологий. Частично вовлечен в череду технологических изменений оказался и джаз, поскольку среди разных его ветвей есть направления столь же технозависимые, как и рок-музыка - фьюжн, например. Однако насколько глубоко оказалось вторжение новых технологий в джазовую звукозапись в целом? И вообще, что изменилось в джазовой звукозаписи в последние годы? На эту тему мы беседуем с тремя ведущими джазовыми журналистами США.

Джейсон КоранскиДжейсон Корански, главный редактор журнала Down Beat
Джейсон - представитель молодого поколения джазовой журналистики. Он встал во главе редакции старейшего (выходит с 1935 г.!) и, пожалуй, наряду с JazzIz и Jazztimes наиболее авторитетного американского джазового ежемесячника буквально несколько месяцев назад, до того проработав в редакции в должности заместителя главного редактора всего два года. Ему 25, он родом из Чикаго (где и располагается редакция Down Beat), играет на трубе как любитель, по образованию - журналист.

- Главное изменение - удешевление звукового оборудования, в первую очередь - цифрового. Теперь так просто приобрести оборудование, смонтировать его и начать эксплуатировать, сразу получая какие-то относительно приемлемые результаты, что очень многие музыканты стали строить собственные домашние студии и сами продюсировать собственные записи. Это приводит не просто к тому, что записей вообще становится очень много это приводит к тому, что меняются критерии, меняются радикально. В альбомах оказывается слишком много содержимого! Без продюсерского контроля музыканты запихивают в альбомы все, что записано. Они не делают больше множество дублей, пока не будут удовлетворены полностью - они просто запихивают в альбом несколько дублей! Они считают, что отсутствие редактирования, монтажа, обработки звука - признак какой-то особенной живости записи, что, в общем-то, лишено смысла, потому что слушать эти "очень живые" записи обычно довольно трудно и неприятно. И их к этому подталкивают фирмы грамзаписи, которые выпускают все эти "бокс-сеты" - коробки по пять-десять дисков - на которых переиздают все, что было в прошлом записано большими мастерами для такого-то альбома. Раньше при переиздании какого-нибудь винилового LP продюсер очень внимательно отслушивал оригинальные пленки и в лучшем случае отбирал один, два, три трека, не вошедших, скажем, сорок лет назад в пластинку просто потому, что по объему не влезало. Теперь же фирмы просто берут все сорок помеченных датой записи того альбома коробок пленки, лежащих в архиве, и делают из них бокс-сет из десяти CD. Яркий пример - "The Complete Bitches Brew Sessions" Майлса Дэвиса (недавний бокс-сет, куда вошло все, записанное в 1969 г. Дэвисом в ходе подготовки легендарного "первого альбома джаз-рока" - "Bitches Brew"). Слушая все это, понимаешь, что Майлс и продюсеры тридцать лет назад не зря все это выкинули в корзину! Понмаешь, что это просто слабый материал, что он не работает, что это вовсе не концептуальный альбом - каким в результате тщательного продюсирования стал оригинальный винил! И под влиянием этого современные музыканты начинают выпускать Бог знает что. Но ведь продюсер, даже если это сам музыкант, должен отбирать материал! Конечно, в клубе джем-сейшн слушается здорово, но на пластинке двадцатиминутный джем- это просто ужасно. Люди ведь обычно покупают пластинки, чтобы услышать композиции, предполагая, что альбом хорошо спродюсирован, материал отобран...
Ну, а как насчет воздействия новых технологий, например - DVD?
- На самом деле DVD еще не пришел на рынок, то, что есть - это пока какие-то мультимедийные эксперименты, а DVD-аудио - все еще мало развитая технология, особенно в джазе. Я вообще не уверен, что в случае с джазом это будет работать. DVD-аудио - это, скорее, для академической музыки... А вот superaudio - 1-битное семплирование - это грандиозная штука. Я пока слышал немного записей в этой технологии, но это отличный звук. Но все это опять-таки зависит от инженера, от продюсера. Потому что и эту технологию в домашней студии можно очень здорово опошлить.
Кстати, насчет инженера. Кого можно назвать сейчас ведущими инженерами звукозаписи, специализирующимися на джазе?
- Для меня на первом месте - Ал Шмидт. Ну и, конечно, Джим Андерсон. Еще можно назвать Руди Ван Гелдера, в силу его многочисленных заслуг... То, что записано этими людьми, сильно отличается от всего остального потока. Хотя записи Ван Гелдера изменились с тех пор, как он переключился на цифровую запись... Цифровая технология вообще все изменила. Ну, не все, а многое. Но, заметь, что такое высшая похвала цифровой записи? "Звучит, как аналог"! Потому что только аналоговая запись могла дать этот бас, этот жирный звук.

Фил ЭлвудФил Элвуд, музыкальный обозреватель газеты San Francisco Examiner
Ветеран джазовой журналистики, Фил рассказывал своим ученикам об истории джаза, еще когда преподавал современную историю США в школе в конце 50-х. С тех пор он стал признанным авторитетом в области прослеживания важнейших процессов развития джаза, причем не на голых умозаключениях, а на сугубо практическом материале: он обладает крупнейшей в США частной коллекцией джазовых записей, которая насчитывает свыше 50.000 альбомов.

- Очень многие музыканты теперь сами продюсируют свои записи. Они записывают то, что хотят записывать, и так, как они хотят. Звучание записей все сильнее меняется, и это - в значительной степени - результат того, что музыканты теперь сами работают с инженером, без посредства какого-то продюсера со стороны. Многие артисты и сами стали хорошими инженерами записи, у них появились даже собственные студии. Джим Холл и Пэт Мэтини - вот хороший пример, в их совместном альбоме гитары звучат как в поп-или рок-музыке, подумайте только! Это сосем не то, что в прежние времена, когда Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи входили в студию, где инженер записывал их акустические инструменты - так, как они звучат, не иначе.
Но тут есть и другая тема. Фирмы грамзаписи стали выпускать слишком много альбомов! Само пор себе это неплохо, но дело в том, что, стараясь выбросить на рынок как можно больше записей каждого конкретного музыканта, они выбрасывают в продажу такое количество халтуры, плохо спродюсированных, плохо аранжированных, дурно записанных пластинок, что само понятие о качественном звуке размывается! Или, например, пластинка записана идеально, а в музыкальном плане - халтура. Этим особенно грешат некоторые европейские лейблы. Вот какие изменения мне представляются важнейшими в джазовой записи - куда важнее, чем сколько там бит в этой записи (смеется).

Беседовал Кирилл Мошков

Окончание следует
Полностью интервью будет опубликовано
в №4 журнала "Звукорежиссер"

На первую страницу номера