ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #16

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.

Various Artists - Celebrating the Music of Weather Report

Various Artists
-
Celebrating the Music of Weather Report
Telarc, 2000
* * *

Главные (по количеству релизов) аудиофилы мира из Telarc не так уж часто балуют слушателя обращением к джаз-року. Так что сборная мирового фьюжн, играющая музыку отцов всего жанра - группы Weather Report - вызывает интерес хотя бы уже одним перечислением участников: оба Бреккера, Чак Лоуб, Маркус Миллер, Джон Скофилд, Джо Сэмпл, Дэвид Сэнборн, Омар Хаким, Стив Гэдд, Деннис Чамберс - всего больше двух дюжин тех имен, которые вызывают экстаз у любого второкурсника эстрадного отделения музучилища. Однако прослушивание альбома так и оставляет этот интерес на уровне имен. Достойное доказательство того, что времена расцвета этого вида музыки давно миновали. Однако надо ли было доказывать нехитрый факт, что творчески и нешаблонно музыку Weather Report могли сыграть только сами Weather Report, да еще и довольно давно?
При том, что в записи было задействовано впечатляющее количество самых совершенных по оборудованию нью-йоркских студий, финальная звуковая картинка получилась настолько же стерильной и шаблонной, насколько штампованным и неоригинальным получился музыкальный материал.

BeatleJazz - A Bite Of The Apple

BeatleJazz
-
A Bite Of The Apple
Zebra Acoustic Records, 2000
* * * * 1/2

Проект BeatleJazz родился в нью-йоркском клубе Blue Note, где довольно долгое время в качестве "домашнего трио" для послеконцертных джемов работало трио - барабанщик Брайан Мелвин, пианист Дэвид Кикоски и басист Чарлз Фамбро. Мелвин и Кикоски были знакомы давно, и давно делились друг с другом любовью к главному музыкальному переживанию своего детства - The Beatles. Настала пора воплотить эту любовь в музыкальный проект, и вот на эстетском калифорнийском лейбле Zebra вышла эта работа. Честно сказать, идея давно носится в воздухе - в джазе регулярно появляются концептуальные работы, где различный неджазовый тематический материал, по тому или иному признаку (авторство, стиль) подобранный, становится поводом для создания "новых стандартов" - по тому же принципу, как всеядный по своей сути джаз в прошлые десятилетия поглощал и переваривал песенки из кино, мюзиклов, поп-чартов и т.п.
Спродюсированная Мелвином, эта работа - образец весьма удачного обращения к инородному материалу. Хотя временами появляются вряд ли ожидавшиеся авторами аналогии с проектами француза Жака Лусье, который делает примерно то же, но - с материалом из мира академической музыки (от Баха до Сати), альбом "Кусочек яблока" (на обложке кусочек этот от символа "Битлз" демонстративно отгрызен) получился достаточно органичным и малопротиворечивым. Во всяком случае, менее противоречивым, чем другие подобные обращения к музыке "Битлз" (например, альбом Джорджа Бенсона 1969 г.).
Запись была сделана в нью-йоркской студии, принадлежащей инженеру Стиву Дэвису; продюсер Мелвин сводил ее в студии LSD. Добротное акустическое фортепианное трио - исключительно реалистичный рояль, массивные барабаны с весьма нешаблонно решенной (по ощущению - совсем не заглушенной механически) "бочкой" и несколько звонковатым контрабасом (из трех основных составляющих его звука "дерево" несколько притушено по сравнению с "пальцами" и особенно "струнами"). Реалистично панорамированное, трио ощутимо выдвинуто вперед, так что объем студии задействован в звуковой "картинке" мало, зато активно используются виртуальные микропланы и эффекты искусственной реверберации (особенно удачные примеры - в начале второго трека).

Ella Fitzgerald - The Last Decca Years, 1949-1954

Ella Fitzgerald
-
The Last Decca Years, 1949-1954
Decca/GRP Records, 1999
* * * * *

Энциклопедическое переиздание почти всего, что великая Элла записала в поздний период работы с лейблом "Декка", когда с ней сотрудничал штатный аранжировщик и дирижер Декки Сай Оливер. Это годы, когда Элла, одна из немногих представителей своего поколения, от свинговых архетипов легко и органично перешла к боповым (для слишком многих мастеров свинга революция 40-х обернулась крахом или застоем!). Интересно, что Оливер, который к боперам уж никоим образом не относился, во многих случаях создал для Эллы вполне адекватные новому стилю оркестровые решения (яркий пример - трек 16)! В то же время ясно видны и причины, приведшие к разрыву с "Деккой" - стремление превратить Фитцджералд в поп-певицу, втиснуть в давно ставшие тесными для нее рамки (трек 20, например).
Классические аналоговые записи, все - моно, тщательно восстановлены, отредактированы и очищены (продюсер Оррин Кипньюс, собственно трансфер и восстановление - Эрик Лабсон). Качество восстановления столь высоко, что может рассматриваться как образцовое - присущее оригинальным записям (продюсер Милт Габлер) образцовое качество в части естественного (достигаемого правильной рассадкой оркестра и точным размещением единственного микрофона) разделения на звуковые планы заиграло гранями, вероятно, незамеченными на оригинальных лентах).

Константин Волков

На первую страницу номера