502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #16
В Томске шлифуют джазовую традицию
Валерий КолесниковНеугомонный томский музыкант и продюсер Асхат Сайфуллин подарил любителям джаза очередной праздник. 3 мая областной драматический театр, как всегда, был полон. Выступление звездного, теперь уже принято говорить - международного джазового состава позволило окунуться в творческий процесс импровизации.
Сегодня мы являемся свидетелями нового интереса к джазовой музыке, поэтому необходимость подобных встреч с выдающимися музыкантами очевидна. По-прежнему жива старая истина: джаз нужно не только слушать, но и видеть. А музыканты, которые вновь после долгого перерыва посетили наш город, действительно, выдающиеся: Это - трубач Валерий Колесников (Донецк, Украина) и тромбонист Виктор Бударин (Ростов-на-Дону). Оба имеют высшее музыкальное образование, и каждый в своем городе большую часть времени отдают воспитанию юных импровизаторов. Оба начали играть джаз в памятные 60-е годы, и с тех пор завоевали звание лауреатов десятков отечественных и зарубежных джазовых фестивалей.
Валерий Колесников - "самый головокружительный трубач", как писала о нем пресса. Впервые я услышал Колесникова на легендарном новосибирском фестивале "Академгородок-77" и навсегда был покорен им, и как потрясающим музыкантом, хранящим в голове почти всю классику джаза, и как обаятельным, не лишенным тонкого юмора, человеком. Его быстрые, сверкающие пассажи захватывают дух. Он входил в состав объединения музыкантов, игравших классический джаз - "Золотые годы джаза" - с 1981 года. В этом составе в разное время играли многие известные музыканты из разных городов и республик бывшего Союза. Валерий имеет статус филармонического музыканта, записан на пластинках. 
Виктор Бударин в начале своей карьеры играл во многих малых составах Новосибирска. Был солистом новосибирского симфонического оркестра, играл в оркестрах Муслима Магомаева, Анатолия Кролла и Олега Лундстрема. Многие годы по опросам критиков был лучшим тромбонистом России. Записан на пластинках в составе оркестра Лундстрема и со своим составом. Сын Виктора, тоже тромбонист, входит в состав государственного джаз-оркестра Белоруссии и стремительно завоевывает признание в кругах любителей джаза. 
Кроме Асхата, выступление этих блестящих музыкантов поддерживали и равноправно участвовали в концерте и наши старые знакомые сибиряки. Игорь Уваров (Новосибирск) - один из немногих джазовых вибрафонистов, по мнению многих музыкантов и музыковедов, не имеющий себе равных в России. Сергей Кушилкин (Иркутск) - барабанщик, обладающий безупречной, завораживающей техникой. Заслуженный артист России Виктор Королев - олицетворение томского джаза, без которого трудно сегодня представить какое-либо джазовое событие в Томске.
Музыканты ансамбля, несмотря на короткое время подготовки, показали пример удивительного единодушия, полного взаимопонимания. Это объясняется бережным, тактичным отношением, с каким участники концерта играли джазовые стандарты, классику джаза. Джазовая классика тем, наверное, привлекательна, что она способна быть эталонной, гармонично сложенной из множества составляющих. Это - яркая оформленность, жанровая определенность, логичность исходного музыкального материала, будь то тема или целая композиция. И еще одна коренная особенность классического джаза - завораживающий блеск импровизации, разворачивающийся на основе богатейшего разнообразия ритмики, гармонии, тембра и других слагаемых. По этим очевидным признакам мы угадываем джазовую классику.
А для музыкантов, выступавших сегодня на томской сцене, классический джаз - не музейный экспонат, а живая и жизнеспособная форма искусства. Слушатели почувствовали в игре музыкантов отголоски "золотого века джаза", ностальгию по старым ушедшим временам. Большинство композиций, которые прозвучали, основаны на популярных мелодиях и песнях, широко распространенных в Америке в 20-40-е годы. Импровизации на эти темы исполняют уже несколько поколений джазменов, а сколько еще будут исполнять!
Программа включала 15 бриллиантов джазовой классики: от веселой разбитной песенки о сладкой Джорджии Браун, темы о леди, которая должна быть добра, мелодии о любви как вида предпринимательства..., до туманного шедевра Гарнера, атласной куклы, которую воспел Эллингтон, блюза Джулиана Эддерли... Музыканты продемонстрировали высочайшую технику игры на своих инструментах и "прочитали" старую музыку по-своему. Для многих слушателей было открытием, что традиционный джаз может звучать так мягко, тепло и камерно. Без дикого напора, откровенной меди и грохота ударных.
Как всегда, был элегантен заслуженный артист России Виктор Бударин, не меняющий свой имидж уже многие годы (та же прическа, пушистые, но аккуратные усы, безукоризненный костюм). Полный, густой звук тромбона, кружевные импровизации, льющиеся из его раструба, сразили любителей джаза.
Игру толстячка Валерия Колесникова со сверкающими, как у Сачмо, зрачками описать не так-то просто, но то, что от нее кружится голова - это точно. Невозможно уследить за его пальцами, беспрерывно летающими над клапанами инструмента. Вызывает восхищение логика и легкость его импровизаций, будь то открытая или засурдиненная труба. Возможно, я субъективен, но я с давних пор люблю игру этого музыканта.
Все также неподражаем Игорь Уваров. Его дуэт с Колесниковым в балладе "Звезды падают на Алабаму" вызвал одобрительный свист и ураган аплодисментов. Когда я сказал Игорю, что у меня уже не хватает эпитетов охарактеризовать его мастерство, то он посоветовал просто назвать его "великим и ужасным" (Похвальная скромность! - ред.).
Отличную технику продемонстрировал любимец томской публики Асхат Сайфуллин. Очевидно, общий неподдельный энтузиазм всего ансамбля воодушевил его на короткие, но блистательные соло в каждой пьесе. Он и виду не показал, что его пальцы были стерты до крови из-за ежедневных занятий:
Заслуженный артист России Виктор Королев технически играл, как всегда, безупречно, но, как мне показалось, импровизации строил шаблонно, просто повторял ранее найденные ходы. А "мистер-ритм" - Сергей Кушилкин был настоящим мотором этого суперзвездного ансамбля. Публика тепло его приветствовала как старого и доброго знакомого.
Музыканты решили завершить программу "Караваном", но не тут-то было. Публика, окончательно влюбившаяся в их игру, стоя устроила овацию! И сверх программы ребята под свист и рукоплескания отыграли свои импровизации на вечную тему из двух нот.
Вот такой весенний подарок получили томичи, не равнодушные к удивительной музыке. Музыке, знаковой для уходящего века. 

Валерий Рыбаков, Томск

На первую страницу номера