ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #17
JFC: праздник, который всегда с тобой
Что такое новая музыка ? Это хорошо забытая старая музыка. Сию незамысловатую истину подтвердили в понедельник (17.04) вечером два коллектива из Москвы, заявленные именно в "новом" жанре. Молодой проект "Волга" можно с чистой совестью назвать народническим (автор определения этого направления джаза - Сергей Гусятинский, заглянувший в JFC на огонек ). Под впечатляющий видеоряд, запущенный на экраны двух телевизоров, со сцены на зрителей лилась то колыбельная, то плач, то радость, то заботы русской молодухи. Все сопровождалось энергичным электронным ритмом. Не могу сказать, что всем понравилось, но что-то в этом было.
Юрий Парфенов, "Три О"А вот второй коллектив новичками назвать нельзя. Группа "Три О" случайно образовалась в 1985 году на Грузинской,21, где в то время собирались всевозможные свободные художники. Правда, тогда группа называлась "Свидетельство о рождении", так как все тогдашние участники (Сергей Летов, Аркадий Шилклопер и нынешний нью-йоркский таксист Аркадий Кириченко) были одногодками. Название сменили под напором небезызвестного "козла на саксе" Александра Филипенко. Лидер коллектива Сергей Летов (флейты, саксофоны) удовлетворил наше любопытство в отношении значения названия. "Три О" - это все, что цензура того времени оставила от первоначального варианта - словосочетания из джойсовского "Улисса": "три отверстия женщины".
Можно ли назвать ту музыку , которую играли "Три О", джазом? Да - сказала ассоциация психиатров Санкт-Петербурга на "Музыкальном Ринге" несколько лет назад. Но музыкантам все равно, что, кто и как называет - они веселятся и продолжают сочинять свои общественно-политические пьесы. В их числе "Инвенция" (И.С.Баху посвящается), "Ленин в Цюрихе", "Мираж" (доказательство факта, что труба существует не только, чтоб на ней играли, но и чтоб с ее помощью изображать пролетариат, забивающий гвозди в гроб швейцарскому империализму, и стук дятла в березовой роще), "Семипалатинск" (рассказ о нелегком детстве Сергея Летова в этом казахском городе), "Джазофрения" (повесть о всех джаз-фестивалях, джазменах и всех подобных джаз-)...
18 апреля. Писать о вокальной группе Дайджест - дело неблагодарное. Восторженные рецензии на их выступления не писали разве только политические обозреватели. Успех сопутствует коллективу со дня его основания в 1989 году. Но он держится не только на вокальном единстве, но и на оригинальных аранжировках Сергея Тарусина, Артура Ераносова, Дмитрия Сереброва. Вечер прошел ожидаемо прекрасно.
Предупреждение! То, о чем пойдет речь далее - проникнуто преувеличенным восторгом автора. Концерт бэнда московского (а ранее - нью-йоркского и парижского) саксофониста и композитора Анатолия Герасимова превзошел все мои ожидания. Не отдавая предпочтения ни одному из направления джаза, Маэстро так построил концерт, что попеременно хотелось то плакать от глубины чувств, то закружиться в урагане зажигательного ритма. Вот что об этом говорит сам Герасимов: "То, к чему я стремлюсь- это все перемешать. И очень доволен, когда это у меня получается. Здесь я был полтора года назад и очень соскучился. Поэтому необычайно приятен теплый прием здешней публики". Спасибо. В этом он весь. Приятно поражает, что, будучи номинальным лидеров ансамбля, Анатолий Герасимов дает проявиться на сцене всем сайдменам (это не часто встретишь среди больших музыкантов).Его коллегами в этот вечер были москвичи Дмитрий Севастьянов (ударные) и Юрий Погиба(клавишные) и петербуржцы Йоэль Гонсалес (перкуссия) и Петр Дольский(бас). В руках маэстро в этот вечер побывали саксофон, флейта и губная гармошка.
Вечер пятницы обогатил меня познанием таких течений современного джаза, как джангл и фьюжн. А проделали это две молодые (по возрасту основных героев) команды "Троп" и Superstition (в переводе - предрассудок, суеверие). Честно говоря, нон-стоп, который устроил "Троп", нагнал тоску не только на меня, но и на большинство присутствующих (некоторые покинули клуб в перерыве). И напоминало это компьютерно-инструментальную попсу с уклоном в техно. Но все мои опасения по поводу загнивания стиля в суровой питерской среде разметали Superstition .Интересно отметить преемственность групп: бессменно оставался на сцене гитарист из Петрозаводска Александр Рамус, перу или музе которого принадлежала одна из самых красивых композиций вечера - "До-дес-ка-ден", названная по имени легендарного фильма Куросавы. Superstition вообще играет в основном авторский материал, основной автор - клавишник Олег Белов. Помимо вышеобозначенных, в группу входят Сергей Остроумов (ударные) и Евгений Стригалев (альт-саксофон), хорошо ихвестные по более традиционным джазовым проектам, включая "Экстра трио плюс".
Шелли Хирш Звездой одного из вечеров фестиваля вечера была Шелли Хирш (США), которая специально приехала на фестиваль им. Сергея Курехина. Описать манеру пения, как и ее саму, очень проблематично. Можно так: экстравагантная американка, поющая о том, что ее окружает (предметах мебели, времени: "пять минут, мне осталось петь пять минут", людях). Она говорит, что свой голос разрабатывала годами. "Я из тех, кто слушает, слышит и поет. И если это импровизация, как сегодня, то на поверхность выплывает то, что до поры скрыто где-то глубоко внутри". 
Примечателен вечер оказался еще и тем , что впервые получился сейшн, в котором приняли участие Шелли и известный своей нетрадиционной ориентацией в джазе дуэт Гайворонский- Петрова. Дебют удался.
Конец фестиваля ознаменовался столпотворением звезд.
В понедельник в клубе собралась вся гитарно-джазовая элита города и не только. Здесь были и Валерий Белинов, и Гасан Багиров, и Алексей Дегусаров, и Александр Рамус, и многие другие. Народу была тьма. А все потому, что намечался джем-сешн All Stars с участием Андрея Кондакова (фортепиано), Григория Воскобойника (контрабас), Сергея Остроумова (ударные) и, главное, Пола Болленбэка(гитара). Рассказывать о джем-сешн - дело неблагодарное, так как импровизация в чистом виде не определяется никаким законом, кроме закона удачи.. Поэтому пусть сами музыканты расскажут об этом.
Пол Болленбек Пол Болленбэк: "Это мой третий визит в Россию. Мне очень нравится здесь играть. У вас прекрасные музыканты и замечательная публика. Этот концерт в рамках тура по России. Тур - тяжелая вещь, так как надо много путешествовать и совершенно нет времени на отдых. Но, если все проходит так замечательно, как сегодня, я забываю о неприятных сторонах гастролей... Об ансамбле? С этими ребятами я уже играл в казино "Олимпия" в феврале этого года. Мне нравится Андрей (Кондаков), как музыкант, как человек и как друг. О программе? Программа всегда разная, так как музыка - всегда импровизация..."
Андрей Кондаков: "Я - художественный руководитель клуба, арт-директор, если вам угодно. В JFC воплотилась моя мечта о настоящем джаз-клубе европейского, даже американского образца. Здесь каждый день звучат разные неповторимые составы. Этот концерт лежит в основе фестиваля, который проходит с участием звезд мирового джаза. Наш фестиваль хорошо расположен по времени, т.к. в апреле наблюдается приток мировых звезд из-за фестиваля в Новокузнецке. Благодаря этому несколько лет назад нам удалось сыграть с такими музыкантами, как барабанщик Ленни Уайт, контрабасист Эдди Гомес. Теперь это Brasil All Stars, Кортни Пайн, Гэри Бартц". 
Еще одна звезда-участник фестиваля - британец Кортни Пайн. Он начинал с регги и к джазу пришел через танец. Сейчас он самая яркая звезда европейского джаза, саксофонист, помимо этого играет на фортепиано, кларнете и контрабасе. Предпочитает выступать в маленьких клубах. Выступал с такими музыкантами, как Боб Марли, Мик Джаггер, Лайза Минелли, Кейт Буш. Записал саундтрек для "Сердца ангела" с Микки Рурком, после чего был приглашен Аланом Паркером для работы над музыкой для "Эвиты". Он не зацикливается на каком-то одном стиле джаза и играет все в равной степени хорошо. Его девизом мог бы стать небезызвестный призыв В.И.Ленина: "Учиться, учиться и еще раз учиться!" Благодаря Британскому Совету, познакомиться с ним смогли и мы.
Кортни Пайн"Мне всегда хотелось играть музыку для разных людей", - говорит он. - "Я люблю путешествовать. Интересно наблюдать разницу между странами, народами. Я рад быть здесь, видеть разницу, играть, общаться с друзьями, давать интервью.
Моя группа отличается там, что мы используем компьютер для ритмики в духе хип-хопа. Иногда я играю регги и кое-что еще. В группу входит Деннис Роллинз из рок-группы "Blur", певица в стиле соул и ударник из Ганы. Мы стараемся сделать музыку энергетической, чтобы она подвигала людей на действия.
В своих композициях я выражаю то, что вижу. До занятий джазом я часто ходил в данс-холлы, чтобы танцевать музыку. Сейчас я привношу это в мои пьесы. Тут все дело в заинтересованности.
Что касается программы, то все изменения в ней зависят от аудитории. В Москве мы играли в зале им.Чайковского. Это очень классический зал, и мы с уважением отнеслись к нему. В зале были и пожилые, и молодые, и музыканты, все было так строго, что мы не стали играть там наш рэп (а что же тогда это было?!! - ред.). Все композиции были в очень классическом ключе. В разных местах нужно играть по-разному. Еще раз: все зависит от аудитории: кто-то любит танцевать, кто-то сидеть и спать.
К концерту у нас всегда есть заготовки. Но мы открыты для публики. Кто-то говорит: сыграйте "Summertime" - и мы играем "Summertime".
Когда выдается свободное время, я хожу в клубы, на джем-сешны, посмотреть на других музыкантов. У меня четверо детей, и когда я дома, то стараюсь провести с ними побольше времени. Дома у меня маленькая студия и 15 саксофонов. Еще я люблю играть в крикет и бадминтон. Люблю компьютерные игры и часто зависаю в Интернете.
Для меня слушать музыку - не отдых, а работа, так как я стараюсь найти полезное, научиться чему-то новому. А вот петь я не могу, но , если бы мог, то пел бы рэп. Так что пою только через саксофон". 
Могу только добавить, что общаться с Кортни - одно удовольствие. Думаю, что со мной согласятся музыканты, которые пришли на его мастер-класс в JFC.
Гэри БартцПоследний день фестиваля. В зале не очень много народу (все на концерте Кортни Пайна в "Балтийском Доме"). Обидно, потому что в программе Гэри Бартц. Еще при жизни он причислен к сонму Великих. Он играл с Джоном Колтрейном и Майлзом Дэвисом. О его концерте в Москве уже писал "Полный джаз", поэтому, думаю, будут излишними пустые восторги. Мне хотелось бы только отметить скромность и доступность маэстро, который легко шел на контакт как с теми, кто говорил по-английски, так и с теми, кто не мог этим похвастаться. В этот вечер с ним играли уже хорошо нам известные Валерий Белинов (гитара), Григорий Воскобойник (контрабас), Сергей Остроумов(ударные).
Вот и все. Закончилась джазовая весна в Санкт-Петербурге, зато началась настоящая. За ней придет лето (и будут еще фестивали! - ред.), потом осень, зима, весна... До новых встреч.

Татьяна Востроилова
Автор искренне благодарен за поддержку Феликсу Народицкому, Виталию, Лене, Оле, Роме, Юле, Диме, Саше.

На первую страницу номера