ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 19 (77) - 31 мая 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Ну вот, кажется, гребень вала Большого Сезона в России пройден. Теперь впереди до межсезонья (в последние годы, впрочем, сильно сократившегося - в столицах почти до нуля) - всего несколько фестивалей (некоторые очень даже ничего), пара гастролей (который совсем хороши) да несколько концертов (для жителей и посетителей Москвы - см. сводную афишу на июнь). Следуют ли из этого какие-то теоретические выводы? Ой, нет, пока не следуют. Гребень гребнем, а вал пока еще сильно тащит, да еще и стукая временами о какие-то подводные коряги. Да и то сказать, минувшая неделя не принесла облегчения - массивная многодневная "Богема-джазз" кончилась, но на смену ей пришла "Джазовая провинция" и много чего другого (см. ниже). Вообще шевеления много наблюдается. Даже простой поиск по какому-нибудь "Яндексу" с ключевым словом "джаз" начинает приносить какие-то невиданные результаты. Попробуйте, кстати: некоторые открывающиеся ресурсы в своем роде просто восхитительны. Например, на свежеоткрытом конгломерате самодельных страничек, наряду с невыносимо деловой страничкой Московской ассоциации джазовых журналистов, можно обнаружить вполне серьезную по тону историю джаза, написанную неким 19-летним юношей (из молодых, видать, да ранний). На втором точно таком же конгломерате кто-то старательно и не без толку изучает джаз-рок , последний заповедник которого после Японии - точно Россия (хоть автор и линкует в списке героев джаз-рока всего один российский коллектив - ясное дело, "Арсенал"). Кто-то не пожалел времени оцифровать и прислать в Библиотеку Мошкова (отвечаем, кстати, сразу всем, кто с достойным лучшего применения упорством задает сей вопрос: почтенный библиотекарь и редактор "Полного джаза" между собой не связаны никак, ничем и даже не знакомы) объемистый мемуар главного джазиста СССР Л.О.Утесова, в каковом мемуаре о джазе, собственно, почти ничего и нет (то есть есть, но в основном в контексте "рази нам нужен такой джаз? такой джаз нам таки не нужен"). Но зато в той же библиотеке натыкаешься на отменный образец раннего русскоязычного джазового журнализма - репортаж Василия Аксенова с того самого Таллинского (еще с одним "н") джаз-фестиваля 1967 года, кем-то сосканированный из "Юности" тех лет - и как-то веселей на душе становится.
Чувство, впрочем, иррациональное. Давайте перейдем к делу.
Как это было
в Москве
30 мая через Москву проехала "Джазовая провинция" - уникальный передвижной фестиваль, уже в третий раз едущий по центральной России с джазовой миссией. После "Провинции" на джазовой карте открываются новые города, а аудитория российских губернских центров теряет славу "неджазовой", живо и горячо принимая странствующих "провинциалов" - как отечественных, так и зарубежных. Ведший московский концерт Михаил Митропольский совершено справедливо заметил, что "Провинция" могла бы и вообще не заезжать в Москву - она в этом не очень-то нуждается; но в этом году, когда финансы фестиваля тихим голосом запели романсы, у нас и не было бы другого шанса увидеть "Джазовую провинцию" изнутри...>>>>

Еще одно событие (пусть и не такое яркое) - закрытие очередного сезона в любимом клубе студентов-джазистов (куда они ходят пить пиво и играть друг с другом, своими преподавателями и другими хорошими людьми) - редкого по долголетию "Джаз-арт клуба", который в минувшую пятницу закрыл свой аж пятый концертный сезон. В отличие от более капиталистических предприятий, "Джаз-арт" летом не действует. Вот какими глазами увидел закрытие пятого сезона на Беговой наш внештатный автор...>>>>

Как это было
в Нью-Йорке
После недельного перерыва, вызванного поездкой в старинный Бостон, наш собственный корреспондент в столице мировой импровизационной музыки Иван Шокин вновь отважно кидается в пучины самых массовых мероприятий - и, естественно, не обнаруживает там мэйнстрима (потому что он его там не и не ищет). Однако то, что он там обнаруживает, оказывается весьма достойным включения в очередной обзор событий на самой что ни на есть передовой...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
Первое сообщение под этой рубрикой пришло к нам из краев, ранее на джазовую карту России если и наносившихся, то только карандашной штриховкой. А вот, оказывается, можно сделать фестиваль и не только в областном центре! Первый джазовый фестиваль провел крошечный оборонно-промышленный Ангарск близ Байкала...>>>>

И еще одно сообщение: 1 и 2 июня в Вологде состоится премьера мюзикла "Красная Шапочка", написанного самарским пианистом Григорием Файном. Постановка осуществлена джазовой студией "Вот и мы" под руководством Виктории Андреевой.

Что намечается:
московские анонсы
В рамках визита Кенни Гарретта в Россию (см. специальную страницу, посвященную его гастролям) он 1 июня с 18.30 до 19.30 посетит магазин "Пурпурный Легион" в Москве, где будет давать автографы и общаться в неформальной обстановке.
Адрес магазина: Новокузнецкая ул., 1 (м. "Новокузнецкая").

2-3 июня в концертном зале им. Чайковского проходит V Московский международный джаз-фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения Луи Армстронга. Его проводит Московский джаз-ангажемент Юрия Саульского. В первый день в фестивале будут участвовать Jazz Friends (братья Дмитрий и Александр Бриль - саксофоны, Алексей Беккер - фортепиано, Сергей Хутос - контрабас и Дмитрий Севастьянов - барабаны), квартет саксофониста Игоря Бутмана и германско-американский коллектив - квартет Джона Маршалла. 3 июня на сцену выйдет квинтет пианиста Якова Окуня (Виталий Головнев - труба, Алексей Николаев - тенор-саксофон, Антон Ревнюк - бас и Александр Машин - барабаны). Программу продолжит новый проект легендарного флюгельгорниста и композитора Германа Лукьянова - "Каданс Миллениум". Завершит фестиваль выступление нью-йоркского коллектива "Harlem Blues and Jazz Band", в состав которого входит несколько музыкантов, игравших с самими Луи Армстронгом.

В Москве стало одним джаз-клубом больше: о дальнейших планах своего нового детища рассказывает Алексей Баташев.
29 мая, в понедельник, в половине девятого в "Золотом зале" ГЦКЗ "Россия" открылся мой клуб. Мы с Майей очень волновались, как все произойдет. Прошло. Играл Витя Лившиц со своим бэндом. Было много симпатичных людей, моих друзей - художников, писателей, музыкантов. Как в "Молодежном" или "Аэлите". Громин с Сакуном забрели на огонек. Люди общались, аплодировали музыкантам, с удовольствием танцевали - там есть специальный паркет. Народ действительно радовался, это самое главное. Сторублевый вход сочли недорогим, все по карману. Продержимся ли? Главное слово скажете вы, те, для кого мы это все затеяли. Приходите и поддержите начинание. 
В прошлом "Полном джазе" сообщалось, что Марсалис открывает в будущем году точно такой же клуб - тоже на 600 мест и так же с паркетом для танцев. Значит, не только в области балета!..
Каждый понедельник, гостиница "Россия", западный вход (напротив Кремля), "Золотой Зал". Приходите пораньше, "посидим, водочки попьем - хорошо". Давайте сделаем это место еще одним своим домом.
5 июня будет играть "Moscow Band" Володи Лебедева. Помянем Текса Бенеке, вспомним "Серенаду". Жду вас.

Алексей Баташев

Джазология
Текст, который сегодня публикуется в открытой патриархом отечественного джазознания Леонидом Переверзевым рубрике - начало продолжительного цикла публикаций, призванных в результате образовать крупный триптих, "Приношение Дюку", посвященный, естественно, гигантскому творческому наследию Дюка Эллингтона. Сегодня - часть первая первого из трех текстов. Он посвящен интереснейшей и, естественно, ставшей доступной для обсуждения только в последние полтора десятилетия теме - христианским мотивам в творчестве Эллингтона...>>>>
А в это время
за бугром...
та самая труба, которой лишился Рой ХаргроувОдин из лучших современных джазовых трубачей, Рой Харгроув, лишился своей трубы. Около полуночи 19 мая в бостонском джазовом клубе Scullers, завершая свой сет, он вышел играть на бис, оставив свою ручной работы трубу Interbinen в холле клуба (играл он в тот момент на флюгельгорне). когда он вышел со сцены, инструмента в холле уже не было.
Через пару дней в клуб позвонила женщина, которая покидала клуб в тот вечер как раз во время "биса". Она утверждает, что видела, как трубу взял со столика молодой белый человек с короткими темными волосами, чисто выбритый, со словами: "Ну-ка, ты только взгляни!". С молодым человеком, которому на вид было около 30 (среднего сложения, невысокого роста - около 165-170 см., был одет в темный свитер), было двое друзей - молодой человек и девушка. 
Всех, кто располагает какой-либо информацией о краже, просят позвонить в клуб Scullers - (617) 562-4111 или в отель DoubleTree Guest Suites - (617) 783-0090. Менеджер Роя Харгроува, Ларри Клотиер, предлагает 500 долларов за возвращение трубы, "и никто не задаст никаких вопросов". Если лицо, решившее возвратить трубу, захочет остаться неизвестным, инструмент просят отправить по почте или доставочной службой в отель.

Дайен РивзПевица Дайан Ривз, лауреат "Грэмми" и просто отличная вокалистка, отменила свое выступление на фестивале Spoleto в Чарлстоне, Южная Каролина. Выступление должно было состояться 3 июня. Темнокожая звезда Ривз не будет петь в Чарлстоне, так как над Капитолием штата, находящимся в этом городе, до сих пор развевается флаг Конфедерации южных штатов, обычно ассоциируемый с белым расизмом и даже с современным фашизмом в США. Вот что говорится в ее заявлении для прессы:
"Фестиваль Spoleto для меня всегда был праздником разнообразия искусств. Хотя я ждала своего выступления, я решила отменить его, так как существовавшие ранее неприемлемые обстоятельства продолжают существовать.
Мои предки страдали и гибли в борьбе с силами, которые олицетворяет этот флаг. Как и многие другие, я хорошо знаю, что именно олицетворяет этот флаг. Но ему все еще позволяют развеваться на почетном месте. А в мире так много прекрасных вещей, которые могли бы быть открыты взглядам публики вместо него, но которые при этом объединяли и исцеляли, вместо того чтобы разделять".
Н-да, а нас так пытаются убеждать в поголовной политкорректности и десегрегированности американского общества...

21 мая в Инглвуде (Нью-Джерси) умер известный барабанщик традиционного джаза Бенджамин "Баззи" Друтин. Он играл с такими динозаврами джазовой традиции, как Уайлд Билл Дэвисон, Джек Тигарден и the Dukes of Dixieland.
Друтин родился 22 апреля 1920 г под Киевом и в 5-летнем возрасте был вывезен родителями в США. Он вырос в Бостоне, где стал профессиональным музыкантом (он работал в оркестрах и клубах с 1936 г.). В 40-60-е он жил в Нью-Йорке (с 1947 по 1951 г. он был штатным барабанщиком диксилендового клуба Эдди Кондона). В 70-е он вернулся в Бостон, где добрых два десятилетия выступал со своим семейным ансамблем the Drootin Brother Band (там участвовали также его брат Ал и племянник Сонни).

Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 13 июня)
  • "A Brand New Day: Live at the Knitting Factory" - Tom Cora, Knitting Factory Works
  • "Rush and Hustle" - Wendell Harrison Clarinet Ensemble, Enja
  • "Viva Brazil" - Tania Maria, Concord Picante
  • "Solo (Improvisations for Expanded Piano)" - Lyle Mays, Warner Bros.
  • "Spain" - Michel Camilo and Tomatito, Verve
  • "Mood Indigo" - Jimmy Scott, Milestone
  • "Rush and Hustle" - Wendell Harrison Clarinet Ensemble, Enja
  • "Boquet" - William Hooker, Lee Ranaldo and Christian Marclay, Knitting Factory Works
  • "At the Empty Bottle" - Witches and Devils, Knitting Factory Works
Переиздания
(в продаже с 13 июня)
  • "Visions of Buhaina" - Art Blakey, Savoy Jazz / Atlantic
  • "The Complete Blue Note Horace Parlan Sessions" - Horace Parlan, Mosaic(five CDs)
  • "Finest Hour" - Oscar Peterson, Verve
  • "Finest Hour" - Nina Simone, Verve
  • "Finest Hour" - Jimmy Smith, Verve
  • "Finest Hour" - Sarah Vaughn, Verve
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова
  • "Вся музыка мира", Радио России, 0.35-1.00 в ночь с воскресенья, 4 июня, на понедельник, 5-е июня: "В фокусе -Швейцария". Участники фестиваля "Джазовая провинция" - "Day &Taxi". Пилат и другие - новый альбом"Богемы", "Пилатус" Аркадия Шилклопера. Сквозная тема - Summertime из оперы "Порги и Бесс", но в трех невероятных интерпретациях.

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Леонид Переверзев,
Кирилл Экономов,
Иван Шокин,
Алексей Баташев,
Василий Соулнотов,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Billboard Online,
JazzE.com,
Down Beat

Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
Константин Крупенин,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков