ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 20 (78) - 7 июня 2000 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Ну вот. Кажется, Большой Сезон подходит к концу. Завершается "Джазовая провинция", пройдет еще пара небольших фестивалей - и начинается межсезонье. Не абсолютное: в отличие от ситуации еще пятилетней давности, в Москве и Питере основные клубы работают все лето, планируются кое-какие фестивали (а в Питере - так и не "кое-какие", а сразу два и почти подряд - см. ниже)... Но все равно сезон уже явно подходит к концу. В то время как в Европе и Штатах-то фестивальный сезон в самом разгаре, но это - потому что им не надо огород копать (шутка, но в ней есть доля истины, и немалая).
Интересно как-то все сложилось в этом сезоне. Произошла большая часть того, что планировалось. Кое-что из ежегодных мероприятий по сравнению с прошлым годом было лучше, массивней, значительней ("Богема-джазз" в Москве, "Джаз у старой крепости" в Новокузнецке). Кое-что - не хуже, но и не лучше (только что завершившийся V ММДФ). Кое-что - не лучше, а просто по-другому. Но что радует - народ идет! Но чу... это все эмоционально-теоретические рассуждения, которые мы уже третью неделю откладываем на окончательный конец сезона. То есть - на следующий номер, который мы в какой-то степени и планируем таким вот, обзорно-итогово-сезонным. Но это - через неделю. Пока же - к делу.
Как это было
в Москве
Кенни Гарретт"Ле Клуб" дал достойное обрамление сезону, столь удачно начатому концертами трубача Рэнди Бреккера минувшей осенью (см. "Полный джаз # 35 -1999). В течение трех вечеров в клубе, недавно получившем премию "Джаз'Ухо-99" как "Точка года", выступал один из саксофонистов, своим творчеством задающих уровень развития искусства игры на этом инструменте - Кенни Гарретт...>>>>

Еще одно заметное событие произошло в Москве 3-4 июня - Московский джаз-ангажемент Юрия Саульского провел V Московский международный джазовый фестиваль, посвященный на этот раз памяти Луиса Армстронга, вернее - 100-летию со дня его рождения...>>>>

Участники фестиваляПока джазовый мэйнстрим гремел в "Ле Клубе" и зале Чайковского, в главном авангардном зале Москвы - "Доме" - тоже прошло очень примечательное событие: фестиваль традиционной музыки народов бывшего СССР под загадочным названием "Орион кап - Столичный". С фестиваля - впечатления председателя Московской ассоциации джазовых журналистов Дмитрия Ухова...>>>>

Как это было
в Нью-Йорке
Ури КейнНу, вот и столица мирового джаза попала под вал Большого Фестивального сезона. В России сезон уже на исходе, потому что основной массе слушателей пора надевать пузырястые треники и ехать поливать огороды, а вот в Нью-Йорке, где этот вид социальной активности - стояние над грядкой в позе буквы зю - вряд ли столь же распространен, начались теплые и очень теплые деньки и, соответственно, фестивали, коих сразу много. Наш собственный корреспондент в Нью-Йорке, бесстрашный исследователь передовых рубежей Иван Шокин, докладывает нам о наиболее необычных событиях фестиваля Bell Atlantic Jazz...>>>>
Москва - это вам
еще не все 
Эмблема фестиваля в Лисаковске26-28 мая прошел еще один джазовый фестиваль, причем там, где джазового фестиваля можно ожидать в самую последнюю очередь - в Казахстане, в маленьком городе Лисаковске Кустанайской области. Точнее, теперь надо писать "Костанай", да и области, кажется, в Казахстане теперь именуются как-то по другому, но неважно - важно, как этот фестиваль был увиден глазами местных журналистов...>>>>

23-25 июня в Петербурге пройдет седьмой по счету фестиваль "Свинг Белой ночи". Напомним, этим летом в Питере состоится и еще один фестиваль - "Золотая труба Армстронга" 30 июня - 2 июля, так что скучать петербуржцам в разгар белых ночей не придется...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
Компания "Богема Мьюзик" открывает еще одну джазовую точку: каждую среду в ресторане "Шато" (ул. 1905 г., д. 2А, напротив Центра международной торговли) теперь в 21.00 будет начинаться джазовый концерт. Вход - бесплатный. 21 июня в "Шато" - уникальный крымский гитарист Энвер Измайлов, 28 июня - трио гитариста Ивана Смирнова.

Алексей Баташев напоминает читателям "Полного Джаза", что...
в очередной понедельник 12 июня его клуб продолжает неустанно работать, невзирая на праздник, и на этот раз героями вечера станут кларнетист Игорь Тертычный и единственный играющий с середины 50-х годов трубач Евгений Баранов. Гости начинают собираться к 20.00, музыканты стартуют в 21.00. Обратите внимание, господа, что это единственный в Москве клуб с программой Jazz'n'dancing. В клубе продаются диски "Богемы" по самой низкой цене.

Адрес клуба: Москворецкая набережная 1, гостиница "Россия", Западный вестибюль, Золотой Зал. Заказ билетов - пейджер 9747400 аб 38591.

Алексей Баташев

Чтение
Адольф "Эдди" Рознер (1910 - 1976)26 мая исполнилось 90 лет со дня рождения одного из лучших европейских джазовых музыкантов предвоенной эры и одного из самых популярных джазовых артистов в СССР - трубача и бэндлидера Адольфа "Эдди" Рознера (1910 - 1976).
Рознеру посвящено довольно много литературы. Есть книга о нем, написанная участником его оркестра Юрием Цейтлиным - "Взлеты и падения великого трубача Эдди Рознера". Есть сайт с краткой биографией, но с очень подробной дискографией и аудиоклипами - часть замечательного ресурса "Советский джаз 30-40-х гг.". Куда более подробная биография под названием "Эдди Рознер - музыка и тьма", написанная минчанином Яковом Басиным, публиковалась в белорусском журнале "Jazz-квадрат" в несколько приемов: № 1-98, № 2-98, № 3-98, № 4-98, № 5-98, № 6-98, № 7-98, № 8-98.
Мы же сегодня будем читать текст о Рознере, ранее в России никогда не издававшийся и не встречавшийся в Интернете - это воспоминания о знаменитом трубаче, написанные пианистом и композитором Николаем Левиновским. На излете карьеры Рознера - и на старте своей джазовой карьеры - Левиновский работал в оркестре Эдди Игнатьевича. Это потом будет знаменитый ансамбль "Аллегро", потом будет эмиграция в США, где Левиновский сейчас и живет. Мы же с разрешения автора перепечатываем посвященные Рознеру фрагменты книги воспоминаний Левиновского, над которой он сейчас продолжает работу (три года назад эти фрагменты публиковались в нью-йоркской русскоязычной газете "Новое русское слово")...>>>>
А в это время
за бугром...
Гордон "Текс" Бенеке (1946)Легендарный саксофонист, вокалист и бэндлидер свинговой эры Гордон "Текс" Бенеке скончался 30 мая в возрасте 86 лет от болезни дыхательных путей в хосписе Assured Horizons в Коста Меса, Калифорния. В хосписе он провел около месяца, и врачи заявили, что о его смерти было заранее известно - вплоть до даты.
Бенеке (р. 1914, Форт Уорт, Техас) десятилетиями был ведущим участником одного из самых популярных биг-бэндов свинговой эпохи - оркестра Гленна Миллера. Прозвище "Текс", то есть "Техасец", дал ему сам Миллер, когда поспорил с ним о зарплате при приеме в оркестр. Миллер собирался платить ему 50 долларов в неделю, Бенеке требовал больше. В конце концов сошлись на 52,5 долларах в неделю. "Но ты", - сказал Миллер, - "должен доказать мне, что стоишь этих дополнительных двух с полтиной".
Гордон "Текс" Бенеке (1985)Именно Текс пел такие хиты оркестра , как "Chattanooga Choo Choo" (первый в истории шоу-бизнеса сертифицированный "золотой диск"), "Don't Sit Under the Apple Tree" и "I Got a Gal In Kalamazoo", и играл соло на тенор-саксофоне в "In the Mood" и "String of Pearls". Он снимался в обоих фильмах с участием этого оркестра - "Серенада Солнечной долины" и "Жены оркестрантов". В 1942 г., когда Миллер распустил оркестр, чтобы возглавить биг-бэнд Военно-воздушных сил США, Бенеке также был призван в армию и работал в другом коллективе - биг-бэнде Военно-морских сил. После гибели Гленна Миллера в 1944 г. вдова бэндлидера обратилась к Бенеке с просьбой вновь собрать оркестр, что и было исполнено в 1946 г. На протяжении четырех лет Текс возглавлял оркестр Гленна Миллера, однако затем покинул его, так как его не устраивало требование промоутеров не вносить вообще никаких изменений звучание и аранжировки классических миллеровских хитов. С 1950 г. у Бенеке был собственный оркестр, просуществовавший аж до 1999 г., когда он в последний раз выступил в Кливленде. В это оркестре он по-прежнему исполнял в том числе и музыку миллеровского периода, но так, как он сам того хотел.

Тито Пуэнте31 мая в Нью-Йорке умер один из крупнейших мастеров латиноамериканской перкуссии - 77-летний Эрнесто Антонио "Тито" Пуэнте. Вторым его прозвищем, точнее - почетным званием, полученным от поклонников, было El Rey - "Король", настолько велико было его значение в истории латинского джаза.
2 мая он был госпитализирован в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико) после того, как во время концерта с Симфоническим оркестром Пуэрто-Рико почувствовал боль в груди. В госпитале Павиа кардиолог Мигель Кампос осмотрел его и назначил курс антикоагулянтов, чтобы предотвратить развитие аритмии. Когда Тито выписали, он переехал в Нью-Йорк, где был поставлен в очередь на операцию коронарного шунтирования в медицинском центре Нью-йоркского университета. Операция была назначена на 31 мая. В 11 вечера того же числа Пуэнте скончался, не перенеся хирургического вмешательства.
Тито ПуэнтеТито Пуэнте был пятикратным лауреатом "Грэмми" (последний раз - в минувшем году за альбом "Mambo Birdland"), выпустил свыше 100 альбомов и считался высочайшим авторитетом в области игры на тимбалес. Но помимо этого он был еще и выдающимся бэндлидером, через ансамбли которого прошел весь цвет латинского джаза, и крупным композитором - причем значение его музыки выходит далеко за границы его жанра: так, именно его песня "Oye Como Va" стала в начале 70-х одним из главных хитов мексиканского рок-гитариста Карлоса Сантаны (а сам Тито, заметим, выпустил ее еще в 1962 г.).
Тито ПуэнтеПуэнте - не иммигрант, он родился в Нью-Йорке 20 апреля 1923 г. Иммигрантами были родители его родителей, еще в прошлом веке поселившиеся в Испанском Гарлеме - первом крупном латиноамериканском квартале Нью-Йорка. Он получил прекрасное музыкальное образование в престижной Джульярдской консерватории, играл не только на тимбалес, но и на вибрафоне, фортепиано, саксофоне, конго и бонго. Что касается его музыки, то он не только джазмен - не меньший (а может, и больший) вес имело его имя в мире традиционной музыки мамбо. В 50-60-е гг. он был крупным популяризатором мамбо и ча-ча-ча, в 70-е переключился на афрокубинскую сальсу, а в 80-е и 90-е больше всего внимания уделял латинскому джазу.

Джо Пума31 мая в США умер гитарист Джо Пума, который в минувшие десятилетия играл в ансамблях Арти Шоу, Херби Мэнна, Гэри Бертона и Кармен Макрэй. В 70-е годы у него был благосклонно принимавшийся критикой и публикой дуэт с гитаристом Чаком Уэйном. Пума выпустил несколько альбомов под своим именем, последний из них - "It's a Blue World" - вышел на лейбле Euphoria в 1999 г.

Новые альбомы
Новые альбомы
(в продаже с 20 июня)
  • "Jazz Moods compilations subtitled Viva Brazil, Saturday Afternoon Jazz and Jazz Weekend" - Various Artists, Concord Jazz
  • "Celebrating Tjader and Jazz Moods compilations subtitled Viva Brazil, Saturday Afternoon Jazz and Jazz Weekend" - Various Artists, Concord Jazz
  • "Dangerous Curves" - Jeff Golub, GRP
  • "Incredible" - Joey DeFrancesco and Jimmy Smith, Concord Jazz
  • "Party with Puente" - Tito Puente, Concord Picante
  • "The Mask" - Erik Truffaz, Blue Note
  • "Painter's Spring" - William Parker Trio, Thirsty Ear
Переиздания
(в продаже с 20 июня)
  • "New York Ain't So Bad: Ali Plays the Blues" - Rashied Ali featuring Royal Blue, Knit Classics
  • "The Ultimate Collection" - Louis Armstrong, Verve (three CDs)
  • "The Complete Hot Five and Hot Seven Recordings" - Louis Armstrong, Legacy (four-disc box)
  • "Ambassador Satch" - Louis Armstrong, Legacy
  • "Satchmo the Great" - Louis Armstrong, Legacy (ll expanded)
  • "The Complete Satch Plays Fats" - Louis Armstrong, Legacy
  • "The Ultimate Collection" - Louis Armstrong, Verve (three CDs)
  • "James Dean Story" - Bud Shank and Chet BakerOriginal Soundtrack, Blue Note
  • "Coltrane Jazz" - John Coltrane, Rhino (four alternative takes from the Heavyweight Champi)
  • "The Avant-Garde" - John Coltrane, Rhino
  • "Big Fun" - Miles Davis, Legacy (two CDs)
  • "Get Up with It" - Miles Davis, Legacy (two CDs)
  • "On the Corner" - Miles Davis, Legacy
  • "Live at Greenwich House" - Decoding Society, Knit Classics
  • "Devil May Care" - Bob Dorough, Avenue Jazz
  • "Live in 3 2/3 4 Time" - Don Ellis, Blue Note
  • "Birds of Fire" - Mahavishnu Orchestra, Legacy (remastered)
  • "Buddy and Soul" - Buddy Rich, Legacy
  • "Brazil" - Charlie Rouse, Knit Classics
    "James Dean Story (OST)" - Bud Shank and Chet BakerOriginal Soundtrack, Blue Note
  • "Three Pianos for Jimi" - Triad, Knit Classics
  • "Nuf Said" - Kai Winding with J.J. Johnson, Avenue Jazz
Радио
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова
  • "Вся музыка мира", Радио России, в ночь с 11 на 12 июня, 0.35 - нидерландский авангардно-джазовый квартет играет турецкую музыку. Проект "Композиторские антологии на компакт-дисках" распространяется бесплатно: Александр Бакши - "Умирающий Гамлет". Сквозная тема - куплеты Мэкки-Ножа из "Трехгрошовой оперы": Ник Кейв, Лиса Стэнсфилд, ну и, натурально - Армстронг.

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение о перепечатке.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Леонид Переверзев,
Иван Шокин,
Дмитрий Ухов,
Екатерина Миронова,
Ким Волошин,
Николай Левиновский,
Олег Поливода,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация:
Billboard Online,
JazzE.com,
Down Beat,
Associated Press,
Reuters

Фото:
Павел Корбут,
Александр Забрин,
Андрей Дубинин,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков