ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #20
Кенни Гарретт в Москве: как это было
Кенни ГарреттВ "Ле Клубе" 31 мая, 1 и 2 июня при поддержке торговой марки Parliament прошло три концерта альт-саксофониста Кенни Гарретта. Не будем повторять бессмысленные эпитеты "выдающийся", "один из ведущих" и т.п. - факт есть факт, в Москве выступил один из тех, кто олицетворяет джаз 90-х. Гарретт играл со своим гастрольным квартетом, в составе которого - пианист Карлос Маккини, контрабасист Нат Ривз и 19-летний барабанщик Маркус Бэйлор.
Несмотря на чрезвычайно высокую даже по московским меркам стоимость билетов на концерты Гарретта (сравнимую с входной платой в дорогих джаз-клубах Нью-Йорка), "Ле Клуб" был переполнен - десятки людей, заплативших за билеты, вынуждены были стоять (впрочем, ради удовольствия слушать Кенни стоять все безропотно соглашались). Был и еще один сюрприз: хотя генеральным спонсором тура был Parliament и перед началом шоу длинноногие барышни при входе раздавали всем желающим сигареты этой марки, концерт начался с просьбы арт-директора клуба Игоря Бутмана не курить в течение всего выступления музыкантов, поскольку таковы условия контракта. не разрешалось еще вести видео- и аудиозапись - точнее, сформулировано было так: "если уж вы снимаете на видео, хотя бы красный глазок у камеры прикройте".
Кенни ГарреттСреди собравшихся было не так уж много собственно джазовой публики (за исключением музыкантов - от студентов до мастеров: этих-то было полно), были и совсем случайные люди, не очень понимавшие, куда и на что они, собственно, пришли. В перерыве один из московских музыкантов, сидевший в зале, рассказывал знакомым, как и с какими комментариями слушала первое отделение оказавшаяся с ним за одним столом новорусская парочка. После первого сета парочка, не вынеся джаза, сбежала, но таких беглецов были единицы. Аудитория приняла ансамбль Кенни Гаррета не просто тепло - "на ура". Это и не удивительно, хотя в первом отделении концерта Гаррет и его группа предложили собравшимся совсем непростую музыку. 
Современный мэйнстрим невероятной интенсивности - и эмоциональной, и звуковой: так можно определить эту стилистику. Это в основном был материал последних трех альбомов Гарретта, выходивших на Warner Bros. и состоящих в основном из его авторских композиций и аранжировок музыки Джона Колтрейна (включая совершенно фантастическую по изобретательности аранжировки и по мощи исполнения версию "Giant Steps"). Во втором отделении музыкант отдал дань своим более мягким и мелодичным сочинениям, которыми он окончательно привел публику в экстаз, выразившийся в громовых воплях и шквальных овациях после каждого соло и тем более после каждой композиции. Во время второго концерта прием был настолько горяч, что Кенни, не очень-то приветливо относящийся к публике вообще, разошелся и исполнил три вещи на бис (включая собственный рэп, к исполнению которого он легко привлек весь клуб).

Аудиопримеры (с последнего альбома Гарретта "Simply Said", Warner Bros., 1999):

  • 3rd Quadrant (таким был почти весь первый сет)
  • Conversation With Hutcherson (образец более изощренной комозиции)
  • Back Where You Started (тот самый рэп)
  • Can I Just Hold Your Hand? (образец лирики Гарретта)

Кенни ГарретМастер играл не только на альт-саксофоне, но и на сопрано, и даже - одну вещь, тот самый рэп - на маленьком изящном сопранино. Его контроль над инструментом и фантастическая интенсивность игры не знает равных, но главное - не в этих технических достижениях, а в его огромной музыкальности, в осмысленности каждого звука, насыщенности его игры идеями, благодаря чему он по праву числится среди основных саксофонистов 90-х, своим творчеством изменяя рамки представлений об игре на альт-саксофоне. 
Скромно одетый (черная водолазка, синие джинсы и коричневая африканская шапочка), он вызвал массовые восторги женской части аудитории своей атлетической (при небольшом росте) фигурой и обильным сценическим движением.
Нат РивзНесмотря на периодически возникавшие проблемы с басовым усилителем, надежной основой ансамбля был опытный контрабасист Нат Ривз. Единственный из нынешних членов ансамбля, он играет с Гарреттом уже много лет - с тех пор, как членами гастрольного квартета были барабанщик Тэйн Уоттс и покойный пианист Кенни Керкланд.
Молодой пианист Карлос Маккини - музыкант уже опытный, он играл у Антонио Харта и Уолласа Рони. Он запомнился впечатляющими соло, выполненными в основном в агрессивно-перкуссивной технике, но основанными на глубоком знании гармонии, причем не только и не столько джазовой.
Карлос МаккиниКак и лидер квартета, он обладает атлетическим сложением при невысоком росте, но одевается куда более по-пижонски: черная шелковая майка-безрукавка и толчтеная золотая цепь (все-таки значительная часть "новорусского" шика заимствована у афроамериканцев!).
Барабанщик Маркус Бэйлор - музыкант еще очень молодой, в грамзаписи он пока отметился только парой треков на последнем альбоме певицы Кассандры Уилсон, но на концертах в Москве он продемонстрировал все качества настоящего профессионального нью-йоркского барабанщика (да еще и черного), плюс незаурядная мощь, способность до самозабвения отдаваться музыке и необычная техника игры (навевающая мысль о влиянии одного из самых непростых барабанщиков современности - Элвина Джонса).
Маркус БэйлорЗдесь, видимо, нужны еще какие-то слова о всемирно-историческом значении Кенни Гарретта, но пусть их скажут уже не репортеры, а критики. Мы же ограничимся замечанием, что, начав сезон с концертов Рэнди Бреккера, "Ле Клуб" достойнейшим образом завершил его Кенни Гарретом. А ведь между ними были еще Пол Болленбэк, Brazil All Stars с Паулу Брагой и Серджиу Брандау, Марк Гросс, Гэри Бартц... Уровень этих гастролей был разным, но факт, что вот уже второй сезон подряд "Ле Клуб" уверенно занимает нишу основной точки для гастролеров из области современного джазового мэйнстрима (так же, как "Дом" занимает аналогичное место для представителей авангарда, world beat и новой импровизационной музыки).
Кенни ГарреттВ "Доме" в уходящем сезоне были Нед Ротенберг, Терри Райли, малый состав Vienna Art Orchestra, Кит Типпет c Джулией Дрисколл и другие достойные люди. Так же и в "Ле Клубе" были все те, кого мы назвали чуть выше. И в большинстве случаев концерты в "Ле Клубе" доказывали, что такого рода гастроли могут и должны быть прибыльными и, следовательно, делаться вновь и вновь.
После концертов Гарретта Игорь Бутман довольно сказал: "Теперь мы Майкла Бреккера привезем". Дай-то Бог. И не его одного. И почаще. В конце концов, десятимиллионный город вполне достоин - и может - принимать не два-три первоклассных гастролера за сезон, а хотя бы втрое-вчетверо больше.

На первую страницу номера