ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #22

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.

Helium

Tin Hat Trio
-
Helium
Angel Records, 2000
15 tks
50:09
****1/2

Парадоксальный коллектив - гитарист/банджист Марк Ортон, аккордеонист-пианист Роб Бергер и скрипачка Карла Килстедт - уехал из Нью-Йорка на Западное побережье как раз тогда, когда большинство их собратьев по жанру downtown-авангарда едут, наоборот, в Нью-Йорк. И это при том, что Ортон два года работал звукоинженером в Мекке новой музыки - клубе Knitting Factory! Впрочем, один из их кумиров, Том Уэйтс, живет как раз в Калифорнии (он, кстати, поет одну песенку на этом альбоме).
Прослеживается парадоксальная параллель с такими горячими перцами даунтаун-сцены, как Hassidic New Wave или Tri Druga. Только в первом случае там основа музыкального языка - еврейский восточноевропейский фольклор, во втором - одесско-советская киномузычка, а вот у "Трио жестяной шляпы" - кантри-энд-вестерн, эстрадный донельзя, но поданный с вывертом, в типично постмодернистском ключе.
Запись (студия Mobilus Music, Сан-Франциско, продюсер - Ханс Вендл, звукоинженер - Джеймс Маклин) скупая на эффекты, но в частотном плане очень жирная, с отчетливым преобладанием низкой середины. Это не означает отсутствия высокочастотной составляющей - на звуке всех акустических инструментов есть очень реалистичные верха; просто в общей частотной картинке заметно выпирает район 1-2 кГц. В реверберации - почти повсеместно один и тот же эффект небольшой комнаты, на котором строится вся эстетика звучания это странной и притягательной работы. В результате, несмотря на парадоксальность набора инструментов, звуковая картина везде плотная, ясно структурированная и очень живая.
Smooth Operator

Dorothy Dandridge
-
Smooth Operator
Verve, 1999
16 tks
47:52
***

Хотя темнокожая голливудская красавица Дороти Дандридж была в 1954-м номинирована на "Оскар" как актриса (за знаменитый фильм "Кармен Джонс"), а как певица подавала большие надежды, ей так и не удалось сделать большую карьеру. Расовые сложности (времена были еще очень крутые в этом смысле), личные неурядицы преследовали ее всю жизнь, и в 65-м она умерла, не дожив даже до 43 лет. Однако изданные Verve записи - ранее 14 из 16 треков никогда не издавались, да и те два, что были изданы, мелькнули на необозримом рынке сорокапяток 60-х и пропали - показывают, что в ее лице поп-джаз мог иметь большого стилиста и, возможно, добротную звезду второй величины. У нее нет особых вокальных данных, но есть очень приятная, доверительная манера пения, недурной вкус и верное чутье, позволявшее ей исполнять стандартный репертуар мягко, интимно и очень искренне. Недаром ей заинтересовался блестящий продюсер Норман Гранц, создатель Verve и Pablo и вождь "Джаза по-филармонически"! Именно он сделал в 58-м запись львиной доли материала этого альбома в голливудской студии Radio Recorders, именно он придал Дороти звездный аккомпанирующий состав - пианист Оскар Питерсон, гитарист Херб Эллис, басист Рэй Браун - плюс менее известный барабанщик Алвин Столлер. Положа руку на сердце, именно аккомпаниаторы придают альбому львиную долю интереса - разве не интересно послушать, насколько совершенно Питерсон, Эллис и Браун работают не в привычном джазовом, а почти что попсовом песенном контексте! Впрочем, достаточно послушать "блуждающую" линию контрабаса во второй части 6-го трека, чтобы понять, что любую эстрадную пустышку такие мастера способны превратить в маленький шедевр.
Голосок у Дандридж был совсем маленький, поэтому она пела совсем близко к микрофону (прислушайтесь к характерному поп-эффекту в начале 7 трека). Панорамирование и баланс очень добротные (выдвинутый на первый план крохотный голосок актрисы обретает временами почти эпическое звучание, хотя никакой искусственной реверберации не использовано вообще), но даже искусный ремастеринг с пролежавших в архивах сорок лет аналоговых лент (Кевин Ривс, Universal Music Studios - East) не смог скрыть характерного "хисса" старой ленты, щелчков и поп-эффектов (а временами и еле заметных нелинейных искажений) вокального микрофона и других признаков давности (у многих, впрочем, вызывающих ностальгию).

Константин Волков

На первую страницу номера