ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #24
Нью-Йорк: тонизирующая Masada
Дейв ДугласВ июле в период полного штиля в джазовой жизни России и отпуска редакции "Полного джаза" в местном клубе "Тоник" происходило самое настоящее музыкальное безумие. Плотность событий наивысшей значимости достигла в этом месяце своего апогея. Все дело в том, что каждый месяц в клубе программу составляет куратор из числа музыкантов. В июле им был небезызвестный Джон Зорн. В результате в "Тонике" почти без перерывов прошли концерты Дейва Дугласа, Марка Рибо, Джона Медески, Арто Линдси, Джои Барона, Криса Спида и, конечно, самого Зорна. Все эти музыканты выступали не один раз и зачастую в самых немыслимых сочетаниях. Но центральным событием стал, безусловно, концерт-презентация нового альбома квартета Masada.
Джон ЗорнОбъявленный сначала как "Джои Барон и специальные гости", потом как "Джои Барон, Джон Зорн и специальные гости", концерт в последний момент был все-таки анонсирован как презентация компакт диска "Live In Sevilla 2000". Несмотря на такую "широкую рекламу", уже за час до открытия клуба перед входом собралась внушительная толпа, жаждущая проникнуть внутрь. Мне, как счастливому обладателю билета, повезло, и я смог попасть в зал одним из первых. Традиционно в клубе всего несколько рядов стульев, поэтому большая часть слушателей вынуждена весь концерт стоять за спиной у немногочисленных сидящих зрителей. Иногда и эти стулья из зала выносят, тогда концерты проходят в типичной рок-н-рольной обстановке. Честно говоря, стоять сзади этого мини-партера намного более неудобно, чем просто стоять у сцены, так как, во-первых, музыканты находятся намного дальше от тебя, а, во-вторых, толпа получается куда более плотной, и увидеть что-либо становится довольно сложно. А теперь я вам открою маленький секрет: почти на любом концерте на первом ряду есть свободные места, поэтому нужно пробраться сквозь толпу и сразу устремиться к сцене в поисках пустого стула, который обычно там обнаруживается. Происходит это, я думаю, потому, что публика, стараясь сесть хотя бы куда-нибудь, занимает сначала задние ряды, и кроме того - в проходе перед сценой обычно стоит кто-нибудь из музыкантов и их друзей и разговаривает с теми, кто на сцене. В итоге люди, попавшие в зал позже, считают, что все сидячие места уже оккупированы. Именно этим методом я воспользовался на концерте "Масады" и оказался сидящим прямо перед музыкантами рядом с хозяином магазина Downtown Music Gallery Брюсом Ли Галлантером, как всегда записывающим концерт на DAT-машину. Магазин этот, кстати, имеет собственный сервер в сети, на котором вы не только можете заказать компакт диски всех упоминаемых мной в репортажах музыкантов, но и прочитать очень обстоятельные рецензии на все новинки самого Брюса Ли и некоторых его коллег. Ссылку на этот сервер я, как обычно, даю внизу.
Джои БаронИтак, пробравшись в первый ряд, я приготовился услышать примерно то, что уже слышал в прошлый раз на концерте в Symphony Space. Действительность, начавшая разворачиваться через несколько минут, превзошла все мои ожидания. Едва появившись на сцене, Джон Зорн, Дейв Дуглас, Грэг Коэн и Джои Барон заиграли с таким напором и страстью, что я думал - меня сейчас просто сдует. После первых двух минут совместной игры саксофон Джона Зорна смолк, контрабас и ударные слегка приглушили звук, и в зал полилось восхитительное соло на трубе. Даже если бы я услышал только его, можно бы было считать, что на концерт я попал не зря. К счастью, это было только начало первого сета. После Дугласа мелодия перешла к Зорну, а после этого - снова ко всему квартету. В студийных записях "Масады", так же как и на концерте в Symphony Space, игра квартета поражала прежде всего своими уникальными аранжировками и хитрым переплетением музыкальных партий. В этот раз все было по-другому. Вместо ансамблевой игры во время выступления в "Тонике" музыканты подолгу импровизировали, причем делали это в основном сольно, а не все вместе. В середине пьес узнать мелодии было фактически невозможно, особенно учитывая тот факт, что едва ли ни главным солистом был Джои Барон, сыгравший несколько совершенно различных соло в агрессивной хардроково-фриджазовой, медитативно-восточной и даже странной минималистической манере. Во время последней такой сольной импровизации он отложил палочки и играл пальцами и маллетами. Даже обычно немногонотный Грэг Коэн исполнил в нескольких вещах что-то похожее на соло. Впрочем, сделать это его фактически заставил Джон Зорн.
Дейв ДугласКонцерт в клубе всегда отличается от концерта в большом зале, но такой огромной разницы я, честно говоря, совсем не ожидал. Если в прошлый раз все было сказочно красиво и продумано, то в этот Зорн сотоварищи выплеснули в зал чудовищный сгусток энергии, совершенно не заботясь о ее разрушительных последствиях. Голая мощная импровизации при полном духовном слиянии с залом породила непередаваемое ощущение силы, красоты и радости. Было видно, что и сами музыканты необыкновенно воодушевлены этим выступлением и готовы играть еще и еще. Даже несмотря на то, что до следующего сета оставалось минут двадцать, они не смогли отказать себе и слушателям в удовольствии и отыграли несколько композиций на бис. После этого, довольно улыбаясь и вытирая пот, они спустились со сцены в зал и еще долго разговаривали с благодарными зрителями. Джон Зорн даже разрешил кому-то сфотографировать себя на память. Случай этот, учитывая его вечную мизантропию и нежелание какого-либо паблисити, совершенно уникальный и говорит о том, что настроение музыкантов было чрезвычайно приподнятым. К сожалению, у меня в этот раз фотоаппарата не было, зато мне удалось запечатлеть Зорна, Дугласа и Барона во время других июльских концертов в "Тонике".
И вот что еще, напоследок. Все, кроме Коэна, играли в тот вечер без микрофонов. "Тоник" - клуб довольно большой, и играть одновременно саксофонисту, трубачу и барабанщику без усиления чрезвычайно трудно. Ведь нужно не только выдерживать довольно непростой баланс громкости (все-таки эти инструменты обладают весьма различным динамическим диапазоном), но и, не оглушив слушателей первых рядов, донести свой звук до всего зала. К чести музыкантов - это им удалось с той же кажущейся легкостью, как и само исполнение этой очень непростой музыки. Остается надеяться, что Джон Зорн и Masada сумеют выбрать время и в скором времени выступят в Нью-Йорке снова, а если вдруг случится чудо, то и до России они когда-нибудь доедут.

Иван Шокин,собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
(фото автора)

На первую страницу номера