ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #25
Игорь Уваров: "Никогда не изменяй своему делу, и оно никогда не предаст тебя"
Игорь УваровИгорь, тебя можно назвать, пожалуй, последним из могикан, играющим в России джаз на вибрафоне. Был москвич Сергей Чернышев, но он, кажется, давно преподает в Сирии. Кто, кроме тебя, владеет в России или СНГ этим диковинным инструментом? 
- Сейчас Чернышев уже в Мексике, насколько я знаю. Был еще в Таллинне Хельмут Анико (мы с ним встречались на фестивале в Тбилиси в 86-м году), но для него вибрафон был "побочным" инструментом, и он, в основном, играл на флейте и баритон-саксофоне. Был в Туле очень неплохой, крепкий вибрафонист Александр Куценко из команды "Новый Электрон". Пытался играть еще один молодой человек в Кемерове... А больше я никого не знаю. (В Москве в 90-е гг. на вибрафоне много играл академический авангард, джаз и рок (последнее - в составе "Бригады С" и "Неприкасаемых") Владимир Голоухов - ред.).
Скорее всего, вибрафонистов нет по причинам банальным: невозможно достать инструмент, это очень дорого, да и транспортировать его - огромная проблема! Хотя обучение игре на нем ведется, в том числе и в нашей консерватории, в классе профессора Владимира Сурначева, который и я в свое время закончил. А свой первый вибрафон я смастерил практически сам. Из обломков нескольких старых. Такая вот у меня в ту пору была страсть, любовь. Это был год 67-68-й, я тогда заканчивал музыкальное училище по классу баяна, и даже пытался на баяне играть джаз. 
Какие у тебя в то время еще были увлечения, помимо любви к вибрафону? Что делал в свободное время?
- Знаешь, времени свободного было мало... Одно время увлекался филуменией, собирал спичечные этикетки, ходил на сборища коллекционеров в старый ТЮЗ, потом в клуб железнодорожников по воскресеньям. А потом начал собирать марки, по мама вскоре запретила, потому что приходилось что-то обменивать, а что-то и продавать, чтобы купить, что мне было нужно, или заказать новые серии. Мама боялась, что я стану барыгой, и она заставила меня это дело прекратить. А вообще-то, я с 15 лет начал профессионально работать баянистом в клубе Станиславского, там был очень хороший хоровой и танцевальный коллектив, ну, а летом подрабатывал тем же в пионерлагере СибВО имени Титова.
Главной страстью, конечно, был джаз, не пропускал ни одного концерта даже эстрадных гастролеров, где могли играть джаз в любом исполнении.
А когда на девушек первый раз глаз положил?
- А меня всегда девушки окружали... Я ведь с баяном был как первый парень на деревне, играл на танцах...
А что сейчас любишь на досуге, если от музыки абстрагироваться?
- Очень люблю мастерить, дома или на даче. Вот недавно изладил подвесную полочку для книг. У меня есть даже двухтомник Дени Дидро "Салоны", я им очень горжусь: удалось в период заварушки 89-90-го вывезти из Баку, там много чего хорошего я прикупил на книжных развалах. В том числе и словари, которые в то время здесь невозможно было достать.
Что тебя заставило уехать из Баку тогда?
- Какая-то неустроенность, настороженность; я понял, что людям там уже не до музыки. Лучше вернуться в тот город, где тебя все знают, Когда я вернулся, мне некоторые предлагали заняться коммерцией, но для этого надо было бросить музыку, которой я всегда нанимался профессионально. И один умный человек сказал мне: если хочешь заниматься музыкой, то занимайся. А вообще, мой принцип такой: никогда не изменяй своему делу, и оно никогда не предаст тебя.
А как насчет "грунтус ковырятус", когда отдыхаешь?
- Нет, это не мое, этим занимаются другие люди. Моя забота - готовить шашлыки, причем на кирпичах, они дольше тепло держат. Люблю вяленую рыбку с пивом, предпочитаю "Винаповское".
Во времена вынужденной работы в советских "кабаках" напитками увлекался?
- Если бы увлекался, то давно бы уже не жил. Примеров таких плохих - море!
Рыбу сам ловишь?
- Если выходит случай, то сам. Вот в прошлом году, например, ездили вместе с Сергеем Беличенко в район Маслянино, на Берди ловили хариусов сеткой, а пескариков - на червячка...
Итак, свой первый инструмент ты смастерил себе сам, потом обзавелся "фирменным"; неужели ты возишь свою "Ямаху" на гастроли?
- По России и СНГ - всегда, а за границей нам вибрафон для выступлений обеспечивали хозяева клубов и залов, так же как и синтезатор и ударную установку.
В недавнем интервью для джазового шоу на "'Радио Новосибирск" ты много и охотно рассказывал о своих майских гастролях в Америке. Как получилось, что ты поехал туда в составе томского, а не новосибирского ансамбля?
- Дело в том, что администрация Томской области, мэрия и лично губернатор Виктор Кресс очень много внимания уделяют развитию побратимских связей с Америкой и очень продвинулись в этом. Чего нельзя сказать о Новосибирске, к сожалению, хотя у нас договору о побратимстве с Миннеаполисом и Сент-Полом более десяти лет, насколько я знаю.
У Томска есть город-побратим, это Монро в штате Мичиган, и у них уже давно и очень хорошо налажены связи на муниципальном уровне, регулярно ведется обмен детьми, они живут в семьях, обучаются в компьютерных классах, выступают с концертами и так далее. А культурный обмен - на особой высоте, и в это американцы вкладывают очень много денег. Томский контрабасист и продюсер Асхат Сайфуллин - пробивной и ответственный человек, он у себя в городе активно продвигает джаз, опять же под патронажем губернатора. В Америке Асхат бывал уже раз десять, причем несколько раз - именно с джазовой миссией. В Томске своих импровизирующих музыкантов очень мало, поэтому для этой поездки он пригласил в свой ансамбль меня и барабанщика Сергея Кушилкина из Иркутска. И мы там выступали под названием "Hot Siberian Jazz" это было в мае. Конечно же, к нам присоединялись и американские джазмены, которые раньше бывали в Томске на концертах. Я в Томске, кстати, с ними и познакомился, в один из приездов.
А где вам удалось побывать и выступить?
- Мы играли в двух городах - в Монро и Толидо, это очень уютные, опрятные и гостеприимные места. Причем выступали мы и в школах, и в концертные залах, и, конечно же, в джаз-клубах. Нам устроили экскурсионную поездку в Чикаго, и там и клубе "The Jazz Showcase" удалось захватить выступление трио знаменитого басиста Рэя Брауна, а на обратном пути в Москву пару дней мы с удовольствием пошлялись по Нью-Йорку, прошли пешком километров тридцать, не меньше. Были и на Бродвее, и на Таймз Сквер, и в Бэттери-парке, и у знаменитого Линкольн-центра.
Удалось заработать денег? Впрочем, если коммерческая тайна, можешь не отвечать.
- Это была абсолютно некоммерческая поездка, так сказать, миссия культурного обмена. Таковы были условия нашего визита. Все расходы оплатила американская сторона. В нашем распоряжении был "вэн" для разъездов, мы жили в очень приличных отелях, обедали где хотели и что хотели, и за нас расплачивались с пластиковой кредитки. По примерным подсчетам, каждый из нас обошелся американцам где-то в $3500.
И, конечно же, нам надарили кучу подарков. Из моих самый ценный - это набор новых молоточков mallets для вибрафона, причем здесь их так просто не достанешь, а тянет он сотни на две с половиной долларов. Подарок этот американцы подгадали под мой день рождения 30-го мая. Так что о заработках было бы глупо говорить. Мы чудесно отдохнули, набрались впечатлений и себя показали.
Ты ведь был в Штатах первый раз. Что тебя там поразило?
- Спокойствие людей, беззаботность и приветливость. Все улыбаются, здороваются друг с другом, даже если совсем не знакомы, даже в туалетах. Особенно в "одноэтажной" Америке. (В Нью-Йорке, правда, это не совсем так. Я там в подземке надумал было уступить место пожилой даме. Но меня вовремя остановили и убедили не делать этого: дама может сильно обидеться, никто не должен подозревать ее в старости или слабости). Во всем чувствуются закон и порядок. Если бы в России уважали закон и порядок так же, как в Соединенных Штатах, то мы жили бы ничуть не хуже их.
А что ты нашел там ужасного?
- Видишь ли, обычно со своим уставом в чужой монастырь не лезут... Я не могу сказать, что за три недели нашел там что-то отталкивающее или неприятное. Впрочем, поразило огромное количество толстых грушеподобных людей, даже молодых, у некоторых живот свешивается чуть ли не до колен, а они, похоже, этими своими размерами даже как бы гордятся. И мне, откровенно говоря, стало радостно, что я сам не такой, и что девушки у нас в Сибири не такие...
Насколько я могу оценивать текущую ситуацию в Сибири, мне кажется, что центр джазовой жизни из Новосибирска постепенно перемещается в два соседних города - в Томск и Новокузнецк, если судить по клубной и концертной деятельности. Не потому ли, что там организаторы - более серьезные и порядочные люди, и у них выше уровень ответственности и профессионализма?
- Не только поэтому. Там очень серьезно к джазу относятся городские власти. Есть и достаточное количество спонсоров, готовых вкладывать деньги в джаз, они чувствуют моральную отдачу и удовлетворение. В Новокузнецке уже полтора десятка лет работает профессиональный джаз-клуб "Геликон", и на его базе проходят очень престижные фестивали. В Томске Асхат Сайфуллин организовал практически альтернативную филармонии постоянную джазовую деятельность в престижном областном драмтеатре, подумывает об открытии джазового обучения, а сейчас готовится (вероятно, это произойдет в сентябре, дизайн проекта ведет известный "джазовый" архитектор Николай Рыбаков) открыть профессиональный джазовый клуб по американским стандартам. И люди Асхату доверяют.
Ты повидал на своем веку немало музыкантов, знаешь их сильные и слабые стороны. Что ты не приемлешь в своих коллегах-джаэменах?
- Я старался всегда общаться с теми джазменами, с которыми мне приятно, и которые мне симпатичны. Их, правда, не очень много. Что отталкивает в остальных - так это какая-то неоправданная музыкальная спесь. А, может быть, это напускная маска, от неопытности. Чем музыкант опытнее, скажем, выше по классу, тем меньше у него "наворотов", высокомерия. К примеру - тот же Даниил Крамер, мы с ним немало общались.
Но ты ведь можешь их сравнивать со своими западными коллегами? Ты бывал в Швейцарии, сейчас поездил по Штатам...
- Допустим, вот мы приехали в Толидо в клуб, где хозяин - органист Айк Стаблфилд, его там все знают. И нас заранее предупредили, что он большой сноб, и нам надо быть с ним поосторожнее. Мы играли в этот вечер второй сет, после его ансамбля, и этот вот Стаблфилд с удовольствием нам подыграл на своем органе Hammond В-3, и все его ребята очень доброжелательно к нам отнеслись. Нам, конечно, пришлось попотеть в быстрых темпах, но они это приняли. Там музыканты очень дружелюбны.
Жена у тебя профессиональная певица, дочь на празднике Дня Города тоже пела. Какую судьбу ты ей уготовил?
- (Задумался): Я считаю, что задача родителей - не заставлять детей заниматься фигурным катанием, плаванием, иностранным языком, музыкой или рисованием, а то у них головка может взорваться от обилия: Хочешь это - попробуй, попробуй того и другого. Заставлять не надо. Ребенок сам найдет, чем ему свыше предопределено заниматься. Задача родителей - выявить это и тактично направить. Она делает всего понемножку: рисует, пишет рассказы, поет в студии "Журавушка". Время покажет, ей всего-то 12 лет.
И последний вопрос. Где тебя можно увидеть и услышать? Или ты в Томске выступаешь чаще, чем в Новосибирске?
- Увы, это так. До недавнего времени я играл на синтезаторе в клубе New York Times в cocтaвe City Jazz Quartet. А сейчас подумываю о создании собственного бэнда. Надо ведь, чтобы у Новосибирска был хоть один приличный "выездной" джазовый ансамбль, который не стыдно показать, ну, хотя бы на открытии того же джаз-клуба в Томске.
Дай Бог удачи тебе в этом и крепкого здоровья!

Беседовал Александр Мездриков

Р.S. Выступление нового ансамбля Игоря Уварова "Good Vibes" (что означает "хорошее состояние души" в переводе с джазового слэнга) состоялось 16 июля в клубе New York Times, на дружеской вечеринке в честь трехлетия выхода в эфир "Джазовых шоу от New York Pizza" на частоте 101.4 F.M муниципальной компании "Радио Новосибирск". Солисты: Виктория Чековая, вокал, и Николай Панченко и Владимир Тимофеев, саксофоны.

На первую страницу номера