502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #25
После прочитанного (импровизация)
Михаил АльперинПианист Михаил Альперин - один из немногих музыкантов, сделавших более чем успешную карьеру на европейской джазовой и world music'альной сцене, постоянный артист фирмы ECM, профессор Норвежской академии музыки, лауреат премии Эдварда Грига побывал с концертами в Москве в апреле 2000 года. А потом он познакомился с прессой по этим концертам, и вот его мнение по поводу прочитанного...

Первое, что я хотел бы пожелать поклонникам музыки и особенно критикам, ну и, конечно - же, самому себе, это поменьше слушать музыку... Я не шучу. Звуковая пресыщенность, отсутствие музыкального голода (или легкого недоедания) активизирует у нас аналитическое мышление. О том, что вредно перегружать уши как громкостью, так и количеством музыкальной информации, говорили 100 лет назад профессора Московской консерватории своим студентам . Метнер был одним из них. Это не большая новость. Музыка, по-моему, ждет от нас духовной пробужденности и интеллектуальной пассивности. На сытый звуками желудок уму становится скучно, и он, не спрашивая нашего согласия, начинает упражняться в самый неподходящий для этого момент, в момент соприкосновения с абстрактным миром. Это чревато. Интеллект - не тот инструмент, которому можно доверить такое тонкое детище. Мы, музыканты, создавая звуковые картины, обращаемся, как правило, не к аналитическому центру человека, но к его неповторимому миру ассоциаций и чувств, к миру фантазий и непредсказуемых настроений. Этот мир есть в каждом из нас и требует уважения. Ум тренируется с самого детства, а тот бедный пасынок ... Ум хорош, когда он не отвлекает нас от прямого контакта с искусством. Его посредничество порой ужасно навязчиво. Баланс легко нарушить. Вы скажете, я преувеличиваю? Почитайте критику. Во всем мире картина идентична. Единицы журналистов, вещающих об искусстве, говорят на языке искусства. Они как будто боятся говорить от собственного лица. Почти никогда о своих собственных эмоциональных переживаниях. Поэтому они так скучны в своих попытках стать "ходячими" энциклопедиями или одушевленными интернетами. Сегодня, как никогда, важно интимное, личностное высказывание людей, обозревающих музыку. Этот пример может стать заразительным. В отсутствие этого слово превращается в источник для интеллектуальных мастурбаций. Это я не только о критиках. Это и о нас - жаждущих. Чжуан Цзы, китайский мистик, советует выбрасывать из нашей лодки все, пока ничего не останется. При полной лодке легко стать "старым". "Старым" - в негативном понимании этого слова: забыть, о чем и зачем творчество. "Старый" черствеет, перестает наслаждаться игрою, стесняется собственных слез. Музыка, по-моему, как и дети - может пробудить в нас то, что постепенно умирает. Конечно, без углубленного опыта искателю не обойтись, но важно не пропустить период освобождения от ноши. Когда я читаю разговоры о музыке, то понимаю, что это так не просто. Георгий Гурджиев назвал единственным грехом человеческим - СРАВНЕНИЕ. Да, пока мы не признаем в себе уникальность и неповторимость (даже если наши чувства так напоминают ощущения других) - до тех пор мы не сможем стать взрослыми. Для меня Музыка - это не биографии музыкантов. История, оценки, обзоры - всего лишь мертвые музеи. Таинственность живых эмоций здесь и сейчас. Они так далеки от холодных фактов и сведений, ремесла и тусовочного шума. За всем этим хламом легко забыть суть звуковой поэзии. Музыка - ближайшая дверь к нашей чистоте, медитации. Приходите на праздник, даже если это праздник печали, или у него нет вовсе имени?

Миша Альперин, Осло, июль 2000

На первую страницу номера