ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #27
Джазовый этнос, этнический джаз... 
Заметки с фестиваля этноискусств на Алтае, 18-20 августа 2000 г.
Живописнейшие алтайские горы, охраняющие Телецкое озеро от атак цивилизации, а трое сток стали прибежищем традиционного этнического фестиваля "Живая Вода", проводимого новосибирским отделением фонда Сороса и министерством культуры Республики Алтай. Акция организовывается в этих местах уже третий раз и снискала высокую оценку критиков и аудитории - по крайней мере, в последней недостатка не наблюдалось. Тому способствовала и умелая рекламная кампания под руководством генерального директора фестиваля Алексея Казаринова, а главное - притягательность местной природы способствовала притоку самых разнообразных музыкальных коллективов.
Разнообразие, впрочем, оказалось столь разительным, что в ряде случаев возникал вопрос о соответствии программ, заявленных музыкантами-участниками, тематике фестиваля. Рядом с чисто национальными коллективами из Турачака, Горно-Алтайска, Алма-Аты и Улан-Батора соседствовали группы, совмещающие в своем творчестве этнические мотивы с другими стилями, в частности, с джазом и фолк-роком (новосибирскй дуэт "Shanti", представивший оригинальные версии шотландских баллад, и фолк-группа из Варны "Lot Lorien").
Некоторым диссонансом прозвучали выступления новосибирских джазовых коллективов: если квартет "Новое Поколение" Владимира Тимофеева еще пытался "этнизировать" свою программу, наполняя импровизационную ткань арабским колоритом, то квинтет мастера сибирского джаза Игоря Дмитриева продемонстрировал откровенную приверженность вечнозеленым стандартам, чем вызвал недоумение некоторых чересчур аутентично настроенных критиков. 
Сомнения их попытался развеять арт-директор фестиваля Сергей Беличенко, объяснив, что джазовая музыка уходит корнями в этническую культуру афро-американцев (факт вполне очевидный), и о несоответствии джаза эстетике "Живой Воды" не может быть и речи. Как объясняется факт присутствия на фестивале электронной нью-эйдж-группы "Nuclear LosЬ", изрядно затянувшей свое выступление, мэтр новосибирского свинга не прокомментировал. Впрочем, если бы не джаз, оттенивший господствовавшее на сцене горловое пение, вынести все это, вероятно, было бы гораздо тяжелее - этнос этносом, а мы все-таки европейцы со всеми вытекающими отсюда последствиями и пристрастиями.
Главной сложностью "Живой Воды" оказались капризы стихии - вечный враг любых акций под открытым небом. Болгарский коллектив "Lot Lorien", например, по причине проливных дождей два дня не решался выйти на сцену, и в ритме алтайских ливней отдувались участники "Всесибирской антиджазовой ассамблеи" Анатолия Берестова и театр современного танца "Вампитер". Болгары же на третий день все-таки выступили - и овациям не было предела: композиции блистали оригинальностью и свежестью (как тут не отметить автора всей музыки "Lot Lorien" Кирила Георгиева!), а искренность молодых музыкантов просто-таки подкупала. Не меньший успех снискали монголы: особый интерес вызвало выступление певицы Алимаа Гавайгийн, владеющей аж четырьмя разновидностями горлового пения и уникальным голосом с диапазоном в четыре октавы. Прекрасен в своей безыскусности был местный детский ансамбль "Радуница" с фольклорной русской программой. С поистине фантастической экспрессией продемонстрировал искусство игры на комузе исполнитель из Алма-Аты, включив в свои композиции соло чуть ли не роковые ритмы. А победный свинг Игоря Дмитриева и друзей-новосибирцев назло вновь собиравшемуся ливню прозвучал убедительным финальным аккордом всего фестиваля, окончательно сняв споры о том, "что этнично, а что джазово". 
Хорошая музыка - прежде всего!

Роман Столяр

На первую страницу номера