ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #27
Через цирковую сцену к джазу
Тольятти - небольшой город, известный благодаря заводу-автогиганту. Из трех вузов два - технические. И как можно было бы подозревать здесь любовь к столь непростой музыке, как джаз? Ан нет, все концерты проходят при переполненных залах. А уж свой собственный оркестр, естественно, обласкан и любовью и вниманием. Об этом - и не только - руководитель Тольяттинского джаз-оркестра Валерий Мурзов.

Музыканты оркестра- Об оркестре: В Тольятти в 1992 году открылся цирк-шапито, и, как в любом нормальном заведении, там был оркестр. Музыканты собирались только на лето. Поэтому первые три года наблюдалась большая текучесть кадров. Оставались самые мужественные.
Года через четыре появились первые идеи создания джаз-оркестра. Сначала я хотел собрать оркестр-варьете, но встала проблема с помещением. И вопрос потух. Потом уже сами ребята подняли этот вопрос. Мы не стали делать, как многие: ходить в управление культуры, к мэру - и просить, а сделали программу. Примерно десять произведений. На городском джазовом фестивале познакомился с Шариповым (директором ДК "СК"), и буквально с первых слов мы нашли общий язык. Он сказал: "Ребята, никуда ходить не надо. Вот вам аппаратура и помещение. Репетируйте". Практически год продержались на чистом энтузиазме. Обновляли и увеличивали программу. Выступали почти на всех городских мероприятиях. А уж потом я начал стучаться во все двери и говорить: "Вот они мы. Вы нас видели".
И уже на следующем фестивале оркестр представил забойную программу и был на голову выше других. Отдельно отметили нашу медную группу. После фестиваля начальник управления культуры Надежда Горковенко объявила , что мы стали муниципальным оркестром. Большую лепту в это внесли тогдашний мэр - Сергей Жилкин и вице-мэр Вячеслав Волков, который не пропустил ни одного нашего концерта.
С тех пор потекла размеренная, будничная жизнь. (Улыбается)
О концертах. Недавно оркестр побывал на гастролях в Набережных Челнах. Александр Колигер пригласил нас на закрытие юбилейного десятого сезона своего клуба. Это был своего рода ответный визит: Александр привозил в Тольятти свой малый состав. Кроме нас, там были москвичи и оркестр из Казани. Нам отдали полностью первое отделение. Мы как въехали в город, так увидели свои афиши (у нас в Тольятти объявления вывешиваются только за 2-3 дня). Публика там шикарная. При ценах 60-100 рублей - переполненные залы. К Саше подходили близкие друзья и просили провести, но ему приходилось отказывать, так как их некуда было посадить.
О программе. Полностью концертная программа висит на мне. Часть музыкального материала - на довольно известном музыканте в городе Михаиле Спарбере. Ну, вот сейчас готовим программу к юбилею Каунта Бейси (это будет в 2004 году - авт.). В программу входят произведения Бена Берни, Дюка Эллингтона, Сэма Нестико. Но это старички, как мы их называем. Мы не гнушаемся и Джоном Колтрейном, Тэдом Джонсом, Херби Хэнкоком, Чиком Кориа. Кстати, за это время стало складываться свое лицо, своя манера. Мы много времени уделяем штрихам, фразам. Вообще я приучаю своих музыкантов быть "всеядными", то есть играть музыку всех стилей и направлений.
Музыканты оркестра О приближающемся открытии сезона. Сейчас готовим детский абонемент. Вводную часть мы уже обкатали в музыкальной академии в прошлом году. Дети хорошо ее приняли. Надо понимать, что это завтрашняя публика, и ее надо воспитывать уже сейчас. Хочу пригласить своего хорошего приятеля и замечательного музыканта из Гонконга - Рустема Галиулина (только, кажется, Рустем живет в Бангкоке, но это совершено не важно - ред.). Вел переговоры с Лембитом Саарсалу. Он сказал: "Без проблем. Ты мне позвони, договоримся и я приеду". Сами понимаете, джазмены - такой народ, что готовы играть где угодно, когда угодно и при этом 24 часа в сутки.
О джазе в жизни... Джаз вошел в мою жизнь еще в музыкальном училище. Я учился по классу трубы. И, как все, конечно, слушал звучание других музыкантов. Я был потрясен звучанием оркестра Мейнарда Фергюсона. Он стал моим кумиром. Я играл его произведения, копируя его манеру. После училища поступил в Уфимский институт искусств. А на втором курсе уже работал в цирковом оркестре. Потом переехал в Тольятти, и тут уже джаз настиг меня. Но не подумайте, я слушаю разную музыку. Люблю классическую. Любимые: Калинников, Рахманинов, Скрябин. Из зарубежных предпочитаю Вагнера.
А вообще, в джазе из наших никто не работал. В основном все пришли с эстрады, кроме солистов.
О проблемах. Помимо естественных, денежных, главная проблема - с помещением и инструментарием. Недавно была радость, купили ударную установку. А так приходится все брать на площадках, на которых работаем. Поэтому, во-первых, хотелось бы приобрести свои инструменты, а во-вторых - одеть оркестр. Пианисты у меня мечтают о хороших клавишных, а вокалисты - о том, чтобы петь на репетициях в микрофоны, а не на ухо дирижеру. Я думаю, что со временем все решится, " Москва не сразу строилась"...
О коллективе. В оркестре 25 человек (с гордостью). У меня единственный в городе оркестр, где отношения между людьми настолько хорошие, что можно позавидовать. И вопреки русской пословице среди нас нет "паршивой овцы". Просто не заводится. Мы встречаемся и вне коллектива. И даже дружим семьями.

Ну прямо как в сказке. Хотя, наверное, джаз и есть сказка. Здесь есть и любовь, и напряжение, и добрая развязка. А самое главное - чудо. Чудо импровизации, которое нам дарит джазовый оркестр из Тольятти. 

Беседовала Татьяна Востроилова (Санкт-Петербург)

На первую страницу номера