ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #27
Еще одна полемика: о чем мы?
Итак, на страницах "Полного джаза" началась еще одна полемика. Я написал нечто вроде очерка натуральной школы о наших джазовых нравах на примере празднования виртуального 100-летия Луи Армстронга, где в числе прочего покритиковал публикацию в еженедельнике "Итоги", написанную двумя (повторяю свое удивление - !!!) авторами - Максимом Семеляком и Артемом Липатовым. Артем обиделся на две вещи. 
Текст Семеляка-Липатова, в сущности, весь процитирован в "Полных джазах" №№ 82-83, и читатель может сам решить, обоснованы ли были мои инвективы (больше, чем "упреки", как он это называет). 
Но я упорно продолжаю не понимать, почему для маленького текста нужны были два автора! "Нам позвонили, нас попросили - вот, собственно, и все; может быть, попытка небанального подхода и некая дефинитивность определений - на моей совести", - разъясняет Артем. Я не Станиславский, но тоже "не верю". Пять абзацев не заказываются двум (!!!) авторам!
Зачем они решили объединить усилия и пошло ли это на пользу, пусть их читатель решает сам. Напомню во второй и, надеюсь, последний раз: "Армстронг - яркий пример того, как можно быть великим музыкантом, по сути им не являясь" и "В совместных записях с Дюком Эллингтоном (тоже гением своеобразным, ибо все, чего он достиг, было "высижено" у рояля, а не дано от природы), слышно, кто из них на самом деле великий музыкант". Подход, действительно, небанальный, только вот конструктивный ли - в этом надо разбираться. (Неконструктивная риторика типа "мифы не знают истин" в твоем отклике тоже есть).
Хотя определение "Армстронг - типичный фолкнеровский южанин" - и в самом деле - миф, который не знает истин. Ну при чем тут Фолкнер? Его простые негры живут в глубокой провинции - "деревне", "особняке" и "городке" (это названия книг трилогии Фолкнера), в этаком "Пошехонье", и не собираются "обратно в Африку, потому что нас там съедят". Джазу - в отличие от блюза - в фолкнеровской глубинке не было места! Что общего у "сухопутного" округа Йокнапатофа с портовым, наполовину католическим и на треть франкоязычным Новым Орлеаном? Не больше, чем у хутора близ Диканьки - с Одессой! Я бы мог вспомнить десяток американских литературных источников, в которых, действительно, описана атмосфера рождения джаза (как-никак, это составляло предмет моей диссертации), но сошлюсь только на тайную страсть московских театралов - Теннесси Уильямса.
Насчет второй обиды: "в недавнем прошлом мой коллега, а теперь корреспондент "Плэйбоя" - написал я, а Артем обиделся. Знаете, что мне его обида напомнила? Старый полуанекдот о том, как шутник написал сразу всей элите общества: "все раскрыто, спасайтесь!" И все скрылись. Каждый все понимает в свою меру. Я-то имел в виду лишь то, что раньше существовало радио "Панорама", и Артем вел на нем передачу "Свободный полет" с некоммерческой музыкой на основе джаза. Теперь никто свободно не летает, да и вместо радио "Панорама" - другая "станция", меняющая формат и слоганы, как перчатки. У меня тоже была передача формата "Свободного полета" - "Контрасты", на б. Всесоюзном радио, но теперь нет ни радио, ни передачи - по крайней мере, в том виде, в каком они были. Вот, собственно, и все, что я хотел сказать. И почти что уверен, что здесь нет ничего обидного. 
Ну и, наконец, о самом - для меня - главном. Артем, а ты в своей обиде не задался вопросом, для чего мне нужно было выносить сор из избы? Ведь я мог и позвонить и е-мейл послать (между прочим, я даже заходил к тебе в редакцию поговорить, но ни разу не застал - лето, понятное дело!). Руководствовался же я вот каким соображением: мне очень хочется, чтобы "Полный джаз" жил не только повседневностью и - наоборот - чтобы разговор о классике этой музыки не сводился к чистой теории. Я - честно признаюсь - даже надеялся, на то, что Максим и Артем отреагируют тем или иным образом. Но на том же высоком ("небанальном", по твоим словам) уровне обобщений, на каком их текст написан. И мы поговорим и конкретно "за Армстронга-Эллингтона" и вообще "за жизнь". В одном отношении, мне кажется, мой эксперимент удался: наконец еще один достойный человек написал что-то и для "Полного джаза". Но, в любом случае, за то, что, не спросив разрешения, я использовал коллег-журналистов, так сказать, в амплуа подопытных кроликов, я готов просить прощения. Но только за это.

Дмитрий Ухов

На первую страницу номера