ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #28
Нью-Йорк: голландский юмор ICP Orchestra
Ансамбль:

Миша МенгельбергМузыкальный коллектив и одноименный лейбл под общим именем Instant Composers Pool (сокращенно ICP) были образованы в конце шестидесятых двумя голландскими музыкантами: перкуссионистом Хэном Беннинком и саксофонистом Виллемом Брекером. В семидесятом к руководству подключился пианист и композитор Миша Менгельберг. Под названием ICP Orchestra в разное время существовали совершенно разные проекты, и вскоре из-за музыкальных противоречий сложилась ситуация, при которой в группе присутствовал только один из идеологов: Брекер или Менгельберг, а эксцентричный Беннинк вообще устранился от руководства, хотя и остался неизменным активным участником проектов.
Хэн БеннинкТакое неустойчивое положение не могло продлиться долго, и уже ко второй половине семидесятых Брекер окончательно устраняется, а Менгельберг и Беннинк до сих пор продолжают играть вместе, постоянно меняя состав остальных участников ансамбля. В оркестре переиграли такие монстры европейского и американского авангарда, как Эван Паркер, Джон Чикай, Дерек Бейли, Питер Бретцманн, Джордж Льюис, Кешаван Маслак, Майкл Мур и многие другие. Ансамбль ICP Orchestra выпустил несколько альбомов, но все они вышли либо на собственном лейбле ICP, либо на других, не менее труднодоступных японских и европейских лейблах. В настоящее время в ансамбле девять человек. Кроме Менгельберга и Беннинка, это: саксофонисты-кларнетисты Аб Баарс и Майкл Мур, трубач Томас Хеберер, тромбонист Волтер Виербос, виолончелист Тристан Хонсинджер, контрабасист Эрнст Глерум и скрипачка-альтистка Мэри Оливер.

Руководитель:

Миша МенгельбергМиша Менгельберг родился в 1935 году в Киеве, где его отец Карел работал дирижером и кинокомпозитором, но вырос будущий художественный руководитель ICP Orchestra в Голландии. Его семья была достаточно музыкальна. Достаточно вспомнить, что дядя Миши Менгельберга - Виллем Менгельберг - был одним из самых известных голландских дирижеров. Однако его слава и карьера закончились довольно бесславно. Публика не простила ему то, что во время оккупации Нидерландов фашистской Германией Виллем сотрудничал с новыми властями. Несмотря на свое окружение, Миша не собирался становиться музыкантом и уж тем более композитором. Однако, будучи уже довольно взрослым юношей, он - по его собственным словам, вдруг почувствовав какой-то импульс - бросает архитектурный институт и поступает в консерваторию города Гаага. В это время его не интересует игра на фортепиано, вместо этого он изучает теорию музыки, контрапункт, а заодно и композицию. Однако в начале шестидесятых именно Миша Менгельберг и Хэн Беннинк стали участниками европейского квартета Эрика Долфи. Вскоре Менгельберг становится одним из самых активных и заметных музыкантов европейского джазового авангарда. В то же время монковская фортепианная техника и одновременно мягкая и интригующая манера игры делают его совершенно уникальным исполнителем. Два альбома Менгельберга в составе трио с барабанщиком Джои Бароном и контрабасистами Брэдом Джонсом и Грэгом Коэном, записанные Джимом Андерсоном и спродюсированные Джоном Зорном, можно смело назвать одними из лучших фортепианных записей девяностых.
В последнее время Миша много бывает в Америке, и в Нью-Йорке в частности. В прошлом году он в течение месяца курировал музыкальную программу клуба "Тоник", а в этом - приехал для серии концертов с ICP Orchestra и в составе квартета с Дэйвом Дугласом, Хэном Беннинком и Брэдом Джонсом. В это же время должна состояться запись квартета для готовящегося к изданию в следующем году альбома.

Концерт:

Миша Менгельберг и Хэн БеннинкУслышать какой-нибудь из проектов Миши Менгельберга живьем я хотел давно, но все как-то не получалось. До Голландии я так и не доехал, в Нью-Йорке он был как раз перед тем, как я здесь оказался, а в Москву его почему-то не приглашают. И вот наконец такой момент представился: нонет ICP Orchestra выступил в клубе "Тоник".
После того, как музыканты настроились и зал притих, Менгельберг, как и подобает дирижеру оркестра, поднялся на сцену и под сдержанные аплодисменты сел лицом к залу у стоящего в углу рояля. Звезда номер два - Хэн Беннинк на сцене вообще не появился. Концерт начался с лирического трио альта, кларнета и тромбона, к которому постепенно подключились и другие музыканты. Насмотревшись на зрителей, Менгельберг развернулся к роялю, и в этот же момент вылетел на сцену Беннинк. Уже эта первая вещь завершилась мощным и странным, не очень-то джазовым полифоническим финалом. То, что играет ансамбль, иногда называют третьим течением: уже не классика, но еще не джаз (или наоборот). В основном этот стиль сейчас развивается в Европе, хотя и в Америке таких музыкантов немало. Достаточно вспомнить, что и в самом ICP Orchestra играют не только европейцы.
Миша МенгельбергПрограмма первого сета состояла как из авторских произведений, так и из аранжировок пьес известных авторов. Правда, к последним Миша Менгельберг подошел с известной долей иронии. Так, например, комментируя одну из композиций, он сказал: "Это была малоизвестная пьеса Дюка Эллингтона "Happy Go Lucky Local", содержавшая первоначально внутри себя очень скучный блюз, который я оттуда изъял". Довольно интересный подход к аранжировке, не правда ли? Вообще с юмором у ансамбля все более чем хорошо. Сам Менгельберг в момент очередного импровизационного музицирования пытался играть на скрипке Мэри Оливер, а саму ее заставлял играть на рояле. Хэн Беннинк и вовсе непрерывно развлекал зал, строя рожи, подмигивая и даже играя завернувшись в портьеру. При всем этом дуракавалянии музыка оркестра достаточно сложна, хотя воспринимается без особого напряжения. В этом, наверное, и заключается основной талант Менгельберга как исполнителя и аранжировщика. Понятно, что зрители, и я в их числе, остались этим выступлением очень довольны.
Следующая серия выступлений Миши Менгельберга и Хэна Беннинка в составе квартета с Дэйвом Дугласом и Брэдом Джонсом уже не за горами. Уверен, что они не уступят концерту в "Тонике".

Иван Шокин,собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке
фото автора
Downtown Music

На первую страницу номера